Елена Щапова (Елена Сергеевна Козлова): биография, личная жизнь
В 70-х годах прошлого века Елена Щапова была одной из наиболее известных манекенщиц Советского Союза. В родной стране длинноногой девушке с необычайно яркой внешностью пророчили блестящее будущее, но вместе с супругом Эдуардом Лимоновым она эмигрировала в США и стала первой русской моделью, покорившей модные подиумы Нью-Йорка. Впоследствии Елена вышла замуж за знатного итальянского аристократа и, получив титул графини, навсегда осталась в Риме.
Детство и юность будущей модели
Елена Козлова (такую фамилию фотомодель носила до первого замужества) родилась в Москве в 1950 году. Её отец Сергей Козлов был учёным, он занимался секретными разработками в сфере радиотелефонной связи и изобрёл систему прослушки, которую использовали в КГБ. Девочка росла в обеспеченной семье и никогда не знала ни в чём отказа. По словам самой Елены, она получила достаточно странное воспитание. С одной стороны, девочка находилась под контролем бабушки, служившей церковной старостой и пытавшейся воспитать в ней веру в Бога, с другой — под влиянием строгого отца-коммуниста. Маленькой Лене родители категорически запрещали играть с мальчиками. Вместо этого она должна была дружить с дочерьми министра и священника.
В школьные годы Лена увлекалась поэзией и в 17-летнем возрасте стала писать собственные стихи. Кроме литературного таланта, судьба наградила девушку яркой красотой, стройной фигурой и длинными ногами. Модельная внешность привела её в столичный Дом моды Славы Зайцева, где она с 16 лет стала работать манекенщицей.
Брак с художником Щаповым
В 17-летнем возрасте Елена Козлова вышла замуж за самого богатого художника СССР Виктора Щапова. Лена с раннего детства была знакома со своим будущим мужем, который был другом семьи. Когда девочка повзрослела, Щапов стал с интересом на неё поглядывать. Молоденькая манекенщица настолько нравилась художнику, что тот, забыв о 25-летней разнице в возрасте, начал за ней настойчиво ухаживать. Елену сначала смущали знаки внимания со стороны взрослого мужчины, за которым тянулась слава бабника, однако вскоре она согласилась стать его женой.
Виктор ничего не жалел для своей молодой супруги. Он дарил ей кольца с бриллиантами и дорогие шубы, исполнял любые её капризы. Юная манекенщица была единственной в Москве обладательницей роскошного белого "Мерседеса". В годы совместной жизни со Щаповым Елена познакомилась со многими представителями московской богемы и получила приличное образование. Муж и его друзья читали запрещённую в Советской Союзе литературу, которая либо издавалась нелегально, либо тайком привозилась из-за границы. Елена достаточно быстро пристрастилась к увлечению мужа и на этой почве стала тесно общаться с людьми, входящими в окружение Виктора Щапова. Будучи женой знаменитого художника, девушка продолжала писать стихи и выступать на показах мод. В начале 70-х годов она считалась одной из наиболее перспективных манекенщиц Советского Союза.
Знакомство с Лимоновым и развод со Щаповым
Однажды в компании общих знакомых Елена Щапова познакомилась с начинающим литератором-диссидентом Эдуардом Лимоновым. Сначала она влюбилась в стихи молодого поэта, а вскоре и он сам стал её любовником. Избранник длинноногой манекенщицы был полной противоположностью мужа: скромный и робкий, он не имел ни денег, ни влияния, ни положения в обществе. Однако Елену всё это не беспокоило. Подав на развод, она забрала своего белого пуделя и ушла к новому возлюбленному. Для Виктора Щапова выходка молодой жены закончилась инфарктом, после которого он ещё долго восстанавливался. Выздоровев, он назло Елене женился на молоденькой манекенщице, однако этот брак не принёс ему счастья.
Эмиграция в США
В октябре 1973 г. Елена с Эдуардом обвенчались. Жили они на деньги, которые Щапова получала с продажи доставшихся ей от первого мужа драгоценностей и французских нарядов. К тому времени Э. Лимонов стал уже достаточно известной в диссидентских кругах персоной. За чтение и распространение запрещённой литературы в СССР можно было попасть за решётку, и к молодым супругам стали присматриваться сотрудники КГБ. Чтобы избежать печальной участи многих советских диссидентов, Эдуард с Еленой в 1974 г. эмигрировали в США. Чтобы попасть в Америку, они вынуждены были выезжать из Союза по израильским визам. К удивлению, их достаточно легко выпустили из страны.
В первой половине 70-х годов на эмиграцию из СССР решались немногие. Елена Щапова с мужем были одними из первых, кто пожелал попытать счастья за границей. Поселившись в Нью-Йорке, супруги начали искать работу. Экстравагантной Елене удалось устроиться манекенщицей в модельное агентство «Золи». Лимонов нашёл работу в газете «Новое русское слово».
Первый роман Лимонова
Дела у супругов шли по-разному: Щапова достаточно быстро смогла покорить заграничную публику эффектной внешностью, а вот Эдуарду удача улыбаться не хотела. Его поэтический талант долгое время оставался незамеченным, и только после выхода в 1979 г. скандального романа «Это я — Эдичка» Эдуард Лимонов обрёл долгожданную популярность. Изданная книга стала своеобразным криком писателя, жутко тосковавшего по Родине и мечтавшего о возвращении домой. Сюжет романа повествует о судьбе советского иммигранта в Нью-Йорке, который всеми силами пытается выжить в чужой стране. Брошенный женой, он получает социальную помощь, подрабатывает грузчиком и разнорабочим и понимает, что никому в Америке не нужен. Своё произведение Лимонов щедро сдобрил ненормативной лексикой и описанием порнографических сцен.
