Наталья Гончарова - художник: биография и фото
Наталья Гончарова - художник-абстракционист, которая представляет достаточно редкое женское авангардное искусство. Ее жизнь и творчество являются ярким отражением тенденций развития общества и культуры 20 века. Ее картины сегодня стоят немало денег, а в свое время она подвергалась гонениям и критике за свой особый взгляд на мир.
Детство и происхождение
Родилась Наталья Гончарова 4 июня 1881 года в селе Ладыжино Тульской области в имении своей бабушки, которое находилось неподалеку от Ясной Поляны. По отцу Наталья восходит к тому роду Гончаровых, откуда вышла жена Пушкина, тезка художницы Наталья Гончарова. Их род идет от купца Афанасия Абрамовича - основателя полотняной фабрики в Калужской области. Бабушка Натальи происходила из семьи известного математика П. Чебышева.
Отец художницы Сергей Михайлович был архитектором, представителем московского модерна. Мама Екатерина Ильинична - дочь московского профессора духовной академии. Детство девочка провела в имении в провинции, и это навсегда привило ей любовь к сельской жизни. Соприкосновение с народным искусством оставило след в ее мировосприятии, и именно этим искусствоведы объясняют такую декоративность ее творчества. Когда девочке исполнилось 10 лет, семья переехала в Москву.
Учеба
По приезде в Москву Наталья Гончарова, художник в будущем, поступает в женскую гимназию, которую и оканчивает в 1898 году с серебряной медалью. Несмотря на то, что у девочки были несомненные склонности к рисованию, она не рассматривала в юности серьезно возможность стать художником. По окончании гимназии она искала себя, пробовала работать в медицине, пыталась учиться в университете, но все это ее не увлекало. В 1900 году она стала сильно интересоваться искусством и через год поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс скульптуры С. Волнухина и П. Трубецкого.
Учеба ей давалась хорошо, в 1904 году она даже получила малую серебряную медаль за свои работы, но вскоре оставила учебу. В 1903 году она съездила в творческую командировку в Крым и Тирасполь, где зарабатывала рисованием плакатов для выставки сельского хозяйства, а также писала этюды и акварели в импрессионистской манере.
Художник Михаил Ларионов посоветовал ей не тратить время на скульптуру и заняться живописью: «Откройте глаза на свои глаза. У вас талант к цвету, а вы занимаетесь формой», - сказал он. Встреча с Ларионовым изменила ее жизнь и намерения, она начинает много писать и искать свой стиль.
В 1904 году Гончарова возвращается к учебе, но переходит в студию живописи к К. Коровину. Скульптуру девушка не забросила и в 1907 году получает еще одну медаль. В 1909 году Наталья окончательно решает прекратить учебу, рассматривая перед собой другие горизонты.
Лучизм
Вместе с Михаилом Ларионовым Наталья Гончарова, художник, биография которой теперь навсегда связана с новым искусством, в начале 1910-х годов становится основоположником авангардного течения в живописи – лучизма. Это течение призывало вернуться к исконным истокам древнерусского искусства. Особое значение придавалось ритмике фольклора, музыка открывала доступ к исторической памяти человека и будила художественную фантазию.
Человек, по мнению Гончаровой и Ларионова, воспринимает мир как совокупность пересекающихся лучей, и задача художника передать это видение при помощи цветных линий. Ранние работы Гончаровой были очень яркими и экспрессивными. Она не только прониклась идеей лучизма, но и стремилась воплотить все новые идеи, которыми тогда изобиловала культура.
Творческая биография
С 1906 года Наталья Гончарова, художник, фото работ которой сегодня можно увидеть в каталогах самых престижных музеев мира, начинает очень интенсивно писать. Поездка в Париж, где она вдохновилась работами фовистов и П. Гогена, заставляет ее отойти от импрессионизма и обратить свои взоры на новые течения. Увлекающаяся художница пробует себя в примитивизме («Мытье холста» 1910), кубизме («Портрет М. Ларионова», 1913), абстракции.
Много позже искусствоведы будут говорить, что такие метания не позволили ей развить всю мощь своего дарования. При этом она очень продуктивна и активна. С 1908 по 1911 годы она дает частные уроки в художественной студии живописца И. Машкова. Также Наталья возвращается к декоративно-прикладному искусству: пишет рисунки для обоев, оформляет фризы домов. Художница участвует в деятельности общества футуристов, сотрудничая с В. Хлебниковым и А. Крученых.
В 1913 году Гончарова снимается в экспериментальном кинофильме «Дама в кабаре футуристов №13», лента не сохранилась. На единственном уцелевшем кадре запечатлена обнаженная Гончарова на руках у М. Ларионова. В 1914 году она вновь побывала в Париже по приглашению С. Дягилева. В 1915 году художница сталкивается с серьезными трудностями цензуры. В 1916 году получает предложение сделать роспись церкви в Бессарабии, но этим планам помешала война.
Выставочная деятельность
В 1910-х годах Гончарова много выставляется, участвует в деятельности художественных обществ. В 1911 году она вместе с М. Ларионовым организует выставку «Бубновый валет», в 1912 - «Ослиный хвост», «Салон Золотого Руна», «Мир искусства», «Мишени», «№4». Художница входила в мюнхенское общество «Синий всадник». Гончарова активно поддерживала многочисленные акции и начинания того времени. Вместе с футуристами она ходила по Петербургу с раскрашенным лицом, снималась в их фильмах. Почти все эти мероприятия, включая выставки, заканчивались скандалами и вызовом полиции.
