Джорджо Вазари – родоначальник искусствоведения
Джорджо Вазари (1511—1574) родился в небольшом, очень древнем городке Тосканы Ареццо, который находился недалеко от Флоренции. Он остался в веках как архитектор и как человек, положивший начало искусствоведению.
Учеба и начало работы
Родившись в семье горшечника, смышленый и способный подросток в 12 лет стал подмастерьем французского художника, который делал витражи в церкви в Ареццо, Гильома де Марсилья. Рост будущего художника происходил на фоне постоянных войн в Италии. В ней существовали города-государства, а на ее земли кто только не претендовал. И германцы, и испанцы, и французы. Но в стране шло формирование национальной идеи, образование итальянского языка из многочисленных диалектов, в ней гордились великими живописцами и скульпторами, которых знала образованная Европа. Уже были созданы шедевры Леонардо да Винчи и Рафаэля. Еще творил великий Микеланджело. Уже за двести лет до рождения Джорджо Вазари Италия воспитывалась на идеалах гуманизма. Такое «бурление» в стране сказалось на становлении молодого человека, жадно впитывавшего все новейшие веяния, появлявшиеся в стране, и дух свободолюбия.
Встреча с Микеланджело
На способного тринадцатилетнего подростка обратили внимание. Благодаря заметившему его Микеланджело Джорджо Вазари направлен к известному художнику Андреа дель Сарто. На этого художника оказал влияние в первую очередь Леонардо, он был дружен с Тицианом и Рафаэлем. Он обладал прекрасным чувством цвета и колорита и чрезвычайно умело работал со светотенью. У других учителей Джорджо приобретет опыт в черчении и построении композиции и перспективы. Вазари Джорджо позже будет критиковать своего учителя. Он полагал, что Андреа не хватало вдохновения, чтобы создавать великие творения. Описывая его жизнь, Вазари расскажет о сварливой жене своего учителя, которая хорошо отравляла жизнь и ему, и его ученикам. Также он расскажет, что дель Сарто умрет во время эпидемии чумы. Однако сам Вазари, овладев рисунком, не сможет воспринять от своего учителя умение пользоваться цветом. Архитектуре и скульптуре Вазари будет учиться у пятидесятилетнего Микеланджело. Вазари станет биографом и другом великого художника. Во всяком случае, очень замкнутый и мрачный художник расскажет своему юному другу, что на его становление как творца повлиял разреженный воздух Тосканы и глина, с которой он начинал работать в первые годы своего ученичества.
Скитания
Молодому Вазари Джорджо покровительствуют Медичи, но в 1529 году их изгоняют из Флоренции, и семнадцатилетний художник возвращается в родной город. И что же его ждет? Отец умер, надо заботиться о семье, о младших братьях и сестрах. Здесь он получает заказы на роспись фресками и картины. Нужда в деньгах заставляет его покинуть Ареццо, направиться в Пизу и далее скитаться по Италии в поисках работы. Счастье улыбнулось молодому художнику — он встретил Ипполито Медичи, одного из своих покровителей во Флоренции, и герцог взял Вазари вместе с собой в Рим.
Возвращение во Флоренцию
Здесь он работает под покровительством Алессандро Медичи и в 1534 году пишет его портрет.
Великое творение Вазари во Флоренции
Козимо I Медичи заказал Вазари постройку дворца, который объединит многие службы города с набережной реки Арно. С 1560 года началось строительство здания, которое нам знакомо под названием галерея Уффици.
История искусств
Наибольшую ценность для потомков составили у Вазари Джорджо книги. Это огромный пятитомный труд.
Как построил Джорджо Вазари жизнеописания
На базе новеллы, уже хорошо знакомой читателю-современнику, Вазари пишет биографии деятелей искусства, представляющих гордость итальянской нации. Он сообщает биографию скульптора, художника или архитектора и дает анализ и особенности его творчества. Обязательно указываются все произведения творца. Так как Джорджо Вазари сам художник, то, выступая как искусствовед, он со знанием дела анализирует рисунок, школу, манеру исполнения. Для каждой новеллы писатель тщательно собирал мельчайшие факты из жизни художника. В каждой статье имеется портрет, иногда выполненный самим Вазари. Жизнеописатель старался проследить связь каждого художника с народом. Если он описывает образы библейских персонажей, созданных тем или иным мастером, то Джорджо Вазари стремится связать эти образы с повседневной жизнью художника. Книгу открывает биография и творчество Джотто, а заканчивает — Микеланджело. Но второе издание, вышедшее восемнадцать лет спустя, дополнено поправками, уточнениями и новыми биографиями. Всего их опубликовано около двухсот. Этот труд мессира Вазари на многие столетия определил пути искусствоведения как науки. Не потерял актуальности его взгляд на искусство и в наши дни.
Скончался мастер во Флоренции в 1574 году.