Чеченцы и ингуши - разница. Культура, традиции и история народов

Первоначальная общность двух этих народов была несколько разобщена ходом Кавказской войны девятнадцатого века и политикой царских властей. Сейчас та часть населения, которая называется простым народом, более привержена единству, считая, что это единый народ - чеченцы и ингуши. Разница подчёркивается только творческой интеллигенцией, которая не видит здесь единого этноса.

Язык

У чеченцев язык нахско-дагестанской части, и он наиболее близок к ингушскому. Вместе с тем присутствует диалектное членение, которое гораздо более сложно. Например, некоторые чеченские горные диалекты гораздо ближе к ингушскому, чем даже к родному чеченскому. Причём в языковых отношениях, которыми связаны чеченцы и ингуши, разница гораздо меньшая, чем между русскими и украинцами. Каждый будет разговаривать на своём родном наречии, но поймут друг друга без малейшей трудности.

И другие проявления культуры демонстрируют ту же общность. Носители ингушского и чеченского языка из интеллигентской прослойки уверены, что понимание достигается не более, чем на 80%, а бытовая речь ещё менее понятна. Тем не менее знатоки-этнографы видят эти два народа настолько близкими, что во многих источниках фигурируют под одним названием - вайнахи (вейнахи) - и чеченцы, и ингуши. Разница, стало быть, со стороны практически не видна.

Литературный язык вайнахов сформировался далеко не сразу. Ранее он был общенормированным и шёл от сказителей - илланчи. Также велись семейные хроники - тептари - на чеченском, но арабской графикой. Они сохранились, хотя и в очень малом количестве. Основу языка чеченский народ нашёл среди равнинных диалектов - урус-мартановского и шалинского. Ими владело большинство. Также очень близки к ним гудермесский и подтеречный диалекты, которые были тоже широко распространены. Основой ингушского явился диалект назрановский, родной для почти восьмидесяти процентов населения, то есть вся республика Ингушетия говорила именно на нём.

Обычаи

Этнографы уверяют, что чеченская культура значительно более утратила смысл этнических ритуалов, чем ингушская. Чеченцы уже не избегают своих тёщ, как в старые добрые времена, могут накормить гостя супом, что нарушает исконность обычая. Ингуши же, как встарь, гостей кормят специальным мясным блюдом - полагается баранина, курица или индюшка, а с тёщами стараются не сталкиваться в обиходе вообще. Свадьбы тоже гораздо более вольно проходят у чеченцев, а у ингушей невеста по древнему обычаю всё время ритуально стоит в углу.

Однако и чеченцы, и ингуши, разница между которыми с течением времени всё-таки образовалась, чётко осознают своё этническое родство, и этноним "вайнах" для них не пустой звук. Многим из них странной кажется информация о том, что этот термин введён недавно и создан одним человеком, никоим образом не относящимся ни к одному народу, ни к другому. Они в массе своей считают, что у этого этнонима история тысячелетняя.

Малые народы

На востоке с чеченцами соседствуют дагестанцы - аварцы, кумыки и много народов ещё меньшей численности. У кумыков культура высоко арабизирована, именно они стали для чеченцев девятнадцатого века законодателями этикета, и почти все проповедники происходили из их числа. Аварцы же смогли подняться только в советское время, когда быстро выросла их численность. Ранее они были безземельными и нанимались к чеченцам в пастухи.

Эта история чеченцев и их соседей подтверждается тем, что почти все сёла Чечни имеют целые кварталы, где расселились аварцы. Наёмный труд - почти рабский, потому для гордых чеченцев он считался крайне непрестижным, и они до сих пор недостаточно уважают аварцев за их неблаговидное прошлое. Но ещё не забыто и то, что были времена, когда Чечня столетиями подчинялась аварским феодалам. Лишь к восемнадцатому веку чеченские традиции стали приобретать самостоятельность, и то только потому, что страна смогла сбросить с себя это иго.