В 1914 году состоялась большая персональная выставка работ Гончаровой, здесь было выставлено 762 полотна. Но также не обошлось без скандала: часть работы была изъята по обвинению в аморальности и оскорблении общественного вкуса.
Причиной таких эксцессов на авангардистских мероприятиях нередко была Наталья Гончарова, художник, выставка работ которой в последний раз состоялась в России в 1915 году. После этого Россия больше никогда не видела персональных выставок этой самобытной художницы.
Цензура и ограничения
В 1910 году на выставке Общества Свободной Эстетики Наталья Гончарова, художник, работы которой и ранее не раз были признаны аморальными, показывает несколько картин с обнаженными женщинами в духе палеолитических Венер. Работы были арестованы по обвинению в порнографии, что было нетипично для царской России того периода, когда произведения искусства не попадали под цензуру. После очередного скандала отец Натальи пишет открытое письмо в газету, в котором упрекал критиков, что они не увидели живого духа творчества в работах дочери.
В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова, художник уже со сложившейся репутацией авангардистки, выставляет цикл из 4-х картин «Евангелисты». Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых. В 1914 году с персональной выставки художницы были сняты 22 работы, после этого цензоры даже обратились в суд, обвинив Гончарову в кощунстве над святынями. За нее вступились многие деятели искусств того времени: И. Толстой, М. Добужинский, Н. Врангель. Благодаря адвокату М. Ходасевичу дело было выиграно, цензурный запрет отменен. Гончарова жаловалась друзьям, что ее не понимают, что она движима истинной верой в Бога.
Гончарова – иллюстратор
Наталья Гончарова - художник, который пробовал себя в разных формах проявления. Ее дружба с футуристами привела ее в книжную графику. В 1912 году она оформляет книги А. Крученых и В. Хлебникова «Мирсконца», «Игра в аду». В 1913 году – работы А. Крученых «Взорваль», «Пустынники. Пустынницы» и сборник «Садок судей №2» книжки К. Большакова. Гончарова одна из первых книжных графиков в Европе использовала технику коллажа. В некоторых своих работах она выступает на равных вместе с литераторами.
Например, книга А. Крученых «Две поэмы» на семи страницах размещены 14 рисунков, которые в той же мере формируют идею произведения, как и слова. Позже уже за границей Н. Гончарова создает иллюстрации к «Слову о полку Игореве» для немецкого издательства и для «Сказки о царе Салтане».
Эмиграция
В 1915 году Гончарова Наталья Сергеевна (художник-авангардист) вместе со своим спутником жизни М. Ларионовым уезжает в Париж для работы с театром Сергея Дягилева. Вернуться в Россию им помешала революция. Они поселились в Латинском квартале Парижа, где побывал весь цвет русской эмиграции.
Во Франции пара органично влилась в круг местной богемы. Молодые люди устраивали благотворительные балы для начинающих живописцев. В доме Гончаровой-Ларионова часто бывал Николай Гумилев, позже Марина Цветаева, которая очень сдружилась с Натальей Сергеевной.
Гончарова очень много работала в годы вынужденной эмиграции, но такого творческого взрыва, как в 10-е годы, в России она больше не пережила. Хотя ее циклы «Павлины», «Магнолии», «Колючие цветы» говорят о ней как о зрелом и развивающемся живописце.
Театральные работы
Наталья Гончарова - художник, театр для которой стал настоящим призванием. Она работала с А. Таировым в Камерном театре над постановкой «Веер». Эту работу очень высоко оценил В. Мейерхольд. Также в 10-х годах она начинает сотрудничать с С. Дягилевым, оформляя постановки в его «Русских сезонах». В Париже она работает с балетами «Жар-Птица», «Испания», «Свадебка». Гончарова продолжает сотрудничать с этим театром даже после смерти импресарио.
Лучшие работы
В мире не так уж много женщин-художников, тем более успешных. Одной из таких уникальных дам стала Наталья Гончарова. Художник, «Испанка» которой была продана более чем за 6 миллионов фунтов стерлингов, оставила богатое наследие. Ее работы находятся во многих крупнейших музейных и частных собраниях мира. К лучшим работам относят: «Мытье холста», «Сбор яблок», серия «Испанки», «Птица-Феникс», «Лес», «Аэроплан над поездом». Наталья Гончарова - художник-женщина с самой высокой стоимостью картин. Ее работа «Сбор яблок» (1909) была продана с аукциона почти за 5 миллионов фунтов стерлингов.
Личная жизнь
Наталья Гончарова - художник, у которого личная жизнь очень тесно переплелась с творческой. Еще в училище она познакомилась с Михаилом Ларионовым, с ним и связала судьбу на всю жизнь. Они были единомышленниками, друзьями, очень близкими людьми. Даже когда в Париже Ларионов увлекается Александрой Томилиной, пара остается вместе. В 1955 году они зарегистрировали брак, хотя отношения с Томилиной у Ларионова продолжались. Все жили в одном доме, но на разных этажах. И однажды, столкнувшись на лестнице со стареющей, слабой женой своего любовника, Томилина толкнула Наталью Сергеевну. Это падение ускорило смерть Гончаровой. 17 октября 1962 года мир покинула выдающаяся русская художница. Похоронили ее на парижском кладбище Иври.