Олег Ефремов: биография, личная жизнь
Он сыграл великое множество замечательных ролей на сцене театра и на поприще киноискусства. Большинство зрителей разных возрастов не только знают его персонажей, но и цитируют их высказывания. Это и абсурдно честный следователь Подберезовиков из «Берегись автомобиля», и излучавший просто небывалое обаяние шофер Саша из всем знакомой мелодрамы о плющихинских тополях, и стоически-принципиальный Доктор Айболит... Наверняка, все уже догадались, кто будет героем этой статьи. Конечно же это Олег Ефремов, биография которого вмещает в себя много интересных фактов.
Детство гения
Один из самых знаменитых советских актеров, режиссеров появился на свет 1 октября 1927 года в огромной коммунальной квартире на Арбате. Лучшими друзьями детства маленького Олежки были Сережа Шиловский (приемный сын Михаила Булгакова, писателя) и Саша Калужский (сын Василия Калужского, актера). Будучи ребенком, будущий актер Олег Ефремов, биография которого всегда вызывала неподдельный интерес у поклонников его таланта, частенько бывал в Нащекинском переулке, в доме у Булгаковых. Еще не подозревая, как ему повезло пообщаться с таким великим человеком, он старался впитывать всю творческую атмосферу, царящую там. В том возрасте, когда он приходил в гости, мальчик пока не прочитал ни одного булгаковского произведения. Но спустя годы, успев насладиться великолепным слогом и затейливым сказанием, на театральной сцене Ефремов поставил несколько трудов писателя.
Все годы школьной учебы провел в Воркуте Олег Ефремов. Биография его на тот период пополнилась фактом знакомства с настоящей лагерной жизнью, ведь его папа работал в ГУЛАГе бухгалтером.
Ну здравствуй, МХАТ!
После окончания войны юный Ефремов решил сдать экзамены в школу-студию МХАТ. Очень многие молодые люди испытывали желание учиться на актерском факультете, поэтому и конкурс был довольно серьезным. Но не блещущий яркой красотой восемнадцатилетний паренек моментально покорил приемную комиссию и с первого раза прошел по конкурсу. Ему просто фантастически повезло учиться на курсе, где преподавали Василий Топорков - выдающийся советский режиссер и актер, и Михаил Кедров - гениальный советский театральный режиссер.
Итак, победной весной 1945-го молодой Ефремов становится студентом. На первом курсе, будучи покоренными до глубины души учением великого Станиславского, несколько ребят принесли клятву верности своему идейному вдохновителю, скрепив ее для надежности собственной кровью. Среди этих однокурсников был и герой нашего повествования.
Новый главреж
Таким был с самого начала своего творческого пути Олег Ефремов. Биография, личная жизнь этого талантливейшего человека с самого первого появления на экране и первых шагов на сцене вызывали неподдельный интерес общественности.
Он вел студенческий дневник, в котором однажды появилась необычная для того времени и даже нахальная запись о мечтах: он писал о том, что во МХАТе он будет главным режиссером. По одной фразе можно было понять этого человека — он пришел в искусство, чтобы быть там лидером, и не иначе. Но после окончания учебы парень не попал во МХАТ даже статистом. Для него это было смерти подобно! Но Ефремов не опустил руки и подался служить в Центральный детский театр.
На театральных подмостках
Именно в этих стенах Ефремов Олег Николаевич, биография которого в советское время часто появлялась в разных печатных изданиях, получил главную роль. Это была постановка «Ее друзья» (автор Виктор Розов), в которой персонажем Ефремова был Володя Чернышев. С премьерного спектакля он запал в сердца многим зрителям. Олег Николаевич настолько правдиво и искренне играл, что никто из присутствующих в зале не заметил в нем актера. Все видели перед собой обычного школьника.
Через некоторое время этот театр обрел огромную популярность. На его сцене Ефремов дал жизнь свыше двадцати персонажам. Артист Олег Ефремов, биография которого начинала представлять огромный интерес для зрителей, посещающих спектакли с его участием постоянно, умел молниеносно перевоплотиться как в Иванушку-дурачка из «Конька-горбунка», так и в Самозванца из «Бориса Годунова». Как это ему удавалось - не понимал никто. Но результат был, что называется, налицо.
