Польские композиторы и этапы развития музыки

В Польше проживает немало талантливых людей. Оттуда родом известные музыканты, артисты и художники. Многие из нас слышали их имена.

Польские композиторы стали известными по всему миру в XIX веке. Именно тогда жил и творил Шопен. После него в историю мировой музыки было вписано еще немало имен поляков. Расскажем о самых известных из них.

Использование польского фольклора

Начать рассказ о композиторах этой страны невозможно без упоминания о Шопене. Родился он под Варшавой, а закончил свою жизнь в Париже. Известный польский композитор и пианист запомнился мировой культуре своими произведениями, которые сейчас играют ведущие пианисты всего мира. В своем творчестве Шопен использовал польский фольклор и романтические мотивы. Он отличался особенной техникой игры на фортепиано, которую сейчас широко применяют европейские пианисты.

Позже в этом же направлении начал писать свои произведения другой композитор из той страны – Станислав Монюшко. Им в XIX веке были написаны национальные оперы и песни, которые до сих пор можно услышать со сцены. Большую часть его произведений можно услышать на Монюшковском фестивале.

Как изменила музыку Вторая мировая война

До 1939 года польские композиторы творили и активно сотрудничали с коллегами из других стран. В начале XX века были основаны самые знаменитые конкурсы, которые дали миру немало новых исполнителей. Так, на конкурсе имени Шопена в Варшаве дебютировал Дмитрий Шостакович.

До начала Второй мировой войны популярной была яркая и эмоциональная музыка. У всех было на слуху имя Кароля Шимановского. Его балет «Харнаси» прогремел в то время по всей Европе. В нем еще чувствовались фольклорные мотивы, но не присутствовал политический окрас.

Именно из-за политики многие польские композиторы после начала войны эмигрировали в другие страны. Они не желали ограничивать себя в творчестве и сочинять музыку к определенным датам. Однако даже в то нелегкое время нашлись люди, умевшие противодействовать политическому режиму: Гражина Бацевич, Лютославский и Болеслав Шабельский. Витольд Лютославский даже после окончания войны не стал изменять своему любимому направлению в творчестве – романтизму. Он писал легкие произведения с изысканным звучанием.

Соноризм

Политическая оттепель наступила только в 1956 году. В это время польские композиторы получили возможность творить без ограничений. Самыми прославленными культурными деятелями в то время стали Тадеуш Биард и Казимеж Сероцкий. Но они не только прославили свою страну, но и учредили фестиваль «Варшавская осень». Он считается популярным и престижным по сей день.

Известные польские композиторы после войны много экспериментировали со звучанием. Они хотели следовать европейской культуре, в результате чего родилось направление "соноризм". Это особая техника построения композиций. В основе новых произведений стали использоваться только звуковые оттенки. Так в Польше зародилось авангардное творчество. Флагманом и ярчайшим представителем этого направления стал Кшиштоф Пендерецкий. Он использовал для своих произведений не только музыкальный ряд, но и звуки природы, визг пилы, грохот и стук пишущей машинки. Первое впечатление публики было шоком, но позже произведения этого композитора вошли в историю мировой музыкальной культуры.

Войцех Киляр и минимализм

Музыка польских композиторов используется не только на большой сцене. Многие авторы писали ее для фильмов и религиозных праздников. Авангардное творчество продолжило свое существование и в семидесятых. Тогда популярность приобрел Войцех Киляр. Он писал свои произведения не только для популярных польских фильмов, но и для выступлений оркестров. Меломаны по всему миру высокого оценили его авангардную поэму «Кшесаны», относящуюся к направлению минимализма. Она отличается скупостью формы и содержания. Уже сорок лет поэма остается любимым произведением многих.

Более поздние произведения Киляра остаются преданными минимализму. Критики отмечают, что музыкальный язык этого композитора отличается точностью и особой яркостью. Ему не нужно придумывать сложные формы, чтобы завоевать своего слушателя. В своем творчестве Войцех использовал фольклорное наследие польских горцев. Яркие композиции Киляра разной тематической направленности часто используются в современных польских фильмах.

Комментарии