Приемы технологии критического мышления в начальной школе
Является ли возможным более эффективное мышление? Да, его, как и другие свойства и качества ума, можно развивать. В данном случае подразумевается умение думать. Специально для этого применяется технология критического мышления в начальной школе. Что она собой представляет? Какая у неё цель? Какие особенности реализации?
Цель технологии критического мышления
Этапы
- Вызов. По данной проблеме необходимо заставить ученика поставить себе вопрос о том, что именно он знает.
- Осмысление. На этом этапе ученик под руководством учителя (зачастую ещё и с помощью сотоварищей по классу) отвечает на вопросы, которые были поставлены на первой стадии.
- Рефлексия. Ребенок размышляет и обобщает знания, которые относятся к данной проблеме.
А теперь давайте рассмотрим приемы технологии критического мышления. Следует отметить, что их значительно больше и, несмотря на количество рассмотренной информации, эту подборку ещё можно будет дополнить.
Чтение – суммирование в парах
Пять
Название данного метода обусловлено количеством этапов в нём. Каким может быть использование технологии критического мышления данного типа? Вот стратегия, которая может быть воплощена при чтении. Разбираем тему русских народных сказок:
- Описываем с помощью прилагательных: волшебная, бытовая.
- Выражение одним словом: сказка.
- Описываем действия, которые приходится делать: читаем, пересказываем, учим, запоминаем.
- Фраза, с помощью которой может быть выражено отношение ученика к теме: сказка ложь, да в ней намёк.
- Подбираем синоним: выдумка, фантазия.
Чтение с остановками
Верите ли вы, что…
Это исключительно творческий приём. Класс необходимо поделить на две команды. Первая должна высказывать какие-то предположения, в которых фантазия переплетается с реальностью. А вторая команда анализирует предоставленные данные. К примеру, первая команда рассказывает такую историю: "Вышли мы из школы, увидели большой листок дуба. Сели на него и улетели вверх. Нас в полёте сопровождали гуси. Мы опустились на опушке леса. Там было много грибов, мы их все собрали." Вторая команда анализирует: выход из школы – это возможно. Дуб – это реально. Полёт – невозможно (и почему). Про опушки и грибы – правда.
Работа с вопросником
Знаю, узнал, хочу узнать
Этот приём подходит для стадий объяснения и закрепления материала. Так, его смысл заключается в составлении таблицы, которая имеет два столбца: в первый записывается то, что дети знали о чем-то, а во второй – полученная в рамках урока информация. Её можно дополнять теми данными, о которых есть желание узнать. При использовании данного приёма необходимо быть готовым выйти за рамки урока и стимулировать детей самих искать информацию, на которую не нашлось ответов или времени.
Мозговой штурм
Уголки
Используется для составления характеристики персонажа произвольного литературного текста. Класс необходимо поделить на две группы. Первая будет готовить информацию о положительных характеристиках. При этом используется текст и их жизненный опыт, чтобы доказать, что это так и есть. Другая группа подготавливает информацию о негативных качествах. Всё опять же должно быть подтверждено текстом. Применять данный приём рекомендуется, когда произведение полностью прочитано. Под конец обсуждения необходимо сделать совместный вывод. Этот приём позволит учить детей диалогу и культуре общения.
Написание творческих работ
Используется этот прием, чтобы закреплять пройденный материал. Например, детям можно предложить написать продолжение текста, который понравился. Также можно написать стих по мотивам произведения.
Создание вопросника
К данному приёму можно обращаться, когда изучена тема (или их группа). Детям предлагается с помощью учебных текстов самостоятельно подготовить вопросы по пройденной литературе. Их потом необходимо определить в группы и провести соревнования. В каждой из них выбирается «знаток» - тот, кто лучше всех ответил на вопросы. И под конец устраивается соревнование между победителями.
Логическая цепочка
Этот приём помогает подготавливаться к пересказам текстов. После того как был прочитан определённый текст, ученикам предлагается все события, которые были в нём, выстроить в логической последовательности. Данный метод рассчитан на общеклассную работу.