Первая труппа
Ефремов еще не отметил свое 30-летие (это был 1955 год), когда самостоятельно поставил музыкальную комедию под названием «Димка-невидимка», авторами которой выступали Вадим Коростылев и Михаил Львовский. Его дебют в качестве режиссера был не менее удачен, чем дебют в качестве артиста.
На тот момент а театральных кругах уже стало немодным и даже скучным обращаться в работе к методу Станиславского. Но Олег Николаевич, все еще помня ту студенческую клятву и будучи до конца жизни ей верен, разыскал себе единомышленников из числа учеников школы-студии МХАТ. Ведь по окончании своего обучения и после получения диплома он остался там в качестве преподавателя, и студенты относились к нему очень тепло и с огромным уважением. Именно они и стали членами первой труппы впоследствии прогремевшего на всю страну «Современника».
Название театра было оправдано на все 100 %: на его сцене поднимались наиболее актуальные проблемы. Пьесы, которые ставились на его подмостках, были трудами современных авторов: Василия Аксенова, Александра Солженицына и Александра Галича. В этих стенах преобладало исключительно живое общение со зрительным залом. Театр не имел даже занавеса.
Воплощение дерзкой мечты
Несмотря на то что Олег Ефремов был уже режиссером театра, он все же оставался и его актером. Да, он был первой скрипкой в этих стенах, определял стиль и направления своего детища, а остальные актеры были его отражением (в хорошем смысле). Но наступил 1970-й, и мечта Олега Николаевича, обозначенная когда-то на страницах его дневника, перестала быть просто мечтой молодого студента: его приглашают в МХАТ художественным руководителем. Так, по воле случая переступил порог знаменитого храма Мельпомены Олег Ефремов. Биография его гласит, что жизнь артиста наконец-то стала такой, как он когда-то задумывал.
Конечно же, в реальности все оказалось совершенно не так, как думалось раньше. Театр находился в стадии развала, и если говорить современным языком, Олег Ефремов стал кризис-менеджером. Он решил, что работа будет идти «на отлично», если вся труппа «Современника» будет работать с ним в МХАТе. Но согласием ответил только Евгений Евстигнеев. Прошло некоторое время, новый глава театра восстановил его, вернул ему былую славу. Ефремов уговорил перейти туда Татьяну Доронину, Александра Калягина и Иннокентия Смоктуновского.
Постепенно труппа великого МХАТа разрослась настолько, что ролей всем не доставалось. Какой-то период времени продолжалась такая ситуация, пока мастер не решил разделить театр. Теперь Ефремов стал главой МХТ имени Чехова.
Огромной трагедией для Олега Николаевича стало известие о кончине его любимого актера — Иннокентия Смоктуновского, Кеши, как часто он его называл. После такой утраты Ефремов поставил в стенах своего детища всего одну пьесу - «Три сестры». Он покинул МХАТ через шесть лет после Смоктуновского, уйдя вслед за ним. Театр в эти дни был в Тайване на гастролях. Зрители, почитающие талант великого мастера, принесли как свидетельство уважения к Ефремову-человеку, Ефремову-актеру и Ефремову-режиссеру столько цветов, что в Камергерском переулке проход к зданию МХТ был перекрыт этим ароматным холмом.
Кинематографические дороги гения
Дебют в кино у Ефремова состоялся в 1955 году. Его персонажем был комсорг Алексей Узоров в мелодраме «Первый эшелон». Режиссером этого фильма выступал сам Михаил Калатозов, который всего через пару лет снял награжденный впоследствии в Каннах «Золотой пальмовой ветвью» киношедевр «Летят журавли». После первой роли картины с участием Олега Николаевича радовали зрителей почти ежегодно.
