Картина "Мадонна" Мунка. Описание

Своё кредо Эдвард Мунк (1863-1944) формулировал как желание писать живых людей, дышащих, страдающих, любящих – «людей, снимающих шляпу перед входом в церковь». В выражении сильных человеческих эмоций ему были недостаточны средства классического реализма, он открывал новые пути в искусстве, во многом опередив своё время.

Он искал новые художественные средства живописи, он по-новому трактовал классические сюжеты. Ярким примером этих поисков стала картина «Мадонна». Мунка вдохновила тема, родившаяся тысячу лет назад, но результатом стало произведение, актуальное для любого времени.

Предтеча экспрессионизма

В своем развитии как живописец Мунк прошел периоды увлечения самыми различными подходами к отражению окружающего мира. У него есть работы, созданные в классической, реалистической манере. Он писал пейзажи в стиле импрессионистов, испытал мощное влияние французских символистов. В результате мастером был сформирован собственный творческий метод, не позволяющий отнести его к конкретному течению. Наиболее близкой к творчеству великого норвежца считается живопись Гогена и, особенно, Ван Гога. Но по-настоящему их роднит только сила энергии, излучаемой их произведениями – своеобразие живописной манеры и особенности художественного анализа мира слишком очевидны.

В этом смысле картина «Мадонна» Мунка содержит все признаки своеобразия его живописи. К ним можно отнести невиданную откровенность в неожиданной трактовке классического сюжета, которую называли скандальной, лаконичность композиции и неповторимая техника построения изображения. Плавные, тягучие линии рисунка и вязкий фон, в котором скрыты несущественные для воплощения общего замысла детали – в этой манере созданы все наиболее значительные вещи мастера, в которых принято видеть признаки нового искусства XX века.

Это Мадонна?

Полемика о том, действительно ли картина «Мадонна» Мунка – это изображение богородицы, Девы Марии, разгорелась сразу же после написания первого варианта полотна в 1893 году. Единственным указанием на божественное происхождение изображенной женщины – нимб над её головой, причем непривычного – красного – цвета. Известно, что сначала картина была названа художником Kvinne сом elsker - буквально – женщина делает любовь. Появившееся потом название, отсылающее к классическим творениям, которые известны со времен раннего Средневековья, к великим произведениям мастеров Возрождения, добавляет новой глубины первоначальному замыслу.

Одну из причин выбора мастером такого сюжета и то, как картина «Мадонна» Мунка отвечает религиозному воззрению художника, исследователи его творчества объясняют трагическими событиями его юности. Родившись в семье, где его отец – военный врач Кристиан Мунк – отличался болезненной религиозностью, Эдвард вначале глубоко воспринимает христианские постулаты. Но после смерти любимой старшей сестры – Софии, после того, как он наблюдал молитвенные стенания отца, не могущего помочь умирающей, он окончательно разочаровался в традиционной религии. И Мадонна на его картине стала лишь символом, а темой полотна стала жизнь и любовь - женская и мужская.

«Фриз жизни»

В 1903 году в одном из залов Берлинского сецессиона – выставки художников, отрицавших традиционное, академическое искусство, - Мунк впервые выставил первые работы из цикла картин, который, по его мысли, должен был охватить основные периоды жизни, главные аспекты бытия человека. Он называл его «Фриз жизни» и продолжал работать над ним практически всю жизнь.

Для художника был важен порядок размещения полотен, которые вывешивались соответственно нескольким разделам. «Мадонна» - картина Мунка - была нарисована им для «Фриза» и относилась к разделу «Рождение любви». Кроме этого, были другие: «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» (к которому относился знаменитый «Крик» (1893)), - и «Смерть».

Точный состав разделов не сохранился и восстанавливается по воспоминаниям современников, но то, что тема взаимоотношений мужчины и женщины была одной из главных составляющих «Фриза», известно и из текстов мастера.

Момент любви

Всего были созданы пять вариантов картины – литографических и выполненных масляными красками. Каждый из них – не просто слепое повторение, но постепенное развитие темы, дополнение замысла новыми нюансами и деталями. На одном из графических вариантов художник обрамляет картину символическим изображением животворящей жидкости, размещая в конце маленький человеческий зародыш. То, что «Мадонна» - картина Мунка, изображающая женщину в момент любви, становится понятно еще отчетливей.

Но глубина и объем по-настоящему великих живописных произведений, не допускает слишком простых толкований. Шедевр, относящийся к самому высочайшему уровню - «Мадонна», картина Мунка. Изображена на ней Женщина - земная и живая – такими округлыми и горячими линиями изображено её тело, так явственна страсть в глазах и чертах её лица, поза кажется естественной, если допустить, что перед нами – лежащая, а не стоящая модель. Почему же картина излучает такой драматизм, почему зародыш будущий плод любви выглядит мертвецом? Объяснять это общим мрачным посылом, исходящим от творчества художника, обладавшего изломанной психикой, слишком легковесно – рукой великого мастера водят высшие силы.

Мыслитель и пророк

В его творениях теперь видят предзнаменованиях глобальных мировых потрясений XX-го века. В последние десятилетия своей жизни он познал успех и признание, а умер в 1944 году в родной Норвегии, в стране, захваченной фашистами - ценителями другого искусства – проповедующего ясные и понятные истины, языком, доступным самому одноклеточному существу.

Его картины устанавливают ценовые рекорды на аукционах, и с ними происходят невероятные истории: «Мадонна» - картина Эдварда Мунка, в 2004 году была похищена из музея в Осло двумя вооруженными грабителями, вместе с одним из вариантов другого шедевра мастера – «Криком». Целый год было неизвестно их местонахождение, хотя грабители были найдены и осуждены. Появлялись сведения об их окончательной утрате. Но полотна вернулись в музей, хотя и несколько повреждёнными.

Главное достоинство произведений, подобных «Мадонне» - то, что они дают возможность находить свои ответы на самые главные вопросы бытия, но только тем, кто ставит перед собой такие вопросы и тому, кто ищет такие ответы.

Комментарии