Технологии воспитательные, их применение в работе классного руководителя
Между технологическим и методическим подходами к учебно-воспитательному процессу формально отсутствуют противоречия. Однако их оценка разными учеными осуществляется по-разному. Одни исследователи говорят о том, что методика воспитания – понятие более широкое, чем технология. Другие поддерживают обратную точку зрения. В частности, ученые рассматривают учебно-воспитательные технологии в широком смысле, включая в них и технику. Последняя, в свою очередь, предполагает овладение преподавателем определенными методиками. Рассмотрим далее, что собой представляют современные технологии воспитания. В статье будут рассмотрены их признаки, формы, особенности.
Педагогическая практика
В рамках методики изучаются средства и приемы взаимодействия преподавателя и детей. При этом они не выстраиваются по конкретному алгоритму, в определенной логической последовательности. Воспитательные педагогические технологии отличаются от методики нацеленностью на заданный диагностируемый результат. Вместе с этим они не сводятся к воспроизведению действий по точному алгоритму. Это обуславливается тем, что педагогическая практика предполагает творчество преподавателей и детей в определенных рамках. В соответствии с еще одним подходом к дифференциации этих явлений, методика рассматривается преимущественно как система деятельности специалиста. Воспитательные педагогические технологии, кроме этого, описывают и поведение детей. Методика отличается "мягким" рекомендательным характером. Технологии воспитательные более жестко иллюстрируют последовательность действий преподавателей и детей, отступление от которой может создать препятствия для достижения запланированных показателей. Методики в большей степени основываются на интуиции, личных качествах специалиста, существующих образовательных традициях. В этой связи их достаточно проблематично воспроизводить.
Технологии воспитательные: понятие
Определение можно рассматривать с различных сторон. В классическом виде технологии воспитательные представляют собой компоненты преподавательского мастерства, предусматривающие профессиональный, научно обоснованный выбор определенного операционного влияния специалиста на ребенка в рамках его взаимодействия с миром. Эти элементы деятельности позволяют сформировать у детей отношение к окружающему. Технологии воспитательные должны гармонично сочетать в себе свободу индивидуального проявления и социокультурные нормы. Эти преподавательские компоненты формируют определенную систему. Она способствует установлению таких взаимодействий между участниками процесса, при которых в ходе непосредственного контакта достигается запланированная цель. Она заключается в приобщении детей к культурным общечеловеческим ценностям.
Основополагающие принципы
Современная школа предъявляет другие, отличные от прежних, требования к специалистам и всей системе образования. В этой связи на научном уровне осуществляется разработка компонентов профессиональной деятельности, максимально отвечающих реальным условиям. Работа в школе сегодня строится по определенным принципам. К ключевым идеям, лежащим в основе разработки схем и моделей, следует отнести:
- Переход от формирования личности в рамках командно-административной системы к созданию условий для индивидуальной самоактуализации.
- Демократизацию и гуманизацию института образования.
- Возможность выбора приемов, позиций, идей, организационных форм, средств при осуществлении профессиональной деятельности.
- Внедрение экспериментальной и опытно-педагогической работы специалистов и учреждений, формирование авторских концепций.
- Возможность реализации творческого потенциала.
Характеристика
Инновационные воспитательные технологии отличаются:
- Системностью.
- Концептуальностью.
- Эффективностью.
- Управляемостью.
- Гуманностью.
- Демократичностью.
- Воспроизводимостью.
- Субъектностью воспитанников.
- Наличием четких приемов, этапов, правил.
К ключевым элементам технологий относят:
- Учет потребностей детей.
- Психолого-педагогическую поддержку.
- Позитивное восприятие детей.
- Игровую деятельность.
- Использование в работе приемов и средств, исключающих психическое и физическое давление, принуждение.
- Обращение личности к себе.
- Воспитывающие ситуации.
Работа в школе предполагает два уровня овладения профессиональными компонентами:
- Элементарный. На этом уровне освоены только основные операции ключевых элементов технологий.
- Профессиональный. Этот уровень предполагает свободное владение несколькими различными воспитательными технологиями.
Специфика
Проявления воспитательной культуры педагогов приближаются к технологиям при наличии определенных условий. В первую очередь это должны быть общеизвестные, относительно массовые способы и формы взаимодействия с детьми. Во-вторых, в профессиональной деятельности необходимо выявить типичность, устойчивость, которую можно было бы выделить и описать. В-третьих, способ взаимодействия должен включать в себя потенциальную возможность достижения конкретного результата. Указанным критериям, по мнению Полякова, соответствуют такие современные воспитательные технологии, как:
- Творческое коллективное дело.
- Диалог "педагог-воспитанник".
