"Дрим Театр": основание и дискография

Dream Theater существует уже больше 30 лет и по-прежнему остается одним из самых значительных коллективов, играющих в жанре прогрессивного метала. За свою карьеру группа выпустила 13 студийных альбомов и обзавелась преданным фанатским сообществом по всему миру.

Возникновение группы

Группа "Дрим Театр" (Dream Theater) была основана в 1985 году. В ее первый состав вошли басист Джон Маянг, гитарист Джон Петруччи, барабанщик Майк Портной. Друзья вместе учились в Беркли – знаменитом музыкальном колледже Бостона. Без них невозможно представить той музыкальной вселенной, которую представляет собой творчество группы "Дрим Театр". Основание коллектива произошло в тот момент, когда в Америке был особенный спрос на хэви-метал. Друзья, как и многие молодые музыканты того поколения, начинали свою карьеру с любительских кавер-версий песен Iron Maiden.

Впрочем, у основателей "Дрим Театра" существовали и другие примеры для подражания. В первую очередь они ориентировались на прогрессив-рок 70-х годов и одну из групп этого эшелона - Rush. Майк Портной вдохновился песней данного коллектива Bastille Day и предложил использовать в качестве вывески нового квинтета слово Majesty ("Величие"). Именно так он описывал концовку своей любимой песни канадской группы.

В прогрессив-роке, в отличие от метала, использовались не только привычные гитары, но еще и клавиши. Для игры на этом инструменте был приглашен друг Джона Петруччи Кевин Мур. Вместе они учились еще в начальной школе и еще тогда сошлись в музыкальных вкусах. Но было вакантно еще одно место. Микрофон на первых порах получил Крис Коллинз.

Поиск стиля

Троица, которая училась в Беркли, после основания "Дрим Театра" решила бросить образование и переехала в Нью-Йорк. Товарищи сосредоточились на собственном музыкальном проекте. Они посвящали все свое свободное время репетициям и сочинению нового материала. Результат не заставил себя ждать. В 1986 году вышла их первая демо-запись, которая была издана тиражом в тысячу экземпляров.

Тогда же начались и концерты в клубах родного города. Скоро группу покинул Крис Коллинз. Он считал, что "Дрим Театр" должен пойти другим творческим путем (о нем ниже). Остальные участники стали искать замену ретировавшемуся коллеге. Место фронтмена тогда неожиданно занял Чарли Доминичи. Он был заметно старше своих товарищей по коллективу (они родились в середине 60-х, а новый вокалист в 51-м году). Несмотря на разницу в возрасте, второй состав квинтета оказался живучее и продуктивнее первого. Коллектив стал давать концерты не только в Бостоне, но и в Нью-Йорке, где музыкальная жизнь была более бурной. Тогда в андеграунде восточного побережья и заговорили о феномене под названием "Дрим Театр". Группа была популярна, но для того, чтобы быть услышанной большой аудиторией, ей нужно было записать собственный альбом.

Тем временем товарищам пришлось поменять вывеску. Название Majesty уже было занято другим коллективом, который пригрозил бостонцам судебным иском. Музыканты стали спорить о новом имени. Сошлись на варианте "Дрим Театр" (группа получила название старого и уже закрытого калифорнийского театра).

Дебютный альбом

Известность, которой обзавелся "Дрим Театр", позволила группе подписать свой первый контракт со звукозаписывающим лейблом Mechanic Records. Дебютный альбом вышел 6 марта 1989 года. Он получил название When Dream and Day Unite (литературный перевод можно сформулировать как «Когда сон окажется явью»). Имя пластинки стало отсылкой к имени группы. Это неудивительно, ведь с самого начала своей карьеры основатели "Дрим Театра" уделяли много внимания концептуальности своих произведений. Эту черту они переняли у любимого прогрессивного рока 70-х. В музыкальном плане дебютная пластинка скорее тяготела к металу.

Новый альбом "Дрим Театра" вписывался в рамки нового жанра, появившегося в США во второй половине 80-х. Комбинация прогрессивного рока и хэви-метала позже была окрещена критиками прогрессивным металом. "Дрим Театр" же со временем стал ключевым коллективом этого направления. В 1989 году, однако, перспективы дальнейшей карьеры коллектива были не столь радужными. У музыкантов случился конфликт с лейблом. Компания выполнила не все свои обязательства и почти ничего не сделала для продвижения пластинки в индустрии. Это привело к коммерческому провалу. Тур в поддержку дебютника был коротким и состоял всего из пяти концертов.

