Царицынский большой дворец: краткое описание

Царицынский большой дворец является одной из главных частей ансамбля, созданного в 18-м веке. К сожалению, это здание так и не было использовано по назначению, однако его архитектурные достоинства несомненны, что позволяет включить строение в список наиболее значимых памятников эпохи, тем боле что оно выполнено в двух разных стилях. Строительство велось в течение достаточно долгого времени: с 1785 по 1796 г.

История создания

Первоначальный проект здания принадлежал В. Баженову, однако осмотревшая постройку императрица осталась недовольна, и поэтому автор был отстранен от руководства. Вместо него был назначен его товарищ и помощник М. Казаков, который и завершил строительство. Царицынский большой дворец был выполнен в стиле псевдоготики, однако с явными чертами классицизма, который к концу столетия набрал популярность и в конце концов стал эталоном для построек.

Изначальный вариант здания предполагал возведение небольшого по размеру сооружения, однако новый автор, следуя вкусам Екатерины II, изменил пропорции. Сооружение стало более объемным, но главное, обрело некоторую тяжеловесность в конструкции.

В 1790 году строительство было приостановлено в связи с финансовыми затруднениями из-за русско-турецкой войны. Через три года процесс возобновился. Однако теперь Царицынский большой дворец претерпел новые изменения: его пропорции были уменьшены, что в принципе нарушало замысел архитектора. Но скоро императрица скончалась, и новый правитель Павел I приказал завершить работы. Таким образом, строение так и не было использовано по назначению.

Архитектура

Сооружение интересно тем, что в нем сочетаются различные стили - псевдоготика и классицизм. С этой точки зрения здание условно можно назвать принадлежащим к переходному периоду в истории архитектурного строительства.

Царицынский большой дворец состоит из двух крыльев, внутри которых два покоя: для императрицы и ее сына. Средняя часть снаружи выглядит особенно величественно и монументально, однако в плане видно, что данная часть, по сути, представляет собой узкий переход между двумя основными покоями. Особую изящность строению придают две башни, выполненные в стиле псевдоготики. К последнему направлению также относятся стрельчатые арки, хотя по своей форме окна на самом деле прямоугольные.

Дополнительные элементы

Матвей Казаков придал постройке строгость и гармоничность форм. Здание имеет три фасада, полуколонны и колонны, которые украшают парадный вход. Некоторые части придают строению тяжеловесность: мощные корпуса, аркада, арки. В целом внешний облик призван продемонстрировать имперскую мощь власти, в то время как первоначальный проект предполагал бо́льшую камерность и компактность форм.

Следует упомянуть еще о том, что изначально Матвей Казаков предполагал построить во дворце три этажа плюс отдельный, цокольный, однако через несколько лет, по требованию императрицы, он был вынужден уменьшить его высоту за счет одного этажа. В результате строение стало приземистым и несколько расплывчатым с виду.

Реакция современников

Итак, автор Большого Царицынского дворца по ходу постройки был вынужден делать множество изменений, что привело к отсутствию единства и цельности во внешнем виде здания. В 1796 году поверх него установили черную крышу, которая вызывала критику у тогдашнего российского общества. Многие деятели искусства отмечали, что она производит довольно мрачное впечатление, несмотря на наличие украшений в постройке.

Во второй половине 19-го века многие стали отмечать несомненные архитектурные достоинства постройки: говорили о том, что его внешний облик отличается праздничностью, и поэтому многие предлагали убрать черную кровлю.

Реконструкция

Одним из крупнейших дворцово-парковых ансамблей столицы является комплекс в Царицыно. Большой дворец, описание которого и есть предметом настоящего обзора, был перестроен и реконструирован в 2005-2006 годах, что вызвало критику многих экспертов. В первую очередь строители заменили черную крышу на более красивую и изящную кровлю с украшениями, что, по сути, стало нарушением замысла архитектора. Во-вторых, отделали интерьер, который в оригинальном варианте так и не был завершен. Зато полы покрыли дорогим материалом из ценных древесных пород. Кроме того, во дворце устроены два зала - «Екатерининский» и «Таврический», в которых проходят выставки. Внутренние помещения декорировали скульптурой и повесили хрустальные люстры. Кроме того, здесь находится знаменитый памятник императрице работы А. Опекушина.

Итак, в настоящее время в здании расположен целый музейный комплекс, который посвящен царствованию Екатерины II. Несмотря на то что дворец так и не был использован по назначению, тем не менее он занимает важное место в истории отечественной архитектуры, так как знаменовал переход от готики и традиционного московского барокко к классицизму.

Комментарии