Вайнахи: расселение

Политический антагонизм быстро перекрывался религиозным фактором. Соседний Дагестан постоянно и сильно посылал на запад свой импульс ислама, посредством которого чеченцы и ингуши всё более этнически идентифицировались. В состав чеченцев как этнический компонент входит довольно большое число дагестанцев, даже образованы дагестанские тейпы.

А в равнинном Хасавюртовском районе Дагестана, в свою очередь, поселились аккинцы-чеченцы, их около ста тысяч человек, родиной которых были Республика Ингушетия и Чечня. Это горцы, практически самое древнее из подразделений вайнахов, которые мигрировали с пограничья между двумя республиками. После нашествия Тамерлана аккинцы спустились с гор и ушли на восток, вбирая в себя разные тейпы чеченцев. Во всяком случае они себя позиционируют как чеченскую общность.

Предки вайнахов населяли и северокавказские степи, которые примыкают к нынешней территории Чечни. В первом тысячелетии здесь хозяйничал Хазарский каганат с государственной религией, далёкой от ислама, - иудаизмом. Чеченская этнография до сих пор хранит некоторую связь с этим соседством, оставившим ощутимые следы в истории становления вайнахов, поскольку их участие в политической жизни Хазарского каганата было весьма активным. Некоторые тейпы прямо возводят свой род к одному из еврейских предков, то есть хазарское прошлое история чеченцев и ингушей хранит более чем явно.

Размежевание

Совсем недавно чеченцы и ингуши, разница между которыми ещё меньше, чем между русскими и белорусами, поспорили относительно административных границ. Эти братские народы, вернее - единый народ вайнахов, разделившийся на два субъекта, решили размежеваться. Естественно, никаких юридических последствий решение чеченских властей не получило. Но ситуация сложилась взрывоопасная. Менять границы между республиками - открыть ящик Пандоры, обязательно начнутся конфликты, причём не только чечено-ингушский, но и осетино-ингушский, корни которого ещё глубже.

История ингушей и осетин предгорной и равнинной части Ингушетии и Северной Осетии длится с конца семнадцатого века, поскольку здесь они проживали кучно и смешанно до такой степени, что уже сами не могут разобраться, кто они есть: осетинское ли сообщество или вайнахи. Во всяком случае на протяжении столетий эти земли населяли то одни, то другие, периодически смешиваясь и служа неким приграничным буфером между основными народностями, проживающими внутри территорий. Земли, считающиеся осетинскими, примыкали в разное время то к Ингушетии, то к Осетии, и эти народности постепенно вытеснили обитавших здесь кабардинцев. Причём произошло это ещё в семнадцатом веке.

Теперь, если сделать всё "правильно" по-чеченски, то обижены будут сразу несколько уважаемых народностей. Вариантов справедливости много, у каждого он свой. Размежевание породит совершенно ненужные споры и, возможно, посодействует назреванию конфликтов. Территориальные претензии, да ещё и со сроками такой давности, сейчас более чем неуместны. Когда прозвучал этот призыв к мудрости, появился и ответ на вопрос о том, почему чеченцы не любят ингушей. Это неприятно и обидно, особенно когда вспоминается, что именно Ингушетия принимала беженцев во время обеих чеченских войн - сотни тысяч человек нашли там приют.

Почему это произошло

Конечно, демаркация начала 90-х годов прошла де-факто. Чечня воевала, а Ингушетия осталась в правовом поле РФ, участвуя в референдумах и многочисленных выборах. С началом первой войны граница между Ингушетией и Чечнёй перестала быть условной, она охранялась федеральными войсками и другими силовыми структурами. Всё это закрепило разделение - и хозяйственное, и административное.

Конечно, эти два народа, чеченцы и ингуши, разница между которыми более чем эфемерна, очень друг другу близки. Их связывают многовековые отношения, обычаи, язык. Но ингуши, религия которых тоже не позволяет им быть мягкотелыми, не позволят навязывать им чужую волю. Даже и не чужую не позволят. Вялотекущий конфликт и его вооружённое подполье, значительно погашенные, разгорятся вновь. А если учесть количество всевозможного оружия, которое сейчас находится в этом регионе, становится поистине страшно.

