Пинхасов Георгий. Биография и творческий путь фотохудожника
Пинхасов Георгий – фотограф современности, родившийся в Москве и ставший единственным русским, приглашённым работать в международное агентство Magnum Photos. Пинхасов - обладатель престижных международных премий, за плечами мастера – организация персональных выставок, выпуск фотоальбомов, работа в известных зарубежных изданиях.
Начало творческого пути
Пинхасов родился в 1952 году, увлечение фотоискусством пришло ещё в ранние годы. Видимо, это сыграло свою роль - после окончания школы он поступил в Московский институт кинематографии. Не закончив обучения, Георгий уходит в армию, после чего начинает работу на киностудии «Мосфильм» в качестве фотографа.
1978 год ознаменован для Пинхасова вступлением в Союз художников-графиков Москвы. Здесь были выставлены его первые творческие работы в жанре натюрморта и портрета. Среди них такие, как «Дыня» и «Стакан с чаем», выполненные в технике сепия.
Очень скоро Пинхасов Георгий смог получить статус независимого фотохудожника. Это обстоятельство давало свободу, возможность путешествовать и показывать свои работы не только в СССР, но и за пределами страны.
Встреча с Тарковским и переход к репортажной фотографии
Во время работы на Мосфильме судьба сводит Пинхасова с режиссёром Андреем Тарковским. Благодаря знакомым, некоторые фотопробы Георгия оказались в руках знаменитого режиссёра. Тарковский приглашает фотографа к сотрудничеству над фильмом «Сталкер» в 1979 г. Пинхасов принимает предложение и делает репортаж о фильме. Таким образом, Тарковский как бы подтолкнул Георгия к переходу к работе с репортажной фотографией.
Тарковский и Пинхасов много общаются, обсуждают вопросы кинопроизводства и фотографического искусства. Несмотря на то что режиссёру очень нравятся снимки Георгия, он как-то замечает, что для него идеалом репортажной фотографии являются работы Анри Картье-Бриссона. Эта фраза заставила молодого Пинхасова задуматься и отважиться на первые опыты вторжения в жизнь посторонних людей с фотоаппаратом в руках.
Работать в Советском Союзе репортажным фотографом было очень непросто. Во-первых, сами люди относились с подозрением и опаской к человеку с камерой в руках. Во-вторых, милиция могла попросту засветить нежелательные кадры. Тем не менее Георгий Пинхасов продолжал снимать, его наследие - тысячи колоритных фотографий, ярко передающих эпоху СССР.
Сам Пинхасов Георгий в одном из интервью сказал, что благодаря Тарковскому увидел мир другими глазами, и главное, чему он научился у режиссёра, – гуманному отношению к человеку. Фотограф с восхищением говорит о встречах с великими людьми - Картье Брессоном, Надеждой Мандельштам, их простоте и любви к познанию. Считает, что их нежелание возвышаться над другими послужило ему примером в творчестве и жизни.
Фотоагентство Magnum
В 1985 году Пинхасов Георгий вступает в брак с француженкой и уезжает жить в Париж. В 1988 году он подаёт портфолио в агентство Magnum, впрочем, не очень рассчитывая на успех. Однако мастер был принят, и один из основателей Magnum Photos, Картье Брессон, отозвался о нём как об очень талантливом фотохудожнике.
Стать действительным членом агентства Пинхасов смог через несколько лет. Процедура поступления в этот кооператив сложная и многоступенчатая. На сегодняшний день Magnum объединяет чуть больше 60 фотографов, которые, как и Пинхасов, в своём творчестве стремятся документально отразить окружающий мир. Фотографы культового агентства представляют свои работы газетам, телевидению, галереям и музеям со всего мира.
Сотрудничество с международными изданиями
В работе Пинхасов ценит свободу, при просмотре его фотографий у многих возникает ощущение уникальности самых простых и обыденных вещей. Мастера привлекают индивидуальные особенности людей и предметов, мельчайшие детали, которые можно мгновенно выхватить светом из темноты.
Фотограф очень много снимает для известнейших международных изданий. Среди них:
- Международный научно-популярный журнал Geo.
- Журнал о современном искусстве Actuel.
- Крупнейшая ежедневная американская газета New York Times.
Сам Пинхасов рассказывал, что одной из предпосылок работы в международных изданиях послужила поездка в Чернобыль. Это был заказ New York Times в 90-е годы, но снять то, что было нужно, не удалось. Фотографа и его напарницу – американскую журналистку, не пропустили в те места, куда хотелось попасть. Тогда он стал снимать, все, что вокруг него происходило. В результате получился потрясающий материал, показывающий настоящую реальность. После этого удачного репортажа поступило множество заказов с поездками по всему миру: Кении, Бразилии, Вьетнаму, Китаю.
Фотоальбомы Пинхасова
Творчество Пинхасова не раз отмечалось престижными наградами. В 1993 г. международной премией World Press Photo был отмечен этот талантливый фотограф. Москва, Париж, Женева, Таллин – вот список городов, где проходили его выставки.
Мастером выпущено несколько фотокниг, самые известные:
- 1998 год – Sightwalk («Взгляд на ходу»).
- 2006 год – Nordmeer («Северное море»).
Первая стала результатом поездки в Японию, где он снимал Токио. Второй альбом родился после путешествий по Арктике.
Фотографа Пинхасова считают гением работы со светом, и сам он часто говорит, что во всём любит ясность. Суммируя все высказывания мастера из различных интервью СМИ, можно сказать, что Георгий Пинхасов – фотограф, биография которого не носит оттенка национальности. По его словам, это всего лишь анкетные данные. Когда его спрашивают, какой город для него родной, отвечает фотограф: «Москва – Париж».