Стреловой самоходный гусеничный кран РДК-250: технические характеристики
Новая марка далеко не всегда рождается на пустом месте. Иногда она появляется в результате договора между странами-производителями, а затем отделяется. Очень часто у нее остаются черты, присущие обоим родителям. Ярким примером такого решения можно назвать основанное в 70-х годах прошлого века советско-германское производство строительных подъемных кранов.
Для использования на территории Союза выпускались версии РДК-250. Технические характеристики, плюсы и минусы, а также историю создания этого «настоящего монстра» среди своих собратьев, мы и рассмотрим в данном обзоре.
История модели
Прежде чем перейти к истории создания описываемого крана, стоит отметить один интересный факт. Он создавался немцами для использования на территории Союза. Но прототипом немецкой модели послужил кран МКГ-25, созданный в УССР. Название его расшифровывалось просто — кран грузоподъемностью 25 тонн, на многокатковых гусеничных тележках. Первый немецкий кран на гусеничном ходу вышел из ворот Zemag Zeitz в 1967 году.
Это была первая модель серии РДК — РДК-25. Кран был надежным, неприхотливым в обслуживании, и что самое главное, мог работать практически на любой площадке. Питание машины осуществлялось либо от собственной электростанции, либо от внешнего генератора 380 В. Практически это была советская модель — немцы поменяли систему передвижения крана, поставив вместо одного мотора несколько, каждый из которых отвечал за определенные действия.
Этапы разработки
В 1972 году первая модель снимается с производства. На смену ей появляется усовершенствованная версия РДК-250. Грузоподъемность нового крана остается на прежней отметке, однако «0» в названии должен указывать, что это принципиально новая разработка.
Справедливости ради следует отметить, что новой стала только силовая установка, остальные блоки перекочевали с первой модификации. Заказчики кран приняли, отметив, однако, что он не проходит по стандартам железнодорожных перевозок, принятых в Союзе. Для транспортирования приходится снимать не только стрелу, но и кабину, иначе высота груза выходит за пределы норм. Немцы помечают этот вариант индексом «1» (первый) и перерабатывают кабину крановщика. Так появляется модель РДК-250-2 — на этот раз изменения касаются только высоты кабины машиниста.
Грузоподъемность в цифрах
Следует отметить, что сотрудничество с немцами продолжалось до распада Союза. В 1983 году появились гусеничные краны РДК-400. Как следует из названия — грузоподъемность модели составила 40 тонн. Этот кран выпускался 7 лет, и в 1990 году на рынок выходит машина, у которой этот показатель составил уже 63 тонны. Вся линейка немцев помечалась одинаково: сначала название модели, потом 2 цифры — грузоподъемность, и неизменный «0» в конце — усовершенствованная. При этом так отмечались не только версии для Союза, но и для стран СЭВ. Параллельно с 250 вышел кран РДК-280. Из названия ясно, что у него была другая грузоподъемность, другие моторы (производство Чехословакии), и расчет на другие климатические условия.
Модификации
Для Советского Союза было произведено порядка 15 тысяч кранов грузоподъемностью 25 тонн. Кроме уже упомянутых версий 1 и 2, немцы выпустили также еще две модификации. Для работы в условиях Крайнего Севера предназначалась версия РДК-250-4. Она отличалась от всех предыдущих моделей утепленной кабиной, возможностью работы при -50 градусах, усиленной защитой, и другими деталями.
Кроме нее, выпускался кран, получивший в названии дополнительный индекс «3». Он мог похвастать более мощным и современным дизелем, а также некоторыми новыми разработками. Одним из них стала усовершенствованная схема питания, имевшая возможность полного переключения на один источник. Если на стройплощадке внезапно пропадало электричество — кран переходил на работу от дизель-генератора. Последний состоял из двух частей, что позволяло отключать их по отдельности, без ущерба для работы.
Особенности немецких разработок
В отличие от советского прототипа, краны немецкой сборки могли использоваться не только при строительстве зданий и сооружений. При наличии грейфера машину можно было с успехом использовать при погрузочно-разгрузочных работах. Благодаря определенной унификации, стреловой кран немецкого производства мог использовать большинство дополнительных насадок, применяемых для обычных машин данного класса.
Разделение нагрузки на несколько моторов смогло изменить возможности передвижения крана. Кроме основных задач, новые разработки могли использоваться для перемещения тяжелых грузов.
Стреловой механизм
Даже после разработки версии РДК-250-2, при передвижении на большие расстояния с крана приходилось демонтировать стрелу. Но эта необходимость получила и оборотную сторону — рабочие прямо на площадке могли удлинить стрелу.
