Первый русский патриарх: история, жизнеописание

В конце XVI века был избран первый русский патриарх. Им стал Иов, который до того являлся митрополитом Московским и всея Руси. На период его патриаршества пришлось множество государственных кризисов.

Ранние годы

Будущий первый русский патриарх родился в 1525 году в подмосковном городе Старице. В миру его звали Иваном. Он происходил из посадских людей. Мальчик отправился учиться в школу, которая принадлежала Старицкому Успенскому монастырю.

Там же в 1556 году Иван принял монашеский постриг, в котором получил имя Иова. На его решение посвятить свою жизнь церкви напрямую повлиял архимандрит Герман. Иов стал одним из самых образованных и выдающихся людей в составе русской православной церкви. Его личные качества позволили монаху стать заметным лицом в своем монастыре.

При Иване Грозном

В период с 1566 по 1571 год будущий первый русский патриарх был игуменом родного для него Старицкого Успенского монастыря. Возможно, Иов оставался бы на этом месте еще долго, если бы подмосковные земли не стали частью опричнины согласно реформам Ивана Грозного. Так игумен познакомился с царем. Иван Васильевич сделал его настоятелем монастыря. Скоро Иов переехал в Москву.

В начале 80-х деятель церкви был сначала епископом Коломенским, а потом архиепископом Ростовским. Первый русский патриарх, до того как стать главным лицом церкви, много путешествовал по стране. Также у него было значительное число связей в государственной среде. В последние годы правления Ивана Грозного Иов сблизился с Борисом Годуновым. Эти отношения определили дальнейшую судьбу архиепископа.

Предпосылки появления патриаршества

В 1584 году скончался Иван Грозный. На троне оказался его сын Федор, который отличался слабым здоровьем и зависимостью от своего шурина Бориса Годунова. Приближенный монарха начал наводить свои порядки в Москве. Он расправлялся с врагами и ставил на важные государственные должности друзей. Был среди них и будущий первый русский православный патриарх.

В 1586 году Борис Годунов содействовал тому, чтобы Иова избрали митрополитом Московским. На тот момент это был верховный сан в русской православной церкви. Митрополит зависел только от Константинопольского патриарха, которым тогда был Иеремия II.

Русская православная церковь с момента своего возникновения подчинялась греческим иерархам из Византийской империи. Первое время митрополиты даже не были урожденными славянами, а приезжали из Царьграда. Однако в XVI веке ситуация стала совсем другой. В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Мировая столица православия стала исламским городом. Константинопольская церковь потеряла свое былое влияние, а ее патриарх жил в изгнании.

Это не могло не повлиять на настроения в Москве. Иван Грозный стал первым русским царем, принявшим такой титул (по сути, он был равен императорскому, то есть византийскому). Но если политически Москва подчеркнула свое возвышение, то в религиозной плоскости - еще нет.

Организация реформы

В 1586 году московские власти нашли удобный повод, чтобы наконец организовать учреждение собственного патриаршества. В это время запад России посетил Иоаким. Это был Антиохийский патриарх – глава одной из восточных церквей. Иоаким отправил грамоту в Москву с просьбой разрешить въезд в царскую столицу. Это был первый случай после падения Константинополя, когда патриарх посещал Кремль. В Москве обрадовались просьбе. Иоакима по дороге ждали сразу три посольства.

Антиохийский патриарх встретился с царем Федором Ивановичем. Тогда же имели место первые договоренности об учреждении русского патриаршества. Чтобы провести процедуру учреждения, Москве было необходимо заручиться поддержкой всех крупных восточных церквей. Иоаким был первым патриархом в этом списке. После того как он покинул Россию, начались непосредственные мероприятия по подготовке важной церковной реформы.

Роль Годунова

Главным инициатором учреждения патриаршества на Руси был, конечно, Борис Годунов. Для него это был важный шаг не столько в религиозном, сколько в политическом смысле. С тех пор как Федор Иванович оказался на троне, его шурин стал фактическим правителем страны. Однако он смотрел в будущее, явно мечтая о престоле. Обстоятельства были на стороне Годунова. У Федора и Ирины (сестры Бориса) не было детей, кому бы по закону могла перейти власть.

Годунов был единоличным правителем. Для него было важно контролировать всю государственную машину. Церковь для него являлась важным политическим инструментом. Поэтому царский шурин хотел получить лояльного к себе патриарха.

На эту роль Годунов без промедления выбрал Иова. Между ними были давние доверительные отношения. Как показало время, первый русский православный патриарх оставался верным союзником Годунова даже в самые тяжелые для него моменты.

Святейший патриарх

Иов был поставлен патриархом 5 февраля 1589 года. Первым его серьезным мероприятием в новом качестве стала помощь грузинскому царю Александру. Этот монарх оказался зажатым между двумя мощными мусульманскими державами – Турцией и Персией. Чтобы хоть как-то сохранить свою страну, Александр принял российское подданство.

