Владимир Маяковский: стихи, которые легко учатся
Русская поэзия многогранна и необычна, она сочетает в себе витиеватую лирику символизма и прямоту футуризма, сбивчивую ритмику и чёткий конкретный слог. Список русскоязычных поэтов воистину бесконечен – Пушкин, Тютчев, Блок, Маяковский. Стихи, которые легко учатся, принадлежат перу разных авторов, но произведения Железного поэта по праву считаются одними из самых запоминающихся. Попробуем понять, почему же он считается одним из лучших в нашей литературе.
Общее впечатление
Его либо любят, либо ненавидят, нейтрального отношения к нему практически не бывает. Писал Маяковский стихи для детей, патриотические оды, короткие эпиграммы – его талант нельзя было загнать в какие-то рамки. Сходятся и поклонники, и противники в одном – он был бесспорно одарен. Новаторский подход к написанию стихотворений, знаменитая "лесенка", которая, по мнению одних, была способом заработать на большем количестве строк, тогда как другие считают, что именно эту форму поэт использовал для демонстрации ритмики своих произведений. Огромнейшее количество неологизмов, пусть и свойственных той эпохе, но всё же проявившихся в лирике Маяковского особенно ярко – вот то, что выделяет его из ряда других поэтов начала двадцатого века.
В погоне за идеалом
Говорить о том, что Маяковский стихи, которые легко учатся, писал совершенно без усилий, нельзя. Искусствоведы говорят о том, что Железный поэт часами работал над рифмами, заполняя ими целые тетради. Каждое своё стихотворение он вышлифовывал до совершенства, считая ударные и безударные слоги, сохраняя баланс между ними и идеально подбирая ритм даже для нерифмующихся частей стихотворений. Известно, что одним из литературных ориентиров поэта был Пушкин, несмотря на то, что в 1910 году начинающий тогда автор поддержал кампанию, призванную «сбросить Толстого, Достоевского и Пушкина с парохода современности». С таким кумиром нельзя писать плохо, не так ли? Кстати, у Владимира Владимировича даже есть стихотворение, посвящённое солнцу русской поэзии - "Юбилейное", в котором он будто бы ведёт диалог со своим учителем.
Если начало творчества поэта относят больше к традиционной литературе (он не успел ещё прочувствовать всё влияние воинствующего в те времена футуризма) то уже в более поздних сборниках его гений проявляется настолько ярко, что молодого поэта рассматривают уже даже не в рамках кубофутуризма, куда более протестного по своей форме, а за ними – он постепенно становится эталоном нового движения. Более того, он активно работает в таких направлениях как драматургия, киноискусство (причём как актёрское мастерство, так и режиссура) – мало кто знает об этих страницах жизни Железного. Правда, Маяковский стихи, которые легко учатся, в этот период писать почти перестал: по не совсем понятным причинам яркие образы его лирики тонули в обыденности окружающих их строк. Можно сказать, что двадцатые годы связаны со своеобразным кризисом в творчестве поэта.
Партийность
Многие воспринимают его исключительно как автора лирики, прославляющей Советский Союз во всех его проявлениях. Чего только стоит один «Паспорт»: Маяковский стих этот сделал самым настоящим гимном общества того времени, более того, ещё долгие-долгие годы в школах при изучении творчества поэта наизусть заучивали именно это стихотворение. Одна из его строк, «Я достаю из широких штанин», ушла в народ, став едва ли не самой цитируемой в русской литературе, будучи обыгранной в десятках афоризмов и плотно запечатлевшись в сознании людей. Более того, большая часть лирики для детей, например, "Кем быть", "Конь-огонь", "Что такое хорошо и что такое плохо", также пропитана революционными мотивами. Но мало кто знает, что с коммунистической партией поэт был не в ладах: он вышел из неё ещё в первом десятилетии двадцатого века, когда после очередного ареста за увлечение идеями социал-демократической рабочей партии его отпустили на поруки матери. Поэтому факт, что столько для власти Советов сделал беспартийный, то есть тот, кого тогда и за человека не считали, действительно поражает. Наверное, можно говорить о том, что отношения с властями у Маяковского были неплохими, несмотря на непрекращающиеся усилия по оцензуриванию его лирики в попытках убрать из неё революционные мотивы.
Лиля
У многих их любимые стихи Маяковского связаны с его влюблённостью в Лилю Брик – женщину, которая оказала огромнейшее влияние на формирование как литературного, так и социального образа поэта. Известнейшие "Вместо письма", "Послушайте", "Люблю" позволили читателю увидеть нового лирика, покорно склоняющего голову перед любимой женщиной. Считается, что на эти произведения вдохновила Владимира Владимировича именно Брик.
Сказать, была она благословением Железного или его проклятием, нельзя, важно понять, что именно благодаря ей Владимир Владимирович смог прожить отведённые ему годы в пылу страстей и постоянной борьбы, а не смирения, которое бы определённо уничтожило его дарование и никак не дало бы создать стихотворения, про которые можно сказать: «Маяковский. Стихи которые легко учатся».