Татьяна Васильевна Доронина: факты из жизни и биография
Ее ярким, искрометным талантом и неземной красотой восхищались все. На советскую кинодиву 60-х годов 20-го столетия хотели походить и подражать ей во всем. Но Татьяна Васильевна Доронина никогда не была публичным человеком и, выходя на улицу, желала оставаться незамеченной широкой армией своих поклонников. Несмотря на то что актриса вот уже несколько десятилетий не снимается в кино, ее заслуги на съемочной и театральной площадке до сих пор помнят. Татьяна Васильевна и сегодня востребована в профессии: режиссирует и играет на сцене. Каким же был ее творческий путь и что было примечательного в биографии народной артистки СССР? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Годы детства
Доронина Татьяна Васильевна (год рождения - 1933, 12 сентября) появилась на свет в городе на Неве. Ее родители были выходцами из простых крестьян, которые приехали в город из деревни, чтобы хоть как-то улучшить материальное положение. К большому искусству отец и мать Дорониной имели самое отдаленное отношение.
Когда страна подверглась вторжению фашистов, Татьяна Васильевна вместе с сестрой и матерью вынуждена была переехать из оккупированного Ленинграда в провинциальный городок Данилов (Ярославская область). Здесь прошла часть детства актрисы. Когда осада культурного центра России была снята, Доронина вернулась в родной город и стала учиться в одной из местных школ. Семье актрисы приходилось нелегко: коммунальная квартира и постоянный дефицит продуктов питания оптимизма не прибавляли. В школе Татьяна Васильевна училась посредственно: гуманитарные дисциплины давались ей легко, а вот с точными науками возникали трудности. Но уже в юном возрасте она могла похвастать тем, что наизусть знала содержание поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста». Спустя некоторое время девочка стала заниматься в кружках по пению, художественному чтению, секциях по художественной гимнастики и спортивной стрельбе.
Первая попытка поступления
В восьмом классе Татьяна Васильевна едет в столицу и успешно сдает экзамены в школу-студию МХАТ. Но, когда преподаватели попросили ее предъявить аттестат зрелости, выяснилось, что девочке всего 14 лет. В итоге ей предложили сдать экзамены в театральный еще раз, но через пару лет.
Окрыленная таким успехом, Татьяна Васильевна, биография которой, бесспорно, содержит немало интересного, не могла дождаться того момента, когда окончит школу. В старших классах она усиленно изучала основы сценического искусства. В этом ей помогал талантливый наставник – Федор Михайлович Никитин.
Вторая попытка поступления
Получив заветный аттестат, девушка вновь отправляется в Москву, чтобы штурмовать ведущие театральные вузы столицы. И везде ее ждал успех. В итоге выбор пал на любимую школу-студию МХАТ. Сокурсниками Татьяны Васильевны Дорониной оказались именитые впоследствии Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Михаил Козаков. Преподавал азы актерского мастерства студентке знаменитый режиссер Борис Вершилов.
Начало карьеры
После окончания школы-студии МХАТ Доронина вместе со своим первым супругом Олегом Басилашвили по распределению отправляется работать в провинциальный театр в Волгограде.
Однако с самого начала карьера там не заладилась. Значимых ролей начинающим актерам в местном храме Мельпомены не предлагали. Понимая отсутствие каких-либо перспектив, Доронина и Басилашвили уезжают из Волгограда в Санкт-Петербург.
БДТ
Какое-то время Татьяна Васильевна и Олег Валерианович проработали в Театре им. Ленинского комсомола, живя в местной грим-уборной.
В конце 50-х актерам улыбается фортуна: молодая актриса знакомится с руководителем Большого драматического театра Георгием Товстоноговым, который предлагает ей сотрудничество. Но Татьяна Васильевна заявила, что согласится на предложение при условии, что в труппу зачислят и ее мужа. Маэстро не возражал.
Роли в театре
Дебютной работой в БДТ для Дорониной стала роль Надежды Монаховой в постановке пьесы М. Горького «Варвары». Она оказалась триумфальной: зритель отметил блестящую игру Татьяны Васильевны. Образ супруги акцизного надзирателя, которая не могла и дня прожить без любовных романов, на протяжении нескольких лет был визитной карточкой Дорониной. Затем ей предложили сыграть роль Софьи в «Горе от ума», образы Маши в «Трех сестрах», Лушки в «Поднятой целине», Нади в «Моей старшей сестре», Натальи в «Еще раз про любовь».