Кроме того, вокалист Чарли Доминичи вскоре после выхода альбома покинул группу. Проблема заключалась в том, что, несмотря на то, что он был талантливым исполнителем, его стиль не соответствовал жанру коллектива. Остальные участники "Дрим Театра" хотели двигаться дальше, в сторону развития идей прогрессивного метала, в котором были бы длинные композиции, гитарные соло, ярко-выраженная ритм-секция. Доминичи же больше подходил для песен в жанрах поп-баллад или софт-рока (т. н. мягкого рока). Гораздо позже Майк Портной сравнивал Чарли с Билли Джоэлом.

Приход Лабри

С уходом Манчини у группы вновь появилась дилемма, связанная с поиском постоянного вокалиста. В 1991 году было прослушано около 200 демо-записей, отправленных энтузиастами со всех уголков Америки. Бренд "Дрим Театр", состав которого временно насчитывал четырех человек, уже был довольно известен в кругах любителей метала и меломанов вообще. Наконец, Петруччи и компанию привлекла запись, присланная из Канады. Она была отправлена Джеймсом Лабри. Исполнитель получил приглашение приехать в США и поучаствовать в джеме. Репетиции показали, что манера и кондиции амбициозного парня отлично подходят коллективу.

В это время остальные члены команды писали материал, который лег в основу второго альбома группы "Дрим Театр". "Пул ми андер" (Pull Me Under) – самая известная и популярная их песня, которая была сочинена именно на рубеже 1991-1992 гг. Лабри стал новым вокалистом как раз накануне окончательной записи пластинки. С тех по он остается неизменным фронтменом американской пятерки. Его голос стал визитной карточкой коллектива.

Прорыв

В 1992 году "Дрим Театр" нашел новый лейбл взамен Mechanic Records. Им стал Atco. Компания предоставила группе достаточную творческую свободу. В музыкальном бизнесе того времени это был смелый шаг. Наконец, 7 июля был выпущен второй альбом - Images and Words ("Символы и слова"). По звуку он заметно отличался от дебютника и был логическим продолжением оттачивания жанровых идей группы.

Пластинка моментально стала хитом продаж. Открывающая ее песня Pull Me Under (буквально "Тяни меня вниз") попала в сокращенной версии на радио-ротацию. Связано это было с тем, что группа решила не скупиться в своих композиторских замыслах. Почти все песни альбом отличались большой длиной. Например, первая композиция продолжалась 8 минут (версия для радио была в два раза короче). На Pull Me Under был снят клип, который даже попал на MTV. Из музыкальных экспериментов группы в 1992 году стоит отметить использование саксофона, который записали благодаря помощи приглашенных исполнителей. Стиль, заданный вторым альбомом "Дрим Театра", являлся лейтмотивом творчества коллектива на протяжении многих лет.

Awake

После выхода Images and Words весь мир узнал о молодых ребятах, выступающих под вывеской "Дрим Театр". Фото музыкантов стали появляться в самых тиражируемых журналах. Группа впервые выступила в Европе. Начало 90-х было как раз последней эпохой, когда существовала старая музыкальная индустрия до возникновения интернета и распространения цифрового контента.

В 1994 году вышел третий альбом американцев. Он получил название Awake ("Проснуться"). В музыкальном плане произошло некоторое утяжеление звука. Альбом стал последним для клавишника Кевина Мура. После записи пластинки музыкант сообщил друзьям, что хочет заняться сольной карьерой. Группе, у которой на носу были выступления по всему миру, пришлось искать срочную замену. Место Кевина занял уроженец Калифорнии Дерек Шеринян. Несмотря на молодость, он уже был очень известным на рок-сцене. Шериняну удалось поработать с Элисом Купером и Kiss.

Пробой пера для нового состава коллектива стал мини-альбом A Change of Seasons ("Смена времен года"). Он вышел в 1995 году. Музыканты вновь пошли на эксперименты и записали огромную 23-минутную одноименную песню. Это был настоящий апогей их творческого поиска в жанре прогрессива. Сюжет песни повествовал о человеке, ход жизни которого в тексте сравнивался с природным ежегодным циклом. В студии на музыкальную основу были наложены диалоги из популярных фильмов той эпохи (например, из "Общества мертвых поэтов" с Робином Уильямсом в главной роли). Схожий прием сведения был использован и раньше - на песне, завершающей альбом Awake.

Falling Into Infinity

С расширением репертуара музыканты смогли позволить себе экспериментировать на живых выступлениях. Каждый концерт "Дрим Театра" отличался от предыдущего по сет-листу. Такие длинные песни, как A Change of Seasons, разделялись на части, исполнявшиеся по отдельности. А еще в 1993 году во время тура в поддержку Images and Words в продажу поступил дебютный концертный альбом Live at the Marquee.

