Александр Адабашьян – сценарист, актёр, художник и режиссёр

Подавляющему большинству русскоязычных зрителей планеты Александр Адабашьян (фото см. ниже) известен фразой: «Овсянка, сэр!» В советское время она была очень популярна. При её произношении в памяти всплывает образ дворецкого Бэрримора из картины «Собака Баскервилей». Но совсем немногие знают, что его блестяще сыграл Александр.

Тем, кто серьёзно интересуется кино, Адабашьян известен как актёр (при этом только по второстепенным и эпизодическим ролям). Немалому числу людей Александр запомнился по экранизации произведений Бориса Акунина о везучем сыщике Эрасте Фандорине, вышедшей на экраны в 2002 году. В этой статье будет описана краткая биография Адабашьяна. Итак, приступим.

Детство и учёба

Адабашьян Александр Артемович появился на свет в Москве в 1945 году. С детства у мальчика наблюдались художественные наклонности, так что родители планировали развивать сына именно в этой стезе. Кино в жизненные планы Адабашьяна совсем не входило. В 1971 году Александр окончил художественное училище и неожиданно для себя оказался в абсолютно другой сфере. Естественно, это был кинематограф. Как же такое произошло? На это было две причины. Во-первых, у Александра присутствовал писательско-публицистический дар. Во-вторых, Адабашьян имел знакомство с рядом известных кинематографистов (Никита Михалков и др.). Именно они и посоветовали молодому человеку попробовать себя в новой сфере. И Александр Адабашьян последовал их рекомендациям.

Начало карьеры

Всем сразу стало понятно, что герой этой статьи — талантливый человек. Советские зрители наверняка помнят картину «Свой среди чужих». Сейчас она стала бесспорной классикой жанра. Так вот, Александр наряду с режиссёром и актёрами принял участие в создании непередаваемой атмосферы данного фильма. Он работал художником-постановщиком. Также он сыграл в ленте эпизодическую роль.

Кинематографист

Пожалуй, это звание Александр Адабашьян заслужил как никто другой. На данный момент за плечами актёра — больше двадцати картин. Помимо легендарной роли Бэрримора в «Собаке Баскервилей» он запомнился широкому кругу зрителей ещё по двум образам — судебного пристава («12») и Берлиоза («Мастер и Маргарита»).

Художник-постановщик и сценарист

В этом качестве Александр Адабашьян является создателем таких лент, как «Очи чёрные», «Родня», «Пять вечеров», «Раба любви» и т. д. В целом его творческая копилка насчитывает около двадцати фильмов.

Режиссёр

Сам Александр Адабашьян называет свой дебют на этом поприще авантюрой. Всё началось в 1992 году, когда французы предложили ему написать сценарий к картине «Мадо, до востребования». В основу лёг роман писательницы Симоны Арэз. В итоге Адабашьян написал сценарий, который был совсем не похож на оригинал.

Французы всё прочитали и стали задавать Александру уточняющие вопросы. Адабашьян настолько артистично и увлечённо отстаивал собственную версию, что продюсеры решили доверить ему постановку фильма. После выхода на экраны картина получила призы на нескольких фестивалях. Александр же заявил, что не считает себя режиссёром и ничего не снимал больше десяти лет.

Следующей режиссёрской работой Адабашьяна стала экранизация романа-детектива «Азазель», написанного Борисом Акуниным. Премьера состоялась в 2002 году. Акунин по условиям контракта, заключённого с ОРТ, мог выбирать для экранизации своего произведения как актёров, так и режиссёра. Ему предложили довольно длинный список, и Борис выбрал именно Адабашьяна. Своё решение писатель объяснил тем, что ему очень понравился фильм Александра «Мадо». Также Акунин считал героя этой статьи талантливым художником и сценаристом.

Мнения коллег

Александра очень ценят в профессиональном кругу. Все коллеги по цеху отзываются о нём только положительно. Вот как охарактеризовала Адабашьяна актриса Марина Пупенина, снявшаяся в его «Азазели»: «Мы пришли к нему в гости. Маэстро потчевал нас невероятными историями. Четыре часа пролетели незаметно. Александр Артемович — аристократичный, деликатный и изысканный человек. Я бы с радостью поработала с ним ещё».

Признание

Адабашьян Александр, биография которого представлена выше, не слишком известен массовому зрителю. Но в профессиональных кругах все знают о его заслугах и считают истинным мэтром. Александр Артёмович — лауреат Госпремии Казахстана, заслуженный художник России, обладатель «Серебряного пегаса» (приз за лучший иностранный сценарий) и лауреат премии Феллини. К тому же не стоит забывать, что герой этой статьи был художником-постановщиком «Хованщины» и «Бориса Годунова» для двух самых известных театров мира — Ла Скала и Мариинского.

Комментарии