Лиза Бричкина ("А зори здесь тихие..."): характеристика, описание, актриса

Опубликованная в 1969 году в журнале «Юность» повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» пробудила огромный читательский интерес и желание поднять тему «женщины на войне» на сцене и в кино. Судьбы пяти девушек-зенитчиц, каждой из которых есть что защищать, вызвали живой отклик в сердцах людей, а после экранизации повести в 1972 году Станиславом Ростоцким трёх главных героинь одного фильма, среди которых и Лиза Бричкина, уже в 2013 россияне включили в ТОП-10 лучших женских образов отечественной кинематографии в фильмах о войне. Почему зрителям оказался так дорог этот образ?

Авторы истории

Борис Васильев, ушедший из жизни три года назад, сам был участником Великой Отечественной, добровольно попавшим на фронт в 17 лет. Он автор ряда произведений, в которых поднимается тема обычного человека, неприспособленного к боевым действиям, но в условиях тотальной войны находящего внутренние ресурсы для противостояния врагу во имя Родины: «В списках не значился», «Завтра была война», «А зори здесь тихие…». Читатели сопереживают героям и надеются, что они смогут преодолеть испытания и останутся в живых.

Театр на Таганке оказался первым, в 1971 году поставившим спектакль о девушках-зенитчицах. Но в это же время другой участник войны в память о медсестре, спасшей ему жизнь, Станислав Ростоцкий, замыслил постановку художественного фильма, сценарий к которому был написан в соавторстве с Васильевым. В 1973 году фильм будет номинирован на «Оскар» в разряде зарубежных фильмов, а творческий коллектив получит Государственную премию. Женя Комелькова, Рита Осянина и Лиза Бричкина станут персонажами, на долгие годы связанными с именами актрис, их сыгравших.

Краткий сюжет

В глубоком тылу на территории Карелии в 1942 году располагались два взвода зенитчиков, где комендантом разъезда служил Федот Васков, участник ещё финской войны. Во избежание разложения личного состава, быстро привыкающего к жизни тихого гарнизона, старшине Васкову направляют девушек-добровольцев. Среди них деревенская барышня с Брянщины (по фильму – с Вологодчины), жизнь которой прошла на лесном кордоне – Лиза Бричкина. «А зори здесь тихие…» – история о том, как размеренная жизнь гарнизона нарушается обнаружением в лесу двух немцев, и небольшой отряд из пяти бойцов отправляется на перехват предполагаемых диверсантов, целью которых может быть железная дорога.

Среди них и наша героиня, так как идти необходимо через лес, озёра и болота, что ей по жизни знакомо. Находясь в засаде, отряд обнаруживает катастрофическую ошибку, стоившую всем девушкам жизни: они оказываются один на один не против двух, а против шестнадцати хорошо вооружённых и подготовленных фашистских диверсантов. В неравной схватке они гибнут одна за другой. Все по-разному, подчас не проявляя никакого геройства.

Но весь фильм зрители сочувствуют и переживают за девушек, у которых должна быть совсем другая судьба. Это страшная война заставляет их взять в руки оружие, и бесполезно ждать от каждой доблести и геройства. Лиза Бричкина, отправленная за подмогой, так искренна и непосредственна в своей готовности прийти на помощь, что невозможно осудить её за нелепую смерть на болоте, сделавшей невозможным приход подкрепления. Враг не прошёл. Оставшийся в живых Васков, испытавший в жизни много потерь, совершает невозможное, беря в плен врагов.

Характеристика Лизы Бричкиной

Многое в характере девушки идёт из детства и её непростой судьбы: отец – лесник, прививший знание и любовь к природе; тяжелобольная мать, за которой девушка привыкла ухаживать с пятилетнего возраста, приучившись к терпению и смирению в жизни; отсутствие полноценного общения на затерявшемся кордоне, сделавшее её стеснительной и застенчивой. Привыкшая с детства к тяжёлому деревенскому труду, она и с животными управлялась, и вся работа по дому была на ней, да и отцу в обходе его квадратов помогать успевала. Вся жизнь её заключалась в том, что она чистила, скребла, бегала за хлебом в сельпо, кормила мать с ложечки и… верила в завтрашний день.

Была Лиза Бричкина живой и энергичной, не пасующей перед трудностями и не позволяющей себе слёз. После смерти матери весной 1941 отец начал пить втёмную, но девушка лишь запирала дверь от его же дружков и продолжала ждать светлого завтрашнего дня. Появившийся на кордоне охотник, по её мнению, должен был стать тем, кто откроет для неё дверь в это завтра. Готовая отдаться ночному гостю, она натолкнулась на понимающего ее состояние человека: «Глупости не надо делать даже со скуки. Учиться тебе надо, Лиза». Пообещал он умную и толковую девушку в техникум устроить в городе, с общежитием. Да помешала этому война. Задействованная на оборонных работах по рытью окопов, прилепилась она к женской зенитной части, попав в гарнизон к Васкову.