После очередной серии успешных выступлений по всему миру участники группы задумались о новом творческом повороте, на который должен пойти "Дрим Театр". Дискография коллектива еще не имела полноценного концептуального альбома. Однако в 1997 году эту идею пришлось отложить. Четвертый альбом Falling Into Infinity ("Падая в бесконечность") пришлось значительно отредактировать из-за нежелания лейбла выпускать слишком длинную и затратную пластинку. Пластинка стала последней для клавишника Дерека Шериняна. Он (как прежде Кевин Мур) решил заняться собственными проектами. На его место выбрали мультиинструменталиста и импровизатора Джордана Рудесса, который остается в группе и по сей день.

Концептуальная метал-опера

Еще в альбоме Images and Words была песня Metropolis. В 1999 году группа выпустила свой новый концептуальный альбом, который стал сюжетным продолжением этой композиции. Пластинка получила название Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory ("Метрополис 2: Сцены из воспоминаний"). Это была настоящая музыкальная пьеса, состоявшая из двух частей.

Согласно сюжету, главный герой находится в гипнотическом сне. Он путешествует по миру, живущему в 1928 году, и пытается выяснить, что его туда привело. Группа провела мировое турне, сет-лист в котором полностью состоял из постановки собственной пьесы. Рудесс прекрасно вписался в коллектив. Новые песни получили его многочисленные, весьма интересные клавишные импровизации, вдохновленные в том числе и академической музыкой.

Нулевые

В новом тысячелетии у группы вышло пять альбомов. Команда не прекращала свою деятельность и после каждого мирового турне вновь отправлялась в студию, чем и объясняется ее заметная продуктивность. Кроме того, музыканты взяли в привычку выпускать трибьюты группам-предшественницам, наиболее повлиявшим на их творчество. Так вживую были исполнены и записаны альбомы Iron Maiden, Rush и Metallica.

В 2002 году был выпущен Six Degrees of Inner Turbulence ("Шесть стадий внутренней турбулентности"). Этот альбом стал первым и единственным двойным альбомом во всей дискографии группы. При этом в нем было всего 6 песен. Эта пластинка стала одной из самых монолитных в карьере коллектива.

Уже в следующем 2003 году вышел следующий альбом Train of Thought ("Ход мыслей"). Он занимает особое место в дискографии группы. Большинство критиков и простых слушателей считают его самым мрачным альбомом квинтета. Действительно, и аранжировки, и обложка пластинки выделяются на фоне остальных релизов. Во время тура в поддержку Train of Thought был записан один из самых грандиозных концертов в истории "Дрим Театра". Он прошел в знаменитом токийском Будокане – арене, на которой выступали легендарнейшие коллективы в истории рок-музыки. С тех пор в дискографии квинтета появилось еще несколько концертных DVD-дисков.

Дальнейшие альбомы - Octavarium, Systematic Chaos и Black Clouds & Silver Linings - продолжили тенденцию к "осовремениванию" звучания группы. При всем при этом каждый композитор коллектива не забывал об основополагающем влиянии прогрессив-рока 70-х. В нулевые годы "Дрим Театр" стали одной из самых узнаваемых и популярных метал-групп во всем мире. В альбоме Systematic Chaos записаны партии многочисленных приглашенных именитых коллег по цеху. С "театралами" сыграли или спели Кори Тейлор, Стивен Вилсон, Микаэль Окерфельдт и т. д.

2010 годы

8 сентября 2010 года один из основателей группы - Майк Портной - в своих социальных сетях сообщил поклонником о том, что покидает "Дрим Театр". Альбомы и мировые турне с этим барабанщиком охватили период в 25 лет существования коллектива. До сих пор нет четкого объяснения причин ухода музыканта. В целом участники группы описали их как "расхождение творческих взглядов". С тех пор Портной играет в многочисленных сайд-проектах вместе с другими именитыми представителями рок- и метал-сцены. Но барабанщик так и не создал собственную долгоживущую группу. После ротации состава Майк Маджини занял место за бочками и тарелками в группе "Дрим Театр". Последний альбом с Портным остался самобытной главой в ее истории, но участники, несмотря на тяжесть раскола, продолжили карьеру под той же вывеской.

С Маджини вышло уже три альбома: в 2011 году - A Dramatic Turn of Events, в 2013 году - одноименный Dream Theater, а совсем недавно, в начале 2016-го - The Astonishing. Эта пластинка стала уникальным экспериментом. Как и Metropolis, альбом представляет собой длинную концептуальную историю. Джон Петруччи (автор текстов) создал целую вымышленную вселенную. В The Astonishing несколько действующих лиц, 2 акта и 34 песни.

Комментарии
один приличный альбом у них 92 года, который и можно называть настоящим дрим театром, дальше уже попса