В середине 60-х годов Татьяна Васильевна, фото с автографом которой хотели иметь все без исключения поклонники ее таланта, покидает БДТ и вместе с новым супругом отправляется в Москву. В столице она устраивается работать во МХАТ. Доронина прослужит в этом театре вплоть до 1971 года. К тому времени в труппе МХАТа вспыхнет конфликт.
Временный уход из любимого театра
Непримиримыми антагонистами станут знаменитый лицедей Олег Ефремов и не менее известная Татьяна Доронина. В итоге актриса перейдет работать в Театр им. Маяковского. Здесь она познакомиться с режиссером Андреем Гончаровым, и их творческий симбиоз окажется весьма плодотворным.
В 1983 году Ефремов вновь позовет Татьяну Васильевну во МХАТ, и та согласится. Однако раскол в театре был неизбежен, и после кризиса Доронина стала руководить МХАТом им. Горького. До настоящего времени она возглавляет этот храм Мельпомены, актерам которого пришлось испытать многое.
Работы в кино
Доронина Татьяна Васильевна, биография которой будет небезынтересна для многих, зарекомендовала себя как талантливая лицедейка и на съемочной площадке. После сыгранных ролей в кино в нее влюблялись все мужчины. Пробным шаром в кинематографе оказался фильм известного режиссера Михаила Калатозова «Первый эшелон» (1955). Актрису утвердили на роль комсомолки Зои, и она блестяще справилась с поставленной задачей. Советскому зрителю запомнился образ главной героини Нюры, который филигранно сумела передать Татьяна Васильевна. Фильм под названием «Три тополя на Плющихе» (1967) сняла известный режиссер Татьяна Лиознова.
Примечателен тот факт, что партнером Дорониной по съемочной площадке оказался Олег Ефремов. За этот образ она была признана лучшей актрисой года. Еще одна яркая работа Татьяны Васильевны – роль стюардессы Натальи в киноленте «Еще раз про любовь» (1968), снятой Георгием Натансоном по сценарию Эдварда Радзинского (муж актрисы). Образ бортпроводницы специально писался для Дорониной. Ее партнером по фильму должен был стать лицедей Борис Химичев (еще один супруг Татьяны Васильевны). Но тот в последний момент отказался, и его заменил Александр Лазарев. Дорониной доставались образы сильных женщин, обладающих широкой натурой.
В 70-е годы Татьяна Васильевна стала избирательнее относиться к ролям в кино, порой отказывая режиссерам. В тот период она согласилась на участие в кинокартине «Мачеха», режиссированной Олегом Бондаревым, и в приключенческой ленте «На ясный огонь», снятой Виталием Кольцовым.
Вне работы
Достаточно насыщенной и интенсивной оказалась у актрисы личная жизнь. Она никогда не испытывала дефицита в мужском внимании. Но покорить сердце красавицы могли далеко не все.
Еще со студенческих лет у нее случился роман с актером Олегом Басилашвили. Они сыграли скромную свадьбу: денег у бедных студентов не было даже на покупку обручальных колец. С первым мужем выпускница школы-студии МХАТ прожила восемь лет. Естественно, многих интересует вопрос о том, появились ли на свет дети Дорониной Татьяны Васильевны. В своей автобиографической книге актриса написала, что в молодости сделала аборт. От Олега Валерьяновича должны были родиться мальчик и девочка. Но карьера оказалась важнее, чем дети, и после искусственного прерывания беременности актриса родить больше не смогла.
Вторым избранником Татьяны Васильевны стал театральный критик Анатолий Юфит, который не переставал восхищаться красотой Дорониной. Когда они вместе выходили на публику, все поражались, насколько гармоничной была эта пара. Однако официально зарегистрировать отношения Юфит и Доронина не торопились. Спустя несколько лет их союз распался.
Третьим претендентом на руку и сердце стал известный драматург Эдвард Радзинский. Их знакомство произошло в тот момент, когда Татьяна Васильевна была востребованной актрисой БДТ. И ради возлюбленного она была готова уйти из театра. Доронина уехала в столицу сразу после того, как драматург предложил ей ехать вместе с ним.
Радзинский специально писал для жены пьесы, но и их отношениям спустя некоторое время пришел конец.
В четвертый раз Татьяна Васильевна выбрала себе в спутники жизни актера Бориса Химичева, вместе с которым играла на сцене «Маяковки». Они поженились, и их брак длился около 7 лет.
Последний роман у Дорониной случился с чиновником из Главка нефтепромышленности Робертом Тохненко. Через 10 лет семейная идиллия разрушилась.
В настоящее время актриса продолжает работать в театре, но уже не так интенсивно, как раньше. Но она по-прежнему любима миллионами зрителей.