Предыстория

Когда Россия пришла на Кавказ, ингуши потеряли многие свои земли, где для приграничного спокойствия были расселены казаки. Именно поэтому расклад Гражданской войны получился такой: осетины были нейтральны, казаки встали за белых, а ингуши - за красных, поскольку им было обещано возвращение заселённых казаками территорий.

После победы терским казакам пришлось покинуть обжитые места, поскольку советская власть слово своё держала всегда. АССР была одна - Горская - вплоть до 1924 года, далее произошло разделение на Северо-осетинскую и Ингушскую автономии плюс Сунженский округ. Столица была общая - Владикавказ. А в начале 30-х появилась Чечено-Ингушская автономная область, чтобы в 1937-м стать ЧИ АССР.

Война

Депортация чеченцев и ингушей в 1944 году привела к тому, что АССР была упразднена. Появилась Грозненская область, а остальные территории были отданы Грузинской, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР. Причины были более чем веские: срыв мобилизации и дезертирство подавляющего большинства вайнахов, создание бандформирований, предательство, укрывательство немецких парашютистов, служба нацистам - список велик. Главные слова здесь - подавляющее большинство.

Чтобы не получать ударов в спину (которые неоднократно случались), вайнахов выселили в Среднюю Азию. И в этом случае совершенно не видно, чем отличаются чеченцы от ингушей. В 1956 году вайнахи начали массовое возвращение в родные места. АССР восстановили, но вот территория по большей части (кроме отданной грузинам) оказалась уже плотно заселённой. Теми же осетинами. Несмотря на это, почти все отнятые земли чеченцам и ингушам были возвращены. Однако за заселённые территории начались локальные войны.

Восьмидесятые годы

Самое начало восьмидесятых годов ознаменовалось резким взвинчиванием напряжённости в добрососедских отношениях: развернулась борьба за Пригородный район (Чермен, Камбилеевское, Октябрьское), в ходе которой осетины потребовали выселить всех ингушей за пределы республики. Начались массовые беспорядки, сопровождавшиеся вводом армейских частей для водворения миропорядка. Ингушам ограничили прописку, что они справедливо сочли дискриминацией. Продолжились стычки с убийствами и избиениями.

Всё это продолжалось и в 90-е, причём ингушам постоянно напоминали об их деятельности во время Второй мировой, о связях многочисленных банд с вермахтом, о зверских расправах с красноармейцами. В 1991 году ингуши законфликтовали с осетинской милицией до такой степени, что было введено чрезвычайное положение, а Верховный Совет решил даже пойти на уступки народу, обиженному депортацией. Но судьба распорядилась иначе.

Советский Союз перестал существовать, Чечня объявила о независимости, а Ингушетия решила остаться в составе РФ. В 1992-м Ингушетия снова стала республикой в составе России. Тогда же в Пригородном районе произошла целая серия убийств ингушей, после чего были проведены границы между Ингушетией и Северной Осетией, а злополучного района последняя лишилась. Осетины - тоже народ горячий: работники ГАИ начали стрелять по ингушам, после чего последним было разрешено не только носить, но и применять огнестрельное оружие. Война останавливаться не хотела никак. Ингуши блокировали пост внутренних войск и потребовали вывода вооружённых сил РФ со своей территории. Боевые действия продолжились.

Если русские уйдут с Кавказа

Что тогда? Будет кровавый хаос, как утверждают местные жители, наученные горьким опытом. Они помнят, что случилось в Чечне после полного выдавливания всего русского населения: был криминальный беспредел, людей похищали не только в Чечне, но и по всей стране, после чего появились ваххабиты со своей объединяющей идеологией, и почти сразу началась гражданская война.

Порядка и тишины на Кавказе не было никогда, его вообще там просто быть не может, поскольку сильной государственности традиционно нет и взяться ей неоткуда. Соседи здесь всегда то более, то менее активно убивали друг друга. А кроме того, угоняли скот, грабили, воровали женщин, а потом за всё это жестоко мстили. Вот когда был сильный внешний управляющий - определённый, пусть не полный порядок всё-таки наблюдался. Например, при владычестве Российской империи или при СССР.

