Аркадий Каманин: биография и фото

Много лет назад закончилась Великая Отечественная война, безжалостно прошедшая по душам людей и унесшая миллионы человеческих жизней. В каждую семью вошла она без стука, разрушила привычный быт, внеся в него новые, необратимые по своим масштабам поправки. Именно в это время максимально проявился патриотизм русского человека, готового за родную землю, во имя светлого будущего потомков, расплатиться собственной жизнью. В схватку со смертью вступили все: мужчины и женщины, братья и сестры, матери и отцы, взрослые и дети. Дети войны…

Аркадий Каманин, подвиг которого способствовал приближению Великой Победы, в мирное время был обычным советским мальчишкой, который, как и большинство ровесников, увлекался спортом, чтением, игрой на музыкальных инструментах (баяне и аккордеоне). А еще его манило небо: голубое, чистое, далекое…

Его манило небо

Родился Аркадий Каманин, биография и фото которого вызывают искренний интерес современного поколения, 2 ноября 1928 года. Отец будущего героя Николай Петрович Каманин, советский офицер, опытный летчик, являвшийся для юноши ярким примером настоящего мужчины, служил на аэродроме, и у сына всегда была возможность находиться рядом с ним и оказывать посильную подростковую помощь.

Аркадий Каманин – пионер-герой, биография которого представляет собой яркий пример любви к Родине, готовности защитить родную землю от врагов во имя светлого будущего. Родившийся на Дальнем Востоке мальчик вместе с семьей (по долгу службы отца) несколько раз менял место жительства, некоторое время жил в Москве и все летние каникулы пропадал на аэродроме, осваивая профессию авиационного механика. В таком качестве он даже успел поработать на столичном авиационном заводе в 1941 году.

Остался на войне

В этом же году отец продолжил службу в Ташкенте (Узбекистан), где пробыл с семьей до 1943 года. В феврале был назначен командиром штурмового авиакорпуса, а 14-летний Аркадий Каманин снова приступил к работе авиамеханика по месту дислокации воинской части отца. Будучи еще несовершеннолетним, попал под угрозу отправки в тыл, но наотрез отказался покидать воинскую часть. К тому же высокий уровень квалификации не позволил руководству так легко отпустить грамотного специалиста. Ведь в военное время потребность в квалифицированных технических работниках была постоянной.

Успешный старт

Аркадий Каманин был зачислен механиком спецоборудования в 423-ю авиаэскадрилью связи (Калининский фронт), что стало успешным стартом в воздушной карьере молодого человека, решившего научиться пилотировать. Именно летная практика давала бесценный опыт и помогала разобраться в теории. Первый раз в небо Каманин-младший поднялся на двухместном учебном У-2.

Сначала он летал в качестве бортмеханика и штурмана-наблюдателя, а в июле 1943-го получил официальное разрешение летать самостоятельно. Причиной тому стал случай, когда во время одного из полетов шальная пуля вдребезги разбила козырек кабины самолета, а попавшие внутрь осколки ослепили Аркадия. Молодой человек вызвал с земли опытного пилота, под дистанционным руководством которого сумел профессионально посадить машину. После этого успешного мероприятия летную подготовку талантливый юноша стал проходить официально. Через два месяца Каманин-младший успешно сдал экзамены строгому и требовательному генерал-майору Н. Каманину, не сумевшему найти оснований для недопуска сына к самостоятельным полетам.

Спасти товарища

Война – это война, и генерал Николай Каманин отправлял в полеты сержанта Аркадия Каманина, рискуя не дождаться сына с очередного задания. В разведывательных полетах «летунок» (как прозвали мальчишку взрослые коллеги) проявлял себя геройски, доставляя приказы руководства командирам передовых частей, добывая ценные сведения прямо под носом фашистов и выполняя другие сложные поручения.

Аркадий Каманин – пионер-герой, характеризовался поразительным бесстрашием и рисковал наравне со взрослыми. В подтверждение тому имеет место случай, когда по возвращении в расположение штаба эскадрильи на своем боевом аппарате Аркадий увидел на нейтральной полосе подбитый, лежавший на брюхе штурмовик. Глядя на закрытую кабину самолета, юноша понял, что летчик находится внутри и, по всей видимости, ранен. Помня о неписанном законе – взаимовыручке товарища, Аркадий Каманин, ни минуты не раздумывая, профессионально приземлился возле сбитого самолета, мастерски «запарковался», закрывшись от немцев сбитым штурмовиком, в кабине которого находился раненный в голову лейтенант Бердников. Выполнив полученное задание, он не успел доставить на базу результаты аэрофотосъемки. Хрупкий юноша сумел переправить в свой самолет фотоаппарат с пленкой, а затем и безвольное тело спасенного пилота.

Первая награда

Каманину-младшему удалось добраться целым и невредимым до места расположения своего подразделения, к тому же помогли ему в этом коллеги, отвлекшие стрельбой внимание немцев от смелого и наглого кукурузника. За совершенный подвиг 15-летний Аркадий был удостоен своего первого ордена Красной Звезды.

На счету Аркадия спасение еще одного товарища – механика, взлетевшего на хвосте самолета. При взлете по мокрому грунту технические работники специально садились на хвост аппарата, прижимая его таким образом, чтобы тот не «клюнул носом» в землю. Затем требовалось умело и своевременно спрыгнуть, чего в данном случае механик сделать не успел.

Аркадий, будучи в ожидании разрешения на посадку, заметил человека в воздухе, о чем просигналил ракетницами неосмотрительному пилоту, уже успевшему спрятать шасси. Человека сняли с хвоста самолета.

Бесстрашный "летунок"

Второй Красной Звездой Аркадий Каманин был награжден в 1944 году: при нападении врага на фронтовой штаб юноша под обстрелом поднялся в воздух на своем самолете, вызвал помощь и засыпал незваных гостей гранатами.

Орден Красного Знамени Аркадий заработал в начале 1945 года за доставку секретных документов и питания для рации партизанскому отряду. Юноше пришлось осуществить 1,5-часовой перелет за линию фронта по незнакомому маршруту, характеризовавшемуся сложным горным рельефом, что в разы осложняло выполнение задания.

Общий послужной список летчика Каманина-младшего насчитывает 283 часа нахождения в воздухе (а это более шести сотен боевых вылетов). Многие из них производились в тяжелых погодных условиях, под прицелом немецких орудий. За этот период молодой человек удостоился шести правительственных наград, среди которых - медали «За взятие Вены», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта».

Впереди мирная жизнь

Война закончилась. Казалось, впереди Аркадия Каманина ждало блестящее будущее. Существенно отстав в учебе от ровесников, юноша с присущей ему целеустремленностью и рвением принялся активно изучать упущенный материал. На это ему хватило одного учебного года.

Получив школьный аттестат, в 1946 году Аркадий Каманин (фото можно увидеть в статье) был зачислен на подготовительный курс Военно-воздушной академии им. Жуковского, в которой в когда-то учился его отец. Годы обучения, служба в Советской армии, реальная возможность попасть в отряд советских космонавтов... Но…

Вечно молодой

В 18 лет Аркадий тяжело заболел менингитом и внезапно для всех скончался. 13 апреля 1947 года – последний день жизни самого юного летчика, бесстрашно прошедшего Великую Отечественную от начала до конца. Похоронен Аркадий на Новодевичьем кладбище в Москве. Так он и запомнился сверстникам: молодым, веселым, целеустремленным, всегда готовым прийти на помощь товарищу. Влюбленным в небо…

Комментарии