Биография и работы Фернана Бродель
Работы и труды Фернана Бродель определили развитие не только французской, но и мировой исторической науки в 20 веке. Этот ученый произвел настоящую революцию в историографии и источниковедении, сделав упор на изучение не событий, как это делали его предшественники и многие современники, а на особенности развития истории в целом, на темпы и динамику трансформации целей социально-экономических общественных структур. В рамках своих исследований он стремился показать историю в целом, не ограничиваясь пересказом фактов и происшествий. Он имел международное признание, был членом такой организации, как французская академия, а также входил в другие крупнейшие образовательные центры.
Общая характеристика направления
Направление развития исторической науки в 20 веке во многом определяла молодая школа анналов, представители которой считали старую позитивистскую историографию устаревшей и призывали обращать внимание не на факты, а на процессы в экономике, обществе, которые, по их мнению, и составляют настоящую историю, в то время как внешние политические события и факты - лишь внешнее проявление их изменений. Свое название направление получило по одноименному журналу, который издавался М. Блоком и Л. Февром. Это новое издание стало оплотом новых идей во французской историографии, однако поначалу школа анналов не пользовалась широкой популярностью из-за господства позитивистской науки.
Некоторые факты жизни
Будущий знаменитый историк сначала также придерживался ее традиций, старых правил и при изучении истории обращал внимание на личности правителей, государственных деятелей, политические события. Однако очень скоро он отошел от этих принципов и примкнул к молодому течению анналов. Но прежде чем приступить к анализу его взглядов, необходимо остановиться на его биографии, ведь все события в его жизни оказали большое влияние на его становление как крупнейшего исследователя своего времени.
Место рождения историка – небольшая французская деревня в Лотаригии, которая находится на границе с Германией. Он родился в 1902 году в простой семье: его отец был учителем математики, дед – солдатом и крестьянином. Детство будущий историк провел в деревне, наблюдения за жизнью простых тружеников оказало на мировоззрение большое влияние, во многом определив его интерес к истории быта. Это место рождения, по воспоминаниям автора, стало первой школой, поскольку из нее он вынес понимание ценности и важности повседневного существования обычных людей.
В 1909 году он поступил в начальную школу в парижском предместье, а затем в столичный лицей. По словам историка, учеба давалась ему очень легко: у него была хорошая память, он увлекался чтением, художественным творчеством, историей, а благодаря подготовке отца справлялся и с математическими дисциплинами. Его родитель хотел, чтобы он получил техническую специальность, однако историк поступил на гуманитарный факультет в Сорбонне. Фернана Бродель, как и многих молодых учащихся того времени, интересовала тема революции, и он, стремясь получить степень, выбрал тему для диссертации, чтобы начать ее в городке, который находился вблизи его родной деревни, однако этим планам не суждено было осуществиться.
Работа за границей
Ученый отправился в Алжир, где преподавал с 1923 по 1932 год. Он был блестящим лектором и уже тогда проявил себя как блестящий преподаватель. По его воспоминаниям, эти годы оказали на него огромное влияние: он так заинтересовался миром средиземноморья, что решил посвятить ему диссертацию. В эти годы он не только преподает, но и очень плодотворно занимается научной деятельностью, работая с архивными документами. Он был очень работоспособен и за несколько лет скопил огромное количество материала, достаточного для написания научного исследования. К этому времени относится публикация его первой статьи (1928 год).
Изменение во взглядах
На формирование мировоззрения Фернана Бродель большое влияние оказала его встреча с Л. Февром в 1932 году, когда оба вместе возвращались на родину. Это знакомство во многом определило особенности его будущих научных подходов. Он стал не только сторонником идей школы анналов, но также его близким другом. Ученый сотрудничал с его знаменитым журналом, что впоследствии сказалось на его трудах. Дело в том, что поначалу он избрал темой для своей диссертации политику короля Филиппа II в средиземноморье, что соответствовало традициям позитивистской историографии, однако впоследствии он отошел от личности этого правителя и главным объектом своего исследования решил сделать историю среды, изучение общих тенденций в развитии при пристальном внимании к экономике, социальной структуре, экономики. Так французский историк стал основателем нового направления в историографии – геоистории, которое предполагало соединение исследования явлений прошлого в неразрывной связи с природой климата, особенностей местности.