В базовом исполнении она имела длину в 12 метров. Но при помощи дополнительных вставок, которые, также, как и сама стрела, крепились на пальцевых соединениях, ее можно было увеличить почти втрое. Максимальная длина могла составлять 35,5 м. Кроме этого, немцы предусмотрели два варианта гуська — неподвижный жесткий длиной 5 м или подвижно-поворотный. Последний мог быть и удлиненным.
Дополнительное оборудование
Возможность удлинения позволила использовать этот стреловой кран не только по прямому назначению — для подъема и перемещения груза. По спецификациям разработчика базовое оборудование могло быть двух типов — стреловое или башенное, основные отличия между которыми были в верхнем конце. Но впоследствии, кроме этих двух вариантов, появился третий — сваебойная мачта, крепившаяся на кабину, как обычное башенное оборудование. Это сразу расширило применение крана — от начальных этапов до окончания строительства. А возможность поднимать груз на высоту более 20 метров позволяет использовать его для возведения сооружений достаточной высоты.
Перевозка крана
Те же спецификации утверждают, что РДК — самоходный кран, однако, как и большинство строительного оборудования, собственная скорость передвижения его составляет всего 1.5 км/час. Для пределов строительной площадки это можно назвать неплохим показателем, особенно если учесть, что он мог передвигаться, имея груз на крюке, но при перевозке его на новое место работы приходилось использовать либо авто-, либо железнодорожный транспорт.
Перемещение осуществлялось в несколько этапов:
- демонтаж стрелы, башни, мачты;
- заезд свои ходом на низкорамный трал (случай перевозки автотранспортом);
- перевозка.
Дальше шла обратная сборка на новом месте.
Для транспортировки по железной дороге он чаще всего с помощью другого крана, переносился и ставился на открытую платформу.
В настоящее время
Немцы закончили производство кранов в 1993 году. Тем не менее на многих высотных строительствах в России можно по-прежнему его увидеть. Благодаря надежности, неприхотливости, возможности перемещения с грузом, модель и сейчас в строю. Также нужно отметить, что запчасти РДК-250 можно найти в любой крупной специализированной мастерской.
Заменить можно металлические вставки для стрелы, канат, колеса или гусеничные тележки в сборе, прочие детали крана. Несмотря на окончание производства, выбор комплектующих позволяет использовать такую версию еще очень долгое время.
Отдельно упомянуть можно возможность унификации, благодаря которой, кран может использовать практически любые приспособления, разработанные для других моделей. А также возможность использования навесного оборудования, превращающее его в копер для забивки свай или даже буровую установку.
Характеристики
В данный раздел включим другие, остававшиеся до этого в тени, параметры РДК-250. Технические характеристики представим в виде нескольких списков. Начнем с внешних параметров (все в миллиметрах):
- ширина — 3225;
- длина — 6275;
- высота — 3350.
Все данные указаны без учета стрелы, в транспортируемом положении.
Грузовые характеристики для стандартной работы на стреле со вставками:
- высота подъема (максимальная) — 45 м;
- глубина опускания — 6 м;
- грузоподъемность — 25 т;
- максимальный и минимальный вылет - 22 и 4 м соответственно;
- скорость подъема груза — 7,5 м/мин,
- опускания — 15,5 (нужно заметить, что на опускание могло работать два мотора).
- скорость передвижения с грузом на крюке — 1 км/час, без груза — 1,5 км/час.
Сюда же отнесем, что самоходный кран имел разделенные механизмы передвижения и поворота, в результате чего верхняя часть с кабиной способна была делать полный оборот вокруг оси за две минуты.
Также следует отметить, что гусеничная основа позволяла проводить работы даже на наклонной плоскости:
- в стреловом исполнении — 3 градуса при нагрузке и до 15 без;
- в башенном варианте — 2 градуса при длине оной до 27 метров, свыше — не более одного.
Так как поворотная часть крана практически полностью повторяет такую на пневмоколесных автомобилях, более подробно остановимся на ходовой, нижней части. Передвижение крана осуществляется при помощи пары двигателей, на валах которых расположены ведущие колеса гусеничных тележек. Между верхней, поворотной и нижней частями проложены токосъемники, соединяющие все электрические цепи. Для запитки от внешнего источника питания предусмотрен выводной кабель с штекерной втулкой. Кроме места крановщика, в кабине может сидеть еще один человек. В передней части нижней рамы расположена огражденная тележка для ремонта двигателей механизма передвижения. Доступ к остальным двигателям и обслуживание системы электропитания производится через кожухи на нижней части.
Заключение
Созданный в результате советско-германского сотрудничества кран РДК-250 стал настоящей находкой для массового строительства начала-середины 1970 годов. Наличие и возможность использования дополнительного оборудования с лихвой окупали стоимость и размеры такой машины. Более того, кран можно было и не покупать. Многие крупные строительные предприятия согласны были при собственном ТО предоставить вам его в аренду.