Американский социолог Самюэль Хантингтон: биография, основные работы. Столкновение цивилизаций
Социология и политология явно не относятся к категории точных наук. В них трудно найти положения, которые имеют статус непреложных истин. Рассуждения самых авторитетных ученых, имеющих такую специализацию, кажутся отвлеченными и оторванными от реальной жизни «маленького человека». Но есть теории, на основании которых формируется внешняя и внутренняя политика отдельных государств и глобальных международных сообществ. Именно они становятся поэтому актуальными.
Детство и юность
Он родился в Нью-Йорке весной 1927 года, в семье, связанной с литературной деятельностью. Его отец - Ричард Томас Хантингтон - был журналистом, мать - Дороти Санборн Филлипс – писателем, а дед по материнской линии – Джон Филлипс - известным издателем. Выбор профессии, связанной с интеллектуальной деятельностью кажется поэтому естественным. Сэмюэл Филлипс Хантингтон стал достойным продолжателем семейных традиций, написав в общей сложности 17 книг и более 90 объёмистых научных статей.
Стандартными для семей такого уровня кажутся и места, выбранные для получения Сэмом образования. Сначала это колледж "Стай" (Stuyvesant High School) в Нью-Йорке, затем курс бакалавриата в Йеле (Yale University) в Нью-Хейвене – 1946 год, потом магистрат в области политологии в Университете Чикаго (1948) и, наконец, Гарвард, где Самюэль Хантингтон в 1951 году получает ученую степень доктора философии и политологии.
Необычным было только то, что он успешно справлялся с учебной программой университетов за гораздо меньший срок, чем обычно. Так, поступив в Йель в 16 лет, он окончил его не через четыре года, а через 2,5. Перерывом в его учебе была краткосрочная служба в армии США в 1946 году, перед поступлением в магистратуру.
Профессор и консультант
После получения ученой степени он поступает на работу преподавателем в свою альма-матер - Гарвард. Там он проработал с перерывами в течение почти полувека – до 2007 года. Лишь с 1959 по 1962 год он пробыл заместителем директора института по освещению войны и мира в другом знаменитом американском университете – Колумбийском.
Был в его жизни период, когда он близко соприкасался с действующими политиками высокого уровня. В 1968 году он был консультантом по вопросам внешней политики у кандидата в президенты Хьюберта Хамфри, а с 1977 по 1978 год Самюэль Хантингтон служил в администрации президента Джимми Картера в качестве координатора по вопросам планирования при Совете национальной безопасности. К его мнению внимательно прислушивались многие президенты и госсекретари, а Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский считали Хантингтона своим личным другом.
Плодовитый писатель
Все время, свободное от преподавания и общественной деятельности, он посвящал написанию книг. Они наполнены анализом текущей внешней и внутренней политики ведущих стран мира и прогнозом развития как региональных, так и глобальных процессов. Оригинальность мышления, огромная эрудиция и высокие личные качества заслужили ему авторитет и уважение среди коллег. Показателем этого было то, что ведущие политологи и социологи США выбирали его на пост президента Американской Ассоциации политических наук.
В 1979 году он основал журнал «Внешняя политика» (Foreign Policy), ставший одним из самых авторитетных изданий в сфере международных отношений. Он остается таким и сегодня, выходя раз в два месяца, публикуя в том числе и ежегодные «Индекс глобализации» и «Рейтинг правительств-неудачников».
Книга, создавшая имя
Первой книгой, создавшей Хантингтону репутацию оригинального мыслителя и вдумчивого ученого, стала вышедшая в 1957 году работа «Солдат и государство. Теория и политика гражданско-военных отношений». В ней он рассмотрел проблему осуществления эффективного общественного, гражданского контроля над вооруженными силами.
Хантингтон анализирует моральное и социальное состояние офицерского корпуса, он изучает военно-исторический опыт прошлого – сначала всемирный – со времен XVII века, потом тот, что приобретен в ходе вооруженных конфликтов на территории США и за океаном, куда посылался американский экспедиционный корпус. В книге нашла отражение и тогдашняя политическая обстановка начавшейся холодной войны. Вывод ученого: действенный контроль над армией со стороны общества должен основываться на её профессионализации, на всемерном повышении статуса людей, посвятивших жизнь службе в армии.