Работа в Бразилии и в годы войны
С 1935 по 1937 год ученый преподавал в бразильском университете. Эта новая работа, по его словам, также оказала на него огромное влияние, в первую очередь, в культурологическом смысле. Будучи чрезвычайно восприимчивым по натуре, он с живейшим интересом наблюдал за жизнью в одном месте нескольких народностей, что впоследствии определило интерес у Фернана Бродель к проблеме сосуществования разных цивилизаций. Вернувшись на родину, он под руководством своего друга решил написать диссертацию о средиземноморье, но уже в русле нового направления, однако начало войны и оккупация страны изменили эти планы.
Историк сначала воевал, однако недолго, так как попал в плен вместе с остатками своего отряда и до 1945 года оставался в неволе. Тем не менее, он нашел в себе силы продолжить работу. Ученый работал по памяти, восстанавливая свои архивные записи и наработки предыдущих лет. Кроме того, исследователь сумел наладить связь с Февром, который после расстрела Блока за участие в движении Сопротивления остался единственным главой направления анналов. Бродель находился в заточении в городе Майнце, где был университет, а условия содержания военнопленных были не очень суровы. Здесь он имел возможность продолжить свой труд, который был с успехом защищен после окончания войны, в 1947 году.
Послевоенные десятилетия
После выхода в свет его знаменитой диссертации «Средиземное море и средиземный мир в эпоху Филиппа II» автор стал признанным представителем новой школы. В это время он активно занимается преподавательской деятельностью, и зарекомендовал себя не только как талантливый ученый, но и как превосходный организатор. В 1947 году он вместе со своими друзьями основал 6 секцию Практической школы высших исследований, которая стала оплотом новых исследовательских разработок. После смерти Февра он стал ее президентом и занимал эту должность до 1973 года. Также он стал редактором его журнала и начал преподавать в Коллеж де Франс, где заведовал кафедрой современной цивилизации.
Отход от общественной деятельности
Однако после событий 1968 года в его судьбе, как и в судьбе страны, произошли серьезные изменения. Дело в том, что в этом году начались массовые студенческие движения, которые приобрели довольно широкий размах. Бродель, вернувшись на родину, попытался вступить с участниками в переговоры, однако в этот раз обнаружил, что его слова уже не производят на них нужного действия, как в предыдущие годы. Более того, обнаружилось, что его самого считают представителем устаревшей науки. После этих событий он принимает решение уйти с большинства занимаемых постов и посвятить себя исключительно научной деятельности.
Новая работа
С 1967 по 1979 год он упорно работает над своим очередным капитальным трудом «Материальная цивилизация, экономика и капитализм». Он поставил перед собой, казалось бы, невозможную задачу: изучить историю экономики с 15 по 18 век. В этой фундаментальной работе он на основе огромного исторического материала показал механизмы развития народного хозяйства, торговлю, материальные условия существования людей. Его также интересовала посредническая роль купцов, торговцев, банков.
По мнению ученого, экономический, социальный факторы, которые складывались в предыдущие десятилетия, стали основой для политики, событиям которой он не придавал большого значения, считая их поверхностными и неинтересными для ученого, за что часто подвергался критике. Также его обвиняли в том, что он пытается написать глобальную историю и охватить все стороны жизни, что по сути невозможно. Тем не менее, новая работа исследователя изменила направление развития историографии.
Взгляды и методологические подходы
История повседневности стала главным объектом его исследований. Но особый интерес представляет его концепция исторического времени, которое он делил на длинное (главное, которое охватывает существование цивилизаций), короткое (события отдельных периодов, которые охватывают жизни отдельных людей) и среднее, циклическое (что включает временные спады и подъемы в разных сферах общества). Перед смертью он активно работал над трудом, посвященным истории Франции, один из разделов которого называется «Люди и вещи», в котором он провел тщательный анализ жизни народа, его быта и особенностей развития. Но он скончался в 1985 году, не завершив свой труд до конца.
Значение
Роль этого ученого в историографии трудно переоценить. Он произвел настоящую революцию в науке, отойдя вслед за представителями школы анналов от истории фактов к изучению социальных, экономических процессов. Он воспитал целую плеяду ученых, среди которых такие знаменитые имена, как Дюби, Ле Гофф и многие другие. Его работы стали вехой в исторической и науке и во многом определили направление ее развития в 20 веке.