Теперь грузинскому монарху требовалась помощь в наведении порядка в церковных делах. Как раз в это время первым русским патриархом стал Иов. Он написал царю два больших письма, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях патриарх давал Александру советы по борьбе с еретиками, которые раскололи православную церковь в Грузии. Иов отобрал нескольких иконописцев и богословов. Они были посланы на Кавказ, чтобы оживить грузинскую христианскую жизнь. Сохранившиеся грамоты, которые первый патриарх русской церкви отправил Александру, свидетельствуют о его большой образованности и начитанности. Сказывались годы, проведенные в монастырях. В то же время Иов беспощадно критиковал не только еретиков и мусульман, но также и католиков с протестантами.

Участие в государственной политике

Когда первым русским патриархом стал Иов, Борис Годунов надеялся сделать его своей опорой в системе светской власти. Этот план оказался успешным. Дело в том, что Иов, в отличие от всех своих предшественников (еще митрополитов), активно участвовал в государственных делах. После ежедневной службы в московских церквях патриарх отправлялся на заседания Боярской думы, где отстаивал и продвигал идеи Бориса Годунова в том или ином аспекте политики.

Но и до этого мнение предшественников Иова весило много. На советах с царем, где присутствовала вся государственная верхушка, по традиции первый патриарх русской православной церкви получал право высказаться в самом начале мероприятия. Богобоязненный Федор Иванович всегда внимательно прислушивался к его советам и наставлениям.

Избрание первого русского патриарха даже на формальном уровне заметно изменило государственные устои. Теперь глава русской православной церкви официально стал вторым лицом в стране. На его плечи ложилась большая ноша и ответственность, хотел он того или нет. Этот принцип Россия переняла у Византии. В империи во все времена патриарх и император были почти равнозначными фигурами.

Церковные дела

Безусловно, избрание первого русского патриарха связано с именем Бориса Годунова. В 1598 году он, наконец, окончательно стал царем после смерти своего предшественника Федора Ивановича. Годунов не принадлежал к царствовавшей доселе династии Рюриковичей. Это не добавляло ему авторитета в глазах бояр. Тем не менее новый царь установил жесткий единоличный режим власти.

Избрание Иова (первого русского патриарха) было необходимо Годунову для того чтобы получить дополнительную поддержку, когда он был всего лишь приближенным монарха. Теперь ситуация изменилась, и глава церкви почти перестал участвовать в государственной жизни.

Вместо этого Иов занялся христианизацией Поволжья и Сибири. Эти земли были совсем недавно присоединены к России. На их просторах проживало много мусульман и язычников. Имя первого русского патриарха связано с открытием храмов в этих регионах. Христианизация Сибири и Поволжья шла параллельно с притоком туда русского населения из центральных областей.

Враг Лжедмитрия

Борису Годунову не удалось сохранить мир в своей стране. Сначала Россию поразил голод, что привело к волнениям в народе. Фатальным ударом для царя стало появление Лжедмитрия. Самозванец шел с большим войском в Москву. Годунова от расправы спасла естественная смерть на пиру.

После его смерти стало ясно, что Иову не сохранить сан патриарха. Сторонники Лжедмитрия схватили его и отправили в ссылку в родной Старицкий монастырь. Вскоре в Москве объявился Лжедмитрий. По его приказу убили Федора Годунова – сына Бориса, бывшего царем всего несколько недель.

Изгнание

Еще до появления в Москве Лжедмитрий был предан анафеме. От церкви его отлучил первый русский патриарх. Жизнеописание этого иерарха рисует нам человека, не отказавшегося от своих принципов и лояльности по отношению к законному царю. Когда Федора убили, Иов вернулся в столицу и провел службу в Успенском соборе в Кремле. За это он был схвачен и отправлен в изгнание. Сторонники Лжедмитрия хотели как можно сильнее унизить восьмидесятилетнего старца. С него сорвали облаченье патриарха и выгнали из столицы.

Вместо Иова Отрепьев избрал патриархом своего сторонника Игнатия. Однако процедура его назначения была незаконной. Формально Иов (первый русский патриарх) даже не был лишен своего сана, хотя его и изгнали из Москвы.

Реабилитация и смерть

Очень скоро Лжедмитрий лишился власти. Он окружил себя поляками-католиками, что крайне не понравилось простому народу. Бояре тоже были против самозванца из-за его тиранического характера. В 1606 году в Москве вспыхнуло восстание. Лжедмитрий пытался бежать, но был схвачен и убит.

Власть перешла к московским боярам. Они избрали царем Василия Шуйского. Новый монарх реабилитировал Иова. Первый патриарх даже вернулся в Москву. Однако старик отказался вновь стать главой церкви. К тому времени он уже почти ослеп и был тяжело болен. Иов вернулся в родную Старицу, где и скончался в 1607 году. Первого патриарха похоронили в местном монастыре. В XVII веке его останки были перенесены в Успенский собор Кремля. Русская православная церковь канонизировала Иова в лике святителей.

Комментарии