Не познавшая в свои 19 лет любви, девушка сразу же влюбляется в старшину. Начавшие было подшучивать над этим зенитчицы, вскоре понимают, насколько глубоко и искренне это чувство, ничего не требующее взамен, что начинают воспринимать его с уважением. А Лизе от каждой похвалы старшины на сердце такая радость, что и поручение бежать за подмогой она восприняла с огромной готовностью. Да так торопилась, забыв о предосторожности, что навсегда осталась в болотной топи. Видя перед собой синее небо, уже умирая, она тянулась к нему и по-прежнему верила в спасение и счастливое завтра.

Описание Лизы Бричкиной и выбор актрисы

Автором внешность девушки описывается с учётом той физической нагрузки, которую она выполняла: была так здорова, что можно пахать на ней. Плотная, коренастая, непонятно, где шире: в бёдрах или плечах. Лицо, соответственно, кровь с молоком, коса до пояса. Только в военное время пришлось её обрезать. И теплом от девушки тянуло, словно от печки. Васков всем зенитчицам в пример её приводил, «есть на что приятно посмотреть». Со всеми одной конституции, а «всё при ней».

Выбирая актрис на главные роли, Станислав Ростоцкий искал молодые непримелькавшиеся лица. Проходила кастинг к фильму и студентка-третьекурсница Елена Драпеко, румяная, курносая, но явно не в той весовой категории, как описывал автор. Когда, после ознакомления со сценарием, её спросили о том, кого бы она хотела сыграть, та ответила: Осянину или Комелькову. Но пригласили её на другую роль – не такую героическую, как ей хотелось. Для Ростоцкого характеристика Лизы Бричкиной должна была соответствовать её внешности. Ожидал он увидеть девушку деревенскую, шумную, боевую. А после первых съёмочных дней стало понятно, что Драпеко с таким персонажем не справляется, и её отстранили от роли.

Спасла положение актриса Нина Меньшикова, жена Ростоцкого. Посмотрев отснятый материал, она сказала мужу, что чистота и свет, исходящие от девушки, по-настоящему украсят картину, заставив людей ещё больше возненавидеть войну. Елене Драпеко нарисовали веснушки, высветлили брови и «переселили» в Вологодчину, добавив характерное «оканье», чтобы придать деревенское обаяние.

Съёмки фильма

В таком прочтении образ девушки настолько тронул зрителя, связав воедино актрису и роль, что вся дальнейшая творческая деятельность Елены Драпеко так и осталась в её тени. Не преодолев столь высокую планку, актриса с головой ушла в политику, являясь в настоящее время депутатом Государственной Думы. Она с теплотой вспоминает съёмочный процесс, позволивший сыграть самую звёздную роль в своей жизни. Съёмки велись с весны до глубокой осени по 18 часов в сутки. Много времени тратилось на общение с реальными участниками Великой Отечественной и просмотр тысячи метров плёнки с хроникой военных времён.

Все сцены игрались в ситуации, приближенной к реальности. И тонуть в болоте ей пришлось по-настоящему, передав глазами тот ужас, который испытала Лиза Бричкина, абсолютно не подготовленный к этой страшной войне человек.

Героиня из фильма 2015 года

К 70-летию Победы над фашистами режиссёр Ренат Давлетьяров решил снять новый фильм по повести Бориса Васильева, используя более современный киноязык. Перед творческим коллективом стояла непростая задача: не превратить картину в простой ремейк, приблизив её к источнику. Для нового поколения, не знакомого с фильмом 1972 года, хотелось донести всю драму несоответствия – женщина и война. При выборе актёров режиссёру было интересно найти тех, кто не был знаком с первой версией картины. Так в 2015 появилась новая Лиза Бричкина. Актриса, сыгравшая эту роль, дебютировала в большом кинематографе. Софья Лебедева – выпускница Школы-студии МХАТ, где училась на курсе И. Золотовицкого.

Авторы сценария «перенесли» её героиню в Сибирь, поведав о тяжёлой доли раскулаченных крестьян. Это усиливает впечатление от фильма, в котором создан образ девушки, вопреки жизненным трудностям, связанным с социалистическим строем, не представляющей другой судьбы, кроме как встать на защиту своей Родины.

Комментарии