- Тренинг общения.
- Шоу-технологии. К ним относят организацию соревнований, конкурсов и пр.
- Проблемная работа в группах. В рамках такой деятельности проводят обсуждение ситуаций, диспуты, дискуссии, разрабатывают проекты и пр.
Классификация
Как таковое разделение технологий отсутствует. Однако ученые классифицируют их в зависимости от тех или других критериев. Например, Селевко определяет технологии:
- Личностно ориентированные.
- Направленные на сотрудничество.
- Предполагающие свободное воспитание.
- Авторитарные.
Современная школа проводит следующее разделение компонентов:
- Частнометодические.
- Общие преподавательские.
- Локальные.
К последним относят системы:
- Предъявления образовательного требования.
- Создания воспитывающих условий.
- Информационного воздействия.
- Организации деятельности в группах.
- Формирования ситуаций успеха.
- Этической защиты.
- Реакции на поступок и пр.
Среди частнометодических выделяют технологии:
- КТД И. П. Иванова.
- Индивидуальной поддержки О. С. Газмана.
- Нравственного воспитания А. И. Шемшуриной.
- Обнаружения и развития индивидуальных творческих способностей И. П. Волкова и пр.
К общеобразовательным относят системы Ш. А. Амонашвили, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского и Н. Л. Селиванова.
Индивидуальные схемы
Воспитательный процесс при личном взаимодействии с ребенком предполагает:
- Исследование интегративных характеристик индивидуальных свойств.
- Создание образа "Я".
- Исследование склонностей и интересов ребенка.
- Разработку индивидуальных методов воздействия.
К этой группе можно отнести схемы:
- Создания ситуаций успеха.
- Разрешения конфликта.
- Этической защиты.
- Педагогической оценки.
- Реакции на осложненные поведенческие акты
- Диалог "преподаватель-воспитанник".
Групповое взаимодействие
Воспитательный процесс в коллективе базируется преимущественно на диалоговых формах общения. Дебаты, дискуссии и прочие приемы весьма эффективны и могут применяться при взаимодействии с родителями. Отдельные компоненты систем можно использовать в отношении учащихся начальной школы. К наиболее популярным относят системы:
- Предъявления требования.
- Создания морально-психологических условий в классе.
- Проблемной деятельности в группе.
- Шоу-технологии.
- Игрового взаимодействия.
Формы деятельности
Они представляют собой внешнее выражение процесса. Формы отражают его содержание, средства, цели и методы. Они имеют определенные временные пределы. Под формой воспитательной деятельности понимают порядок, в соответствии с которым осуществляется организация конкретных актов, процедур, ситуаций, в рамках которых происходит взаимодействие участников процесса. Все ее элементы направлены на реализацию конкретных задач. Современные воспитательные технологии можно условно объединить в несколько категорий, которые отличаются друг от друга по конкретным признакам. В каждой из них, в свою очередь, присутствует несколько видов форм. Они могут иметь огромное количество методических модификаций. Исследователи называют 3 основных вида форм воспитательной деятельности:
- Иры.
- Мероприятия.
- Дела.
Эти категории отличаются по позиции участников, целевой направленности, объективным возможностям.
Мероприятия
К ним относят занятия, события, ситуации в коллективе, которые организуются для детей для непосредственного воспитательного воздействия на них. В качестве одного из характерных признаков мероприятий выступает созерцательно-исполнительская позиция младших участников и организаторская роль старших. Новые воспитательные технологии включают в себя виды форм деятельности, которые по объективным признакам можно отнести к мероприятиям:
- Диспуты.
- Дискуссии.
- Беседы.
- Культпоходы.
- Экскурсии.
- Обучающие занятия.
- Прогулки.
Мероприятия можно организовывать, когда:
- Необходимо решать просветительские задачи. К примеру, детям нужно сообщить ценную, но сложную для восприятия информацию из области этики, экологии и т. д., познакомить с политической или культурной жизнью общества, произведениями искусства.
- Возникает необходимость обратиться к содержанию воспитательного процесса, требующего высокой компетенции. Например, это может быть решение задач, связанных с вопросами общественной жизни, экономики, культуры, политики народа. В этих случаях мероприятия целесообразно проводить с привлечением экспертов.
- Организаторские функции представляют большую сложность для детей.
- Решается задача, связанная с непосредственным обучением воспитанников чему-либо – познавательным умениям или практическим навыкам. В данном случае целесообразно проводить тренинги, практикумы и пр.
- Необходимо принять меры, направленные на укрепление здоровья детей, физическое развитие, поддержание дисциплины и пр.
