Понятие избирательного права и избирательной системы РФ
Сегодня избирательное право является одним из важнейших прав граждан, подтвержденных Конституцией Российской Федерации. Это основа демократического свободного общества, которое может по собственной воле влиять на государство.
Сущность явления
Современное понятие избирательного права и избирательной системы России было сформулировано в 1994 году в законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Этот документ стал эпохальным. Он определил все последующее направление развития российской избирательной системы до сегодняшнего дня.
Понятие избирательного права и избирательной системы было заложено именно в середине 1990-х годов. Тогда же впервые прошли выборы нового типа (Государственной думы второго созыва и президента страны). Началась стабильная работа парламента. В 1995-1996 гг. во многих регионах России впервые прошли всеобщие выборы мэров, глав муниципальных образований, губернаторов и т. д.
Благодаря федеральному закону стали реальными демократические основы организационного обеспечения выборов – открытость, публичность, прозрачность всех связанных с ними действий и процедур. Понятие избирательного права и избирательной системы России включает в себя систему избирательных комиссий. Именно они способны эффективно решать нестандартные и сложные задачи, связанные с подготовкой и проведением демократических, конкурентных выборов. Комиссии – отлаженный инструмент осуществления избирательных прав жителей Российской Федерации.
Выборное законодательство
В 1995 году была проведена значительная работа по подготовке нового законодательства об избрании депутатов парламента. С тех пор в него вносилось несколько правок, однако его суть осталась прежней. Каким в этой области предстает избирательное право? Понятие, принципы, система были переняты у западных демократий вопреки прежнему коммунистическому строю. Хотя советская система внешне обладала всеми атрибутами демократии, на деле это была ширма, которая позволяла одной-единственной партии без проблем проводить политику, спускаемую из Политбюро.
Новое понятие избирательного права и избирательной системы закрепляло за гражданами право делать свой собственный свободный выбор представителя в парламенте. Подтверждалась многопартийная система, появившаяся после краха тоталитарного режима КПСС. В то же время для федерального парламента устанавливался 5-процентный барьер. Партия, желавшая попасть в Государственную думу, должна была набрать необходимое для этого количество голосов.
Всего в новом Парламенте оказалось 450 депутатов. На предстоящих выборах 2016 года половина народных избранников будет определяться по партийным спискам. Другая часть депутатов избирается по одномандатным округам. Территория России состоит из 225 таких территориальных образований. Так в Государственной думе представляются не только партийные, но и региональные интересы.
Публичное право
Современное понятие избирательной системы и избирательного права РФ существует в двух плоскостях: политико-правовой и формально-юридической. В чем их разница? В формальном смысле российское избирательное право – это кодификация юридически признанных гарантий и условий становления политической свободы граждан. Его значение велико: оно вносит определенность в отношения между населением страны и государством. Избирательное право устанавливает границы вмешательства власти в жизнь общества. В то же время законы защищают государство от преступных посягательств обычных граждан, не желающих пользоваться легитимными инструментами в политической борьбе.
Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы с политико-правовой точки зрения следующее: это каталог обязанностей прав, которые обязательны для субъектов, вовлеченных в избирательный процесс во время его организации и проведения. Без этих явлений невозможно представить современную демократию. Поэтому для легитимной преемственности власти так важно обозначить в законодательстве понятие избирательного права и избирательной системы РФ. Относятся ли к нему действия по организации и проведению выборов? Так оно и есть, ведь именно с помощью них передается и приобретается власть.
Избирательное право - это еще и отрасль публичного права. Она непосредственно связана с политической деятельностью. Однако избирательное право влияет только на небольшую ее часть, связанную с выборами. Есть и другие аспекты, сущность которых описана в Конституции.
Виды избирательного права
В юридической науке право делится на объективное и субъективное. Это деление распространяется на все его виды. Отношение между субъективным и объективным избирательным правом – это отношение между содержанием и формой публичного политического права. Они тесно взаимосвязаны.
Объективное избирательное право – это источник субъективного избирательного права. Оно состоит из нескольких юридических норм, определяющих ответственность и обязанности участников выборов на каждой их стадии. Субъективное избирательное право – это само по себе право гражданина участвовать в избирательном процессе. Для него существуют ограничения – возрастной критерий и ценз гражданства. Хотя право голосовать в России было и в советскую эпоху, те выборы сильно отличались от современной модели и имели мало общего с сегодняшним избирательным процессом.
Доверие граждан
Сегодня понятие, система, источники избирательного права определяются правовыми нормами, установленными в законодательстве. Оно регулирует политические выборы, которые, в свою очередь, формируют легитимную власть. Именно поэтому в этой области права крайне важен факт доверия граждан. Без уверенности жителей страны в правильности системы не может быть устоявшейся политической и демократической культуры. Соотношение понятий «избирательное право», «избирательная система» и других юридических терминов остается бессмысленным, если в обществе нет гражданского самосознания. Демократические инструменты работают только в тех странах, где люди чувствуют себя источником власти.
С момента развала СССР в России зародилась и развивается новая политическая культура, которая призвана придать жителям страны уверенности в собственной политической значимости. Это делается разными путями: с помощью образования подрастающих поколений, а также проведения новых выборов, референдумов, предварительных партийных голосований.
Российские реалии
Для того чтобы общество смогло по-новому взглянуть на российскую государственность, ему пришлось пережить целую эпоху кризисного развития. К ней можно отнести отказ от коммунистического наследия, а также противостояние между главой государства и парламентом в 1993 году. В том конфликте столкнулись интересы исполнительной и законодательной ветвей власти. В итоге все закончилось кровопролитием в Москве и знаменитыми кадрами телехроники с обстрелом Белого дома. Но именно после тех октябрьских событий стране удалось принять новую Конституцию, в которой и устанавливались нормы избирательного права. Граждане получили право выразить свое отношение к главному документу страны на общем референдуме, что само по себе стало важным признаком политического прогресса в Российской Федерации.