Без сильной руки ингуши и чеченцы снова будут затевать территориальные споры и друг с другом, и со всеми соседями. Объединение вряд ли возможно. Временно примирить враждующих обычно помогает шариат и адат (обычай). Но решать на Кавказе по шариату или адату могут только очень близкие "свои" - односельчане, родственники или на крайний случай представители одной народности. Поскольку в этом регионе народностей огромное количество, решение вряд ли придёт.

Главный арбитр на Кавказе - выгода. И сила. Чеченцы могут ингушей просто купить: помощью в погроме осетин, например. Или посулить участие в делах "чеченской империи". Только в этом случае ингуши признают власть чеченцев и даже, может быть, поклонятся. Без бонусов все эти споры решаются только силой. Так было всегда, и вряд ли что-то изменилось за последние десятилетия.

Комментарии
"А в равнинном Хасавюртовском районе Дагестана, в свою очередь, поселились аккинцы-чеченцы, их около ста тысяч человек, родиной которых были Республика Ингушетия и Чечня".Во первых чеченцы там живут с незапамятных времен,гуглите авхаты,аккисы,это и есть авхары и аккинцы(аухары,аккинцы),терско-сулакскское междуречье было очищено от чеченцев в 1700 годах и передано под владение тарковского шамхала за изъявление полной преданности,ну и за большие подношения самому Петру-1
Нет у нас в таких количествах аварцев,тем более их тейпов,тоже бред.
"У кумыков культура высоко арабизирована, именно они стали для чеченцев девятнадцатого века законодателями этикета, и почти все проповедники происходили из их числа." Был один Ташов-Хаджи,и то неизвестно кто он кумык или чеченец-ауховец,но то что из Эндирея,верно,а там много окумыченных чеченцев,ведь как писали русские исследователи,Эндирей был столицей Чечни.
Полный бред,о каком сотрудничестве идет речь если немцев в Чечне и Ингушетии и в помине не было,тем более о массовом дезертирстве,можно подумать что при советах можно было отвертеться от мобилизации,у меня лично два деда погибли в ВОВ,а еще куча родственников.
если делить нохчи и галгай тогда надо делить еще орстхо мялхи аккий кисты из грузии . Так что если ничего не знаешь о нашей нации помолчи !! вайнахи это один народ у нас одна кровь одни адаты язык . У нас одни и те же тейпы , все мы произошли из места Нашха , а галгай это большой тейм ! наши старики раньше считали за оскорбление слово чеченец! Нахи- Нохчи -
Комментарий удален
мы знаем что это один народ
-1
Тезис: Великодушный Сталин спас ингушей… как выясняется полностью себя оправдал (хотя если бы о таком я услышал лет 10-12 назад я очень рьяно возражал бы указывая саму абсурдность данного тезиса. А сегодня проверенные и перепроверенные — факты о которых не было известно ранее, позволяют смотреть да данный вопрос в совершенно ином свете. И здесь понимаешь всю ту неописуемую мощь Истины (правда), и её крайне важной роли в жизни человека…