Дела
Использование воспитательных технологий, включающих в себя указанные выше мероприятия, нецелесообразно в том случае, когда дети самостоятельно при поддержке старших, преподавателей в состоянии организовать освоение и обмен действиями и информацией. В таких случаях предпочтение следует отдавать другому виду – делам. Они представляют собой общую работу, важное событие, которые организуются и осуществляются участниками коллектива на пользу кому-либо и себе. К характерным признакам этого вида формы деятельности относят:
- Деятельно-созидательную позицию детей.
- Участие воспитанников в процессе организации.
- Общественно значимый характер содержания.
- Самостоятельность детей и опосредованность руководства взрослых.
На практике дела могут реализовываться по-разному, в зависимости от организатора и степени творческого развития участников. По характеру воплощения можно разделить их на 3 группы:
- Дела, в рамках которых организаторская функция возлагается на какой-либо орган или лицо. Они могут выражаться в форме простой продуктивной общей работы. К примеру, это может быть концерт для родителей, посадка деревьев, изготовление сувениров и пр.
- Творческие дела. В них организаторская функция возлагается на какую-то часть коллектива. Она задумывает, планирует, подготавливает и проводит что-либо.
- Коллективные творческие дела. В организации и поиске лучших решений в таких случаях принимают участие все.
Программы
Преподаватели-воспитатели пытаются, с одной стороны, использовать различные технологии, виды и формы деятельности, с другой – выделяют среди имеющегося многообразия один тип и рассматривают его в качестве системообразующего. С его помощью специалисты выстраивают схему взаимодействия с конкретным коллективом, формируют индивидуальность класса. Для того чтобы деятельность и ее воздействие на личностное развитие каждого ребенка приобрели более целенаправленный характер, преподаватели объединяют отдельные мероприятия и дела в более крупные блоки. В результате может формироваться обширная тема по воспитательной работе, социально-образовательный проект, ключевое дело и пр. Среди наиболее распространенных вариантов реализации этого подхода можно назвать:
- Разработку и реализацию целевых программ "Общение", "Досуг", "Здоровье", "Образ жизни" и пр.
- Объединение дел в крупные блоки для ознакомления с общечеловеческими ценностями на темы: "Человек", "Земля", "Труд", "Знания", "Культура", "Отечество", "Семья".
- Систематизация мероприятий и дел по направлениям, касающимся развития таких потенциалов, как ценностный, познавательный, художественный, эстетический, коммуникативный и пр.
- Формирование годового спектра традиционных классных дел, посредством которого осуществляется оптимальное распределение усилий участников процесса и воспитательное воздействие во времени.
Общий алгоритм организации и проведения мероприятия
Любые воспитательные технологии в школе реализуются по определенным схемам. Они различаются в зависимости от форм деятельности, включенных в них. Так, при организации и проведении мероприятий важно обратить внимание на наименование вида работы, поскольку в нем могут закладываться определенные методические идеи. К примеру, преподаватель решает организовать турнир эрудитов. Специалист должен иметь представление, чем эта форма мероприятия отличается от конкурса. Турнир является соревнованием по круговой системе, когда все участники имеют по одной или более встреч между собой. Конкурс, в свою очередь, представляет собой соревнование, направленное на выявление самых лучших участников. При организации мероприятия необходимо учитывать уровень развития класса и воспитанности детей, их интересы, условия среды и объективные возможности. Преподаватель должен четко формулировать задачи. Они должны быть конкретными и ориентироваться на результат. Формулировки отражают ключевую идею, направленность на развитие чувств, поведения и сознания воспитанников. На подготовительном этапе необходимо создать инициативную группу. Ее деятельность осуществляется по принципу сотрудничества. Позиция преподавателя будет зависеть от организованности и степени сформированности коллектива. На этом этапе необходимо создать правильный психологический настрой – сформировать готовность и желание детей принять участие в мероприятии. Начало непосредственного проведения должно активизировать и настраивать воспитанников. Среди ключевых методических требований особое внимание необходимо уделить четкости реализации мероприятия. В финальной части следует усилить положительные эмоции детей, мотивацию, вызвать чувства сопричастности, удовлетворения, способствовать развитию самооценки.
Заключение
Воспитательные технологии имеют огромное значение в образовательной деятельности сегодня. Существующие в настоящее время схемы воздействия на сознание и поведение детей способствуют более быстрой их адаптации в окружающем мире. При этом все воспитательные технологии так или иначе связаны с общеобразовательными программами. Формы взаимодействия и влияния могут быть самыми различными. При выборе той или иной технологии преподаватель должен ориентироваться на индивидуальные особенности детей, специфику их восприятия окружающей действительности, уровень воспитанности. Немаловажное значение будут иметь и беседы с родителями.