Как и многие другие публикации, эта книга вызвала ожесточенные споры, но в скором времени многие её идеи легли в основу проводимых в стране армейских реформ.
«Политический порядок в меняющихся обществах» (1968)
В этом своем исследовании американский политолог проводит детальный анализ общественно-политической обстановки, сложившейся в мире к концу 60-х годов XX века. Она характеризовалась, среди прочего, появлением целого сообщества стран, в основном из бывших колоний, вышедших из-под контроля метрополий и выбиравших себе путь развития на фоне противостояния глобальных идеологических систем, лидером которых были СССР и США. Такая ситуация привела к возникновению термина «страны третьего мира».
Эта книга сейчас считается классикой сравнительной политологии. А после выхода она подверглась жесточайшей критике со стороны апологетов популярной в то время среди западных политологов теории модернизации. Хантингтон в своем труде хоронит эту теорию, показав её как наивную попытку насаждать развивающимся странам демократический путь развития путем пропаганды прогрессивных взглядов.
"Третья волна: демократизация в конце XX столетия" (1991)
Большую часть книги занимает обоснование синусоидного характера мирового процесса движения стран к демократическим формам государства. После подъёма в таком движении (Хантингтон насчитал три волны: 1828-1926, 1943-1962, 1974-?) следует спад (1922-1942, 1958-1975).
Концепция американского ученого базируется на следующих положениях:
- Демократизация – это глобальный процесс, имеющий общие тенденции и частные случаи.
- Демократия имеет характер самоценности, не имеющей прагматических целей.
- Многообразие форм демократического порядка.
- Демократизация не заканчивается в конце XX века, возможен откат назад некоторых стран и наступление в следующем веке 4-й волны.
Теория цивилизаций
Книга «Столкновение цивилизаций» (1993) сделала имя Хантингтона знаменитым на весь мир, вызвав при этом особенно ожесточенные споры, вышедшие за границы США. По мнению ученого, в наступающем XXI веке определяющим для мирового порядка станет взаимодействие различных культур или цивилизаций, образованных общностью языков и стилей жизни.
Кроме западной цивилизации, Хантингтон насчитывает еще восемь подобных образований: славяно-православную во главе с Россией, японскую, буддистскую, индуистскую, латиноамериканскую африканскую, синскую (китайскую) и цивилизацию ислама. Границам этих образований ученый отводит роль главных линий грядущих конфликтов.
Трагедия как довод в дискуссии
Выпустив через три года книгу «Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка», писатель еще выше поднял накал дискуссии вокруг своей теории. В событиях трагического дня 11 сентября 2001-го многие, особенно американцы, увидели дополнительное подтверждение правильности предвидений знаменитого политолога, олицетворение начавшегося противостояния разных цивилизаций.
Хотя многие политологи извещают об отрицательном отношении к теории Хантингтона со стороны академических кругов США, существует мнение о том, что после терактов, сопровождавшихся исламскими лозунгами, прокатившихся по миру, «теория цивилизаций» окончательно взята на вооружение правящими кругами США.
Счастливый семьянин
Человек, высказывавшийся на страницах своих книг иногда очень решительно и умевший упорно и непреклонно отстаивать свое мнение в публичных спорах, Самюэль Хантингтон в повседневной жизни был очень скромным и уравновешенным. Он прожил более полувека со своей женой Нэнси, вырастив двоих сыновей и четырёх внуков.
Последний капитальный труд ученого увидел свет в 2004 году. В книге "Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности" он анализирует происхождение и признаки этого понятия и пытается предугадать, какие проблемы ожидают национальную идентичность американцев в будущем.
В 2007 году Хантингтон был вынужден закончить свою профессорскую деятельность в Гарварде в связи с ухудшением здоровья из-за осложнений на фоне сахарного диабета. Он работал за письменным столом до последнего дня, пока в конце декабря 2008 года не ушел из жизни в городке Мартас-Винъярд в Массачусетсе.
В его земном существовании была поставлена точка, но дискуссии, порожденные его книгами по всему миру, не утихнут еще очень долгое время.