УК СССР статья 133. Защита отечества есть священный долг ка
Почитай про ярых защитников Советского союза:
"...самой многочисленной в сформированном немцами Северо -Кавказском батальоне была осетинская рота, немало осетин состояло и в Грузинском легионе..." , "...к концу 1943 года на восточный фронт был отправлен 802 осетинский батальон, который успешно вел боевые действия в районе Моздока против Красной армии ..." ("Проклятые солдаты, предатели на стороне третьего рейха", Москва, "Яуза" 2004. Сергей Чуев)
"...в 1947 году среди плененных власовцев в лагерях находилось около 600 предателей Родины осетинской национальности ..."( "История СССР" №5 м. 1991стр164). "...по справке КГБ СССР в оккупированной фашистами осетии зафиксированны тысячи и тысячи фактов сотрудничества с фашистами". По словам генерала КГБ Межаева для осетинской нации фашистами отдавались предпочтения среди кавказских народов при агентурной работе ...В горы ЧИАССР были заброшены 76 диверсантов разных национальностей , в том числе
"...по справке КГБ СССР сотни осетинских девушек вышли замуж за немецких солдат и офицеров и уехали в Германию ..." ( "История СО ССР", г.Орджоникидзе, из-во "Ир", 1966г ); "...за время оккупации из северной осетии в Германию ушло около трех тысяч осетин ..." ("История СО ССР" г.Орджоникидзе, из-во "Ир"1966г )
“С начала войны по сентябрь 1944 г. в Северной Осетии было зарегистрировано 4366 дезертиров и 861 уклонистов - всего 5227 человек. Это - самый высокий показатель среди всех регионов Северного Кавказа” (Справка о численности дезертиров и уклонистов. ГА РФ, фр. 9447, оп. 1, д. 377, л. 8-157). “За этот же период в Северной Осетии зарегистрировано 27 и раскрыто 13 бандповстанческих групп” ( ГА РФ, фр. 9478).
А вот сведения председателя КГБ ЧИ АССР генерал-лейтенанта И.А. Межакова: “особым спросом у немцев пользовались представители Северной Осетии и Ставропольского края. “Зондеркоманда 203 занималась вербовкой агентуры из числа военных, дислоцирующихся в Северной Осетии и Ставропольском крае” (“Грозненский рабочий”, 03.02.1989
“Отдел по борьбе с бандитизмом НКВД СССР сообщал, что за 1943 год удалось ликвидировать в Северо-Осетинской АССР 26 бандгрупп в составе 231 человек”. (газета "Северная Осетия", 23.02.1994г.)
С 1 января 1943 года Сталин снял с передовой всех осетин, за исключением военно-начальников. Нужно отметить, что все осетинские Герои Советского Союза удостоились этого звания в 1943,1944,1945 г.г, когда осетины не воевали на фронтах, а стали успешно воевать против внутренних врагов ...То есть успешно осуществляя геноцид и депортацию : карачаевского, калмыцкого, чеченского, ингушского и татарского народов. Особый энтузиазм проявляя в отношении ингушского народа .

На этом "фронте" 29 сынов осети
Я думаю этой информации достаточно для Вас, что бы вы гордились своими предками и героями.
«Г1алг1а» (Г1алг1ай) — древний этноним ингушей, изначально древнее самоназвание ингушей точнее как называли вас грузины - "глигви" = Хлигвы (халхи/Халди) = Халхай
Дзурдзуки это предки нынешних чеченцев. Этноним «дзурдзук» следует отождествлять с предками нынешних чеченцев. На всех древних картах Грузии где указаны и Дзурдзуки-чеченцы, и ГIалгIай-Галгай-ингуши, Дзурдзуки указаны всегда к западу от ГIлигIвис-ГIалгIай-Галгай.

Дардза Къунгаш — проингушская националистическая версия, которая являетс
насчет того что аланы предки осетин . Сам Георгий Токаев осетин -советский и английский ученый области ракетодинамики и космонавтики. Один из идеологов развития ракетного оружия дальнего радиуса действия и профессор сказал что(передаю с его слов ) Мы поспешили с выводом что Осетия это Алания нашим будующим поколениям придется пожалеть из за этого так как мы поспешили и не изучили этот глубоко и Осетия это не Алания . осталось только 2 предтендента это ингуши и карачаевцы . так что подумай на
1
Ингуши и чеченцы — разные народы? Ингуши (Глигвы) не Вайнахи

С древнейших времён имелись два совершенно разных этноса чеченцев-нохчий) и ингушей-галгай и две разные культуры, что в целом сохранилось и до наших дней. Исторически сближение этих двух различных этносов происходило в лингвистическом плане в виду тесного проживания. Тот факт что ингуши и чеченцы уже изначально далёком прошлом были два разных народа, указывает довольно ёмкий фактологический материал из более чем авторитетных источнико
1
так автор то это не писал что вы разные народы...если вы один народ тогда зачем республика Ингушетия ..тогда Чечня и все...