Все его герои абсолютно разные. И все же Ефремов играл так, что зрители были уверены: все качества его персонажа присущи и самому актеру. Особенно полюбились всем таксист Саша из «Трех тополей на Плющихе» и Максим Подберезовиков из «Берегись автомобиля». Саша получился очень трепетным, заботливым, сопереживающим. А Подберезовиков — честным, сильным, справедливым, настоящим советским милиционером. Вот такие замечательные качества смог воплотить в своих героях Олег Ефремов. Биография его включает интересный факт: поначалу Эльдар Рязанов хотел предложить ему роль Юрия Деточкина, но по сценарию Деточкин очень мягкий, тихий человек, да и сам Олег Николаевич во время проб никак не мог не показывать свой волевой характер. Поэтому Рязанов отошел от первоначального плана: Деточкина сыграл Иннокентий Смоктуновский, а Ефремову достался образ следователя Подберезовикова.
И еще невозможно не вспомнить о первом из упомянутых фильмов. Старожилы рассказывали, что Пахмутову невозможно было уговорить написать саундтрек к «тополиному» фильму. Но когда она увидела отснятые кадры со сценой в машине, где героиня Дорониной пела, а герой Олега Николаевича ее слушал... Его взгляд, смотрящий как бы из глубины души, настолько потряс и придал вдохновения Александре Николаевне, что музыка, стекающая из ее пальцев на клавиши рояля, получилась очень пронзительной. А сам этот эпизод стал одним из самых сильных и трогательных во всем фильме.
Первая любовь и первая красавица
Всем знакомым, близким и не очень, было известно, что один из талантливейших актеров и режиссеров двадцатого века был слишком уж влюбчивым человеком. Да, он не был красавцем в общепризнанном понятии мужской красоты, и все же перед его обаянием ни одна женщина так и не смогла устоять.
Таким был актер и режиссер Олег Ефремов. Биография, личная жизнь, дети - все это настолько собрано воедино в судьбе человека, что даже мысли не возникает как-то это разделить. И все-таки женщины в его судьбе стояли немного особняком. Они были его вдохновением, умиротворением, надеждой на будущее. На каждую из них возлагал определенные надежды актер Олег Ефремов. Биография, личная жизнь этого талантливого человека насчитывает много романов, а уж разбитых женских сердец было еще больше.
Его первая огромная любовь пришла в его сердце еще в школе. Девочку звали Таня Ростовцева. Она была младше его на два года. Олег старался всеми силами привлечь внимание Танечки, например, бросал в ее окошко детские соски, в которые предварительно наливал воду. Роман, так и не успев толком начаться, закончился в одно мгновение, когда одна из таких сосок попала в тетю его обожэ. А Танечка Ростовцева, когда подросла, вышла замуж за очень хорошего человека — Юрия Никулина.
Будучи студентом школы-студии МХАТ, Олег Николаевич моментально влюбился в очень красивую девушку — Ирину Скобцеву, но и здесь его поджидала неудача: она предпочла ему другого, с которым и соединила свою судьбу.
Первая жена. Ее терпение и разочарование. И другие дамы...
Будучи отвергнутым первой красавицей, Ефремов переживал недолго. Он обратил взоры на свою однокурсницу Лилию Толмачеву. Вскоре последовало предложение руки и сердца, которое девушка приняла. Она искренне полюбила Ефремова. К сожалению, брак был недолгим, продлился всего полгода. У актера появилось новое увлечение — Марго Куприянова, актриса, играющая главную роль Димки в его дебютном спектакле. И если измену молодая жена и смогла бы если не простить, то хоть как-то попытаться понять, то увлечение супруга спиртными напитками буквально ее доконало. Лилия Толмачева терпела, но надолго ее сил не хватило. Потом она вспоминала, что Олег Николаевич не был готов к семейным отношениям, почти ежедневно он приходил домой сильно пьяным. Возможно, они были слишком молодыми, возможно, Ефремову надо было остановиться и взять себя в руки. Но было уже слишком поздно. Потом он неоднократно жалел об этом и вспоминал первую жену только теплыми, добрыми словами.
Как бы то ни было, но через очень короткое время после развода Олег Николаевич понял, что его очень тянет еще к одной коллеге. Это была очень милая женщина, прима ЦДТ Антонина Елисеева. Она была старше на 10 лет и замужем. Ее мужем был тот самый красавец-принц, который искал девушку, обронившую на лестнице дворца хрустальную туфельку. Но Ефремов не мог совладать со своими чувствами...