Понятие избирательного права и избирательной системы Российской Федерации появилось вместе с другими важными признаками новой государственности. В первую очередь было закреплено разделение властей и ответственности за свои решения перед жителями страны. Сегодня избирательное право и избирательный процесс выполняют важную функцию. Они наглядно фиксируют характер власти, ее социальную динамику. Именно по состоянию избирательного права в стране можно определить настоящий, а не декларируемый характер власти. Это показатель состояния институтов государства, норм, ценностей и правосознания общества.
Двойственная природа
Есть два важных признака, которые резюмирует избирательное право. Понятие, принципы, система этого явления показывают, существует ли легитимный инструмент сменяемости власти. Регулярная ротация в государственном аппарате всегда была и будет важнейшей характеристикой демократии. И только эффективно работающее избирательное право может обеспечить ее на постоянной основе.
Другой важный признак – множество источников народовластия. Избирательные технологии и их модификации необходимы для того, чтобы собрать разрозненные части общественного суверенитета и делегировать его выбранным представителям. Носителем власти является каждый гражданин. Все вместе жители страны могут распределить суверенитет, которым они наделены, между своими избранниками. Так зарождается (а потом сменяется) политическая публично-правовая корпорация власти.
Избирательное право (понятие, принципы, система, источники являются объектом нашей статьи) регулирует использование важных ресурсов. Это время пребывания у власти, методы ее использования и наделения в обширном и разномастном общественном пространстве. Природа избирательного права двойственна. С одной стороны, оно необходимо для нормального воспроизводства выборных исполнительных и законодательных институтов власти. С другой, оно само должно защищать государство, например, от притязаний на его монопольное право использовать институты власти разными этноконфессиональными, политическими и бюрократическими группами.
Избирательные технологии
Избирательные технологии играют исключительно важную роль в изменении системы отношений внутри власти и демократическом переходе к современным государственным формам. Что это такое? К их числу относятся процедуры и правила, по которым строится система ответственной перед гражданами власти, в которой по умолчанию заложен принцип периодической смены и ротации.
Важнейшими элементами механизма становления демократии остаются институты, которые обеспечивают организацию и проведение выборов и референдумов. Их важность сложно переоценить. Выборная демократия – это основное звено в процессе реформы однопартийной власти. В нем закладываются социальные, правовые и политические условия перехода от административной модели власти к открытой самоуправляющейся, конкурентной и основанной на свободном волеизъявлении граждан альтернативе.
Избирательное право и Конституция
Важнейшим документом для всего, что связано с выборами, остается Конституция Российской Федерации. Именно благодаря ей в стране есть свободные референдумы и выборы. Также этот документ ввел в лексикон новые термины. Благодаря Конституции в русском языке появилось понятие «избирательный корпус».
Это фундаментальное явление. В структуру избирательного корпуса входит избирательное право (совокупность электоральных обязанностей и прав граждан), законодательство (юридические источники права). Эти инструменты необходимы для серьезных перемен в стране. Кроме того, борьба за ту или иную электоральную систему и избирательное право являются одним из ведущих мотивов государственной деятельности.
Благодаря Конституции начался и до сих пор продолжается на первый взгляд неочевидный процесс. Общество отделяется от государства и становится полноценным субъектом политических отношений, реальным участником политического процесса, двигателем преобразования и эволюции властных институтов.
После принятия Конституции произошли важные перемены. Теперь каждый политический режим, пришедший к власти, должен считаться с демократическими электоральными условиями, особенно если он хочет сохранить собственную власть. Любая альтернатива конституционному порядку приведет к разложению демократических институтов. Только согласно основному закону страны происходит легитимное воспроизводство государства, ротация, передача и перегруппировка исполнительных и законодательных функций внутри разных групп интересов и сил. Таким образом, без Конституции сегодня было бы неактуальным понятие избирательного права и избирательной системы. Их соотношение может меняться только теми способами, которые разрешены основным законом страны.
Демократические выборы оказались единственным способом избавиться от закрытости и других признаков тоталитарного общества, свойственных советской эпохе. Впервые после долгого молчания в 90-е годы люди смогли открыто заявить о своих интересах. Практика показала, что они сильно отличались от той реальности, которую предлагала советская власть.
Будущее избирательного права
Хотя само понятие избирательного права и избирательной системы в нашей стране не меняется уже больше двадцати лет, некоторые особенности выборного процесса продолжают меняться и сейчас. Российская демократия относительно молодая. Она по-прежнему ищет приемлемое для себя понятие избирательной системы и избирательного права. Как и полагается переходному процессу, политико-правовая реформа в Российской федерации проходит в ситуации параллельного и одновременного поиска новой структуры государственной власти.
В правовом строительстве совмещается два аспекта – рационально-бюрократический и социально-политический. При этом совершенствуется система публичной власти и поддерживается режим ее стабильности, преемственности и непрерывности. В России, находящейся на переходном этапе своего развития, много людей по-прежнему не доверяют представительной демократии. Часть общества пытается жить отстраненно от государства, не посещая выборы.
Преодолеть данную логику взаимного отчуждения и недоверия нужно для того, чтобы российская демократия стала еще эффективнее. Понятие избирательной системы и избирательного права многим гражданам непонятно, и, не участвуя в выборах, они делают их менее легитимными, так как последние таким образом представляют не всю палитру мнений общества. Это проблема любой молодой демократии. Участие в выборах необходимо гражданам для их политического самоутверждения и осознания важности собственного решения для жизни страны. Приходя на участок, гражданин становится субъектом государственной власти.