Несмотря на скандальность, роман во многом получился автобиографическим, однако писатель просил не идентифицировать себя с главным героем. В книге «Это я — Эдичка» Эдуард Лимонов прототипом жены иммигранта сделал Щапову. Елена, узнав себя в образе одной из главных героинь романа, не стала противиться его выходу в свет. К тому времени она успела сделать неплохую карьеру модели и рассталась с Эдуардом.
Жизнь Елены в Америке
Елена много работала, активно принимала участие в показах мод, снималась для популярных глянцевых изданий (в том числе в обнажённом виде), благодаря чему стала самой известной русской моделью в США. Профессия позволила ей попасть в круг аристократической элиты Нью-Йорка, где она обрела немало влиятельных знакомых и поклонников. Она была вхожа в дома таких известных людей, как Роман Полански, Марлен Дитрих, Клаудиа Кардинале, Ив Сен-Лоран, Питер Брук, Джек Николсон.
Встреча с Сальвадором Дали
Елена Щапова утверждает, что поклонником её красоты был сам Сальвадор Дали. Увидев на одной из модных нью-йоркских вечеринок русскую манекенщицу, он назвал её «очаровательным скелетом» и предложил стать его моделью. К русским женщинам испанец питал особую страсть, ведь его супруга Гала была родом из России. Щапова согласилась, чем вызвала неодобрение своего близкого окружения. Аристократы Либерманы, с которыми Елена была особенно дружна в Нью-Йорке, отговаривали её связываться с испанским гением эпатажа, заявляя, что он испортит ей репутацию. Неизвестно, согласилась бы русская модель позировать для Дали, но накануне встречи с ним она слегла в постель с тяжёлой формой пневмонии. Художник, так и не дождавшись девушку, сильно рассердился на неё и больше не предлагал ей сотрудничество.
Знакомство с графом де Карли и третье замужество
В 1980 г. Щапова была приглашена в итальянское представительство в Нью-Йорке на премьеру фильма. Неожиданно к ней подошёл невысокий мужчина и пригласил на свой день рождения. Так состоялось знакомство русской модели со знатным итальянским графом Джанфранко де Карли, который был старше её на 11 лет. Спустя 3 дня после знакомства он предложил Елене выйти за него замуж. Щапова ему неоднократно отказывала, но влюблённый итальянец с завидной настойчивостью продолжал ухаживать за ней и добился-таки своего. Елена согласилась выйти за него замуж, получив вместе со свидетельством о браке итальянское гражданство, высокое положение в аристократическом обществе и роскошный дом в Риме. Матери Джанфранко очень понравилась русская невестка, она была в восторге от её красоты и аристократических манер. Вскоре после свадьбы графиня Елена Щапова де Карли ушла из модельного бизнеса и полностью посвятила себя поэзии и мужу. А ещё она получила возможность много путешествовать и наслаждаться жизнью, которой достойна красивая женщина. В браке с де Карли у Елены в 1996 г. родилась её единственная дочь Анастасия.
Издание знаменитого романа Щаповой
В 1984 г. в Нью-Йорке вышел биографический роман Щаповой «Это я — Елена», который стал своеобразным ответом лимоновскому Эдичке. В нём бывшая манекенщица рассказывает читателям свою версию любовной истории, изложенной её бывшим мужем. Как и Лимонов, она не стеснялась раскрывать интимные стороны своей личной жизни и наполнила произведение пикантными описаниями эротических сцен и подробностями работы в модельном бизнесе. Кроме самого романа, в книгу вошла солидная подборка стихотворений Елены Сергеевны, написанных ею в разные годы. Откровенное произведение графини де Карли вызвало большой ажиотаж на Западе и заставило ещё раз вспомнить о том, кто такой Э. Лимонов и чем он прославился. В России книга Щаповой была издана только в 2008 г.
Отношения с кинематографом
Несмотря на привлекательную внешность и тесные знакомства с мировой творческой элитой, сниматься в кино Елену Щапову не приглашали. А ведь ещё до знакомства с де Карли у неё был шанс стать мировой кинозвездой, прими она ухаживания создателя нашумевшего фильма «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Но русская красавица не захотела стать любовницей известного кинорежиссёра, и дверь в Голливуд оказалась для неё закрытой.
Однако один раз Щаповой всё же удалось побывать на съёмочной площадке. Италия, Франция и Англия в конце 80-х годов снимали совместный фильм «Вешние воды», созданный по мотивам одноимённого произведения русского писателя И. Тургенева. Главных персонажей в нём сыграли Настасья Кински и Тимоти Хаттон. Щаповой же режиссёр Ежи Сколимовский доверил эпизодическую роль. В 1989 г. кинолента принимала участие в конкурсной программе фестиваля в Каннах. Хотя Щапова сыграла в ней небольшую роль, её работа была замечена и высоко оценена критиками. Фильм «Вешние воды» с участием модели вошёл в число лучших экранизаций произведений русских классиков, созданных западными кинематографистами.
Смерть Джанфранко и жизнь бывшей модели сегодня
На данный момент Щапова Елена Сергеевна живёт в Риме и считает Италию своей второй родиной. Похоронив Джанфранко, когда дочке Настеньке было всего 3 года, она поняла, насколько дорог для неё был этот мужчина. Оставшись с маленьким ребёнком на руках, она никогда не задумывалась о возвращении в Россию. В Риме у неё есть большая четырёхкомнатная квартира, расположенная в нескольких минутах ходьбы от Ватикана. Она живёт на деньги, оставленные ей мужем, пишет стихи и принимает участие во всех светских раутах. А ещё охотно общается с журналистами, раскрывая перед ними подробности своей насыщенной личной жизни.