Схема усилителя лампового. Схема подключения усилителя

В этой статье будет подробно изучена схема усилителя на вакуумных лампах. Конечно, эта техника давно устарела, но и по сей день можно встретить любителей «ретро». Кто-то просто предпочитает ламповый звук цифровому, а кто-то занимается тем, что дает вторую жизнь технике, пришедшей в негодность, восстанавливает ее по крупицам. Многие радиолюбители, которые работают в эфире, используют лампы для построения некоторых каскадов схем. Например, УВЧ легче построить именно на мощных лампах, так как на транзисторах они окажутся чересчур сложными.

Структурная схема усилителя

Структурная схема выглядит следующим образом:

  1. Источник сигнала (выход микрофона, телефона, компьютера и т. д.).
  2. Регулятор громкости – потенциометр (переменный резистор).
  3. Предварительный усилитель, построенный на лампе (обычно триод), либо на транзисторе.
  4. Цепочка регулировки тембра подключается к анодной цепи лампы предварительного усилителя.
  5. Оконечный усилитель. Обычно выполняется на пентоде, например, 6П14С.
  6. Согласующее устройство, позволяющее состыковать выход усилителя и акустическую систему. Как правило, в этой роли выступает трансформатор понижающего типа (220/12 Вольт).
  7. Блок питания, в котором вырабатывается два напряжения: постоянное 250-300 В и переменное 6,3 В (12,6 В при необходимости).

Согласно структурной схеме, строится принципиальная. Необходимо досконально изучить каждый узел системы, чтобы изготовление усилителя не вызвало проблем.

Питание усилителя НЧ

Как было упомянуто выше, блок питания должен вырабатывать два различных напряжения по значению. Для этого нужно использовать специальной конструкции трансформатор. У него должно быть три обмотки – сетевая, вторичная и третичная. Последние две вырабатывают переменное напряжение 250-300 В и 6,3 В соответственно. 6,3 В – это напряжение питания нитей накала радиоламп. И если оно, как правило, не нуждается в какой-либо обработке, например, в фильтрации и выпрямлении, то переменное 250 Вольт нужно немного изменить. Этого требует схема подключения усилителя к источнику питания.

Для этого применяют блок выпрямителя, который состоит из четырех полупроводниковых диодов, и фильтры – конденсаторы электролитические. Диоды позволяют выпрямить переменный ток и сделать из него постоянный. А конденсаторы обладают интересной особенностью. Если взглянуть на схему замещения конденсаторов для переменного и постоянного тока (по закону Кирхгофа), можно увидеть одну особенность. При работе в цепях постоянного тока конденсатор заменяется сопротивлением.

А вот при работе в цепи переменного тока он замещается отрезком проводника. Другими словами, при установке в блоке питания конденсаторов вы получите чистое постоянное напряжение, вся переменная составляющая будет исчезать за счет накоротко замкнутых выводов в схеме замещения.

Требования к трансформатору

Важное условие – наличие необходимого числа обмоток для питания анодов и нитей накала ламп. В зависимости от того, какая используется схема усилителя мощности, требуется различное напряжение питания накалов. Стандартное значение – это 6,3 В. Но некоторые лампы, например Г-807, ГУ-50, нуждаются в напряжении 12,6 В. Это усложняет конструкцию и заставляет применять трансформатор больших размеров.

Но если вы планируете собрать усилитель исключительно на пальчиковых лампах (6Н2П, 6П14П и др.), то необходимость в таком напряжении питания накалов отсутствует. Обращайте внимание на габариты – если необходимо собрать небольшой усилитель, то используйте однокатушечные трансформаторы. У них один недостаток – невозможно получить высокую мощность. Если стоит вопрос в мощности, то лучше использовать трансформаторы типа ТС-180, ТС-270.

Корпус для устройства

Для усилителей низкой частоты лучше всего использовать корпус из алюминия или оцинковки, монтаж радиоэлементов производить навесным способом. Недостаток сборки устройства на печатной плате – из-за нагрева ножки гнезд под лампы начинают отслаиваться от дорожек, разрушается пайка. Пропадает контакт, и работа УНЧ становится нестабильной, появляются посторонние звуки.

Если в предварительном каскаде применяется схема усилителя на транзисторах, то разумнее ее сделать на небольшом куске текстолита – будет надежнее. Но применение гибридной схемы предъявляет свои требования к питанию. Для гитары УНЧ можно оформить в деревянном корпусе. Но внутрь нужно установить металлическое шасси, на котором будет собрано все устройство. Целесообразно применять металлический корпус, так как он позволяет с легкостью экранировать каскады друг от друга, что исключает возможность появления самовозбуждения и прочих помех.

Регулировка громкости и тембра

Схема простого усилителя может быть дополнена двумя регулировками – громкости и тембра. Первый регулятор устанавливается непосредственно на входе УНЧ, позволяет изменять величину поступающего сигнала. Можно применять переменные резисторы любой конструкции, которая будет нормально работать в УНЧ. С регулировкой тембра тоже проблем не должно возникнуть – переменный резистор включается в анодную цепь первого каскада. Только нужно определить, в какую сторону производится вращение, чтобы добавить ВЧ, а в какую для наращивания НЧ.

Желательно сделать все так, как у промышленных усилителей, иначе будет неудобно пользоваться конструкцией. Но это простейшая схема регулировки тембра, разумнее установить небольшой блок, который позволит изменять частоты в широком диапазоне. Схемы ламповых усилителей могут содержать небольшие модули на полупроводниках – темброблоки, фильтры низких частот. Если нет желания изготавливать темброблок самостоятельно, то его можно приобрести в магазинах. Стоимость таких темброблоков довольно низкая.

Стереофонический усилитель

Но стереофонический УНЧ слушать намного приятнее, нежели монофонический. А сделать его в два раза сложнее – необходимо собрать еще один УНЧ с такими же параметрами. В итоге вы получите два входа и столько же выходов. Причем схема усилителя мощности и предварительных каскадов должны быть идентичными, иначе характеристики будут разниться.

Все конденсаторы и резисторы одинаковые по параметрам – по значениям величин и допускам. Особое требование к переменным сопротивлениям – необходимо применять спаренные конструкции как для регуляторов громкости, так и в темброблоке. Смысл в том, что необходимо обеспечить равномерность регулировки этих параметров в обоих каналах.

Система 2.1

А вот для улучшения качества звука можно добавить сабвуфер, который будет усиливать низкие частоты. При этом общая схема подключения усилителя не изменится, лишь добавится третий блок. По сути, у вас должно получиться три полностью одинаковых монофонических усилителя – по одному на левый канал, правый, сабвуфер.

Обратите внимание на то, что регулировка громкости в сабвуфере осуществляется отдельно от УНЧ. Это позволит в дальнейшем изменять уровень усиления. Отсечка «лишних» частот осуществляется при помощи простой схемы, в состав которой входит несколько конденсаторов и сопротивлений. Но можно использовать готовые фильтры низких частот, которые продаются в любом магазине радиодеталей.

Заключение

Выше были рассмотрены схемы ламповых усилителей, которые чаще всего повторяют радиолюбители в своих конструкциях. Самостоятельно изготовить их под силу человеку, умеющему обращаться с паяльником и технической литературой. Но если вы не отличаете резистор от конденсатора и не стремитесь ничему научиться, а усилитель нужен, то лучше попросите опытного мастера изготовить УНЧ.

Комментарии