Вторая жена и другие обожэ
Благодаря легкой руке Галины Волчек в 1955 году произошло его знакомство со второй (гражданской) женой Ириной Мазурук. Она была внучкой полярного летчика Страны Советов. Эта хрупкая девушка была младше своего кумира на целых девять лет, ей было 19. Но, несмотря на молодость, за ее плечами уже был развод. В ЗАГС молодые не ходили, но свадьбу все-таки сыграли. В этой семье появилась на свет дочь Ефремова Настенька. Но даже рождение первенца не помешало отцу бросать заинтересованные взгляды на всех актрис театра.
Многого достиг Олег Ефремов. Биография, жены этого великого мастера были показателем того, насколько разным мог быть сей человек в разные периоды своей жизни. Возможно, это происходило из-за его сильного характера, возможно, благодаря его гениальности. Но реальность такова.
Еще один роман, продолжавшийся не один год, случился у Ефремова с Ниной Дорошиной (помните Надюху из к/ф «Любовь и голуби»?). Это были достаточно долгие отношения, очень обидные для Ирины. Она даже решила принимать ухаживания некоторых мужчин, которым очень нравилась и которых ранее всегда отвергала. И все-таки Олег Николаевич ушел из семьи. Для Мазурук это стало огромной трагедией, она даже пыталась свести счеты с жизнью. К счастью, ее успели спасти. Так и выросла без ежевечерней папиной сказки Анастасия Ефремова, дочь Олега Ефремова. Биография мэтра, однако, пополнялась все новыми событиями и фактами.
А отношения с Дорошиной напоминали американские горки. Они несколько раз расставались, но потом сходились опять. Дорошина даже успела выйти замуж за Олега Даля. Но Ефремов испортил торжество, придя туда и заявив всем, что невеста все-таки любит его. И увел ее прямо со свадебного пира. Даль никому не показал, как ему больно и тяжело. Он просто скрылся ото всех на несколько дней. А появившись на людях опять, вел себя, как ни в чем не бывало. Их брак просуществовал всего пару месяцев.
Очень уж увлекающимся был Олег Ефремов. Биография, личная жизнь, дети — все это было для мастера единым целым, но все же иногда это единство приходилось разъединять.
В «послужном списке» Олега Ефремова были и известнейшие актрисы двадцатого века - Анастасия Вертинская и Ирина Мирошниченко. Эти романы тоже были довольно короткими, несмотря на то, что Вертинская очень надеялась на большее: она даже сделала неплохой ремонт в квартире Олега Николаевича и завезла туда новую мебель. Но не получила не только сердца режиссера, но даже и главной роли в его театре.
Третья жена. Самый долгий брак
Олег Ефремов смог решиться на серьезные отношения и даже стал задумываться о женитьбе после знакомства с Аллой Покровской. В 1962 году состоялось их бракосочетание. Это союз оказался в жизни Ефремова самым удачным и долгим: он длился целых двенадцать лет. Но и при этой жене Олег Николаевич не мог отказать себе в маленьких слабостях: он совершенно спокойно заводил романтические отношения с другими женщинами. Все годы совместной жизни Алла пыталась примириться с изменами мужа. И все-таки ее терпение оказалось не бесконечным. Она решилась на развод.
Михаил, сын Олега Ефремова, биография которого теперь пользуется такой же популярностью, как и биография его отца, появился на свет в этом браке. Он тоже стал актером. Будучи еще ребенком, уже пробовал свои силы, даже работал на одной съемочной площадке со своим знаменитым отцом.
Искусству посвятили себя все дети Олега Ефремова. Биография его и спустя 16 лет после смерти интересует телезрителей и тех, кто еще помнит его на сцене театра. Сын Михаила Никита (внук великого мастера) тоже служит Мельпомене. А дочь Анастасия — главный редактор театрального журнала «Страстной бульвар, 10», к тому же она является организатором театральных фестивалей.
Так прожил свою жизнь Олег Ефремов. Биография, личная жизнь его напоминают калейдоскоп: как цветные стеклышки меняются люди, встречи, события... Неизменно одно: главной любовью его жизни всегда был театр; именно ему он посвящал все свое время, силы, возможности.