Федор Рокотов: биография и творчество
Проходит всего каких-нибудь пара столетий, и жизнь творца затягивается флером, и вот мы уже не знаем в деталях, как жил Федор Рокотов, биография его скрывается за завесой времени. Историки, искусствоведы заново открывают прославленного живописца, чье имя гремело во времена Екатерины II.
Краткие сведения о жизни художника
Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П.И. Репнина. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Так И.И. Шувалов, собирая способных юношей для обучения в Академии художеств, отыскал бриллиант чистой воды. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Именно у него дома брал свои первые уроки молодой живописец под руководством Пьетро Ротари. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Академия пока еще не открылась.
Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
Когда юный Федор Рокотов писал выдающегося ученого, общение с ним, несомненно, повлияло на формирование личности молодого человека.
В Петербурге
Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил.
Граф Г. Орлов
Фаворит императрицы, влиятельный вельможа, красавец Григорий Орлов изображен в камзоле с золотым шитьем, надетом поверх лат.
Федор Рокотов: биография и картины
В 1778 году умирает князь Репнин. Предполагают, что на оставленное им наследство художник через три года купит имение на Басманной за две тысячи шестьсот рублей. Потому что Рокотов денег быстро заработать не мог. Художник брал за работы крайне низкую оплату - по сто или даже по пятьдесят рублей. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Московское общество с восторгом встречает молодого известного портретиста, вполне определившегося мастера, который написал в Санкт-Петербурге несколько интимных мужских портретов. Среди них можно выделить портрет И.Г. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца, или И.Г. Орлова, умного изысканного вельможи. Портреты петербургского периода отличаются интересом к своеобразию облика модели и его психологической характеристике. В портрете В.И. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей».
Федор Рокотов: биография и творчество
А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Масон Н.И. Новиков разворачивает сеть типографий, где печатается переводная и отечественная литература. Новиков старается, чтобы его издания по цене были доступны даже самым беднейшим слоям общества. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет», имевший масонское направление, который издавал Новиков. Однако сведений, что сам художник был масоном, нет, как нет в его произведениях и масонской атрибутики. В Москве ставятся пьесы драматурга А.П. Сумарокова. А поэт М.М. Херасков образовал литературный кружок. В этом духе свободы и просвещения формируются воззрения на мир и художественное творчество у мастера. В Москве Рокотова приняли как равного, и он стал членом Английского клуба.
Стиль Рокотова
В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Они, как правило, изображают верхнюю часть тела модели. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Особое внимание живописец уделяет глазам и мимике. Она мимолетна. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Богатство оттенков, их игра, утонченность цветовой гаммы призваны передать сложный внутренний мир модели. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.
Творческий расцвет (1770 – 1780)
Особенно глубоко и полно художник в свои 35-45 лет сумел раскрыть женские образы. Они полны загадки и тайны. Вот изображение В.Е. Новосильцевой.
Е.В. Санти и В.Н. Суровцева
1785 год – время создания образа графини Елизаветы Васильевны Санти, которая удачно вышла замуж и заняла высокое положение в обществе.
Обобщающее в картинах Рокотова
Каждый портрет индивидуален. Он зримо передает черты лица изображаемой им женщины. Но главным и общим становится передача сложного духовного мира, богатства и красоты внутренней жизни, возвышенного строя человеческих чувств. Когда художником раскрывается сокровенность души, то всегда остается недосказанность, загадка и тайна. Это и придает образам особую поэтичность.
Мужские портреты
Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А.Н. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А.М. Обрезков, который был послом в Османской империи. Изображение особенно интересно тем, что показывает энергичного, умного и проницательного человека. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице.
О Рокотове вообще практически не сохранилось сведений. Нет ни записок, ни частной переписки с ним. О последних годах известно лишь, что он безвыездно жил в Москве и похоронен своими племянниками (женат художник не был) в декабре 1808 года в Ново-Спасском монастыре.