Архангельск - порт мирового значения

На протяжении четырех столетий Архангельск развивался и строился как город-порт. «Корабельной пристанью» он стал в 1583 году по Указу Ивана 4 Грозного. Летом 1584 года на берегу Северной Двины появился деревянный город. Располагается архангельский морской торговый порт в дельте Северной Двины, которая впадает в Двинскую губу Белого моря. Заграничная торговля способствовала развитию разнообразных промыслов. В Архангельском порту появилась первая на Руси артель «корабельных вожжей».

Описание морского порта

Судоходной Северная Двина является во время летней навигации. По ней проходит водный путь, который связывает г. Архангельск с районами России, удаленными от моря. После замерзания реки на севере начинается зимняя навигация. Вода в Северной Двине замерзает к ноябрю, а вскрытие реки в основном происходит в начале мая. В зимнее время архангельский морской торговый порт функционирует только благодаря ледоколам.

На акваториях реки находятся причалы речного, морского, рыбного, торгового портов. Есть в Архангельске и нефтяные терминалы, речной пассажирский вокзал, предприятия целлюлозно-бумажной, рыбной, судоремонтной промышленности.

Протяженность

Морской порт Архангельск имеет протяженность 17,1 километра, состоит из 123 причалов, расположенных на правом и левом берегах Северной Двины. Между приемными и самыми удаленными буями расстояние составляет 46 миль. Несколько речных фарватеров и каналов, оборудованных на реке и ее рукавах, ведут к причалам.

Состав порта

Торговый морской порт в себя включает два погрузочно-разгрузочных района, удаленных друг от друга: Бакарица и Экономия, это все Архангельск. Порт здесь имеет протяженность причалов 3,3 километра.

В торговом порту функционирует парк перегрузочных машин. Он состоит из 57 портальных и иных кранов, грузоподъемность которых находится в диапазоне от 5 до 40 тонн. Есть здесь и плавучий кран, контейнерные перегружатели, погрузчики, а также автоконтейнеровозы.

Склады порта имеют общую полезную площадь 292 тысячи километров, включая открытые площадки, крытые помещения, таможенные склады.

Особенности Экономии

Экономия располагается в 25 километрах от столицы поморья, на левом берегу Кузнечевского рукава. Принимает здесь различные корабли Архангельск. Порт здесь рассчитан на прием судов с осадкой до 9,2 метров, шириной не больше 30 метров. Если судно не подходит под эти габариты, для постановки к причалу капитан должен получить специальное разрешение. В данный район включают семь основных причалов, имеющих общую протяженность 1090 метров. Используют их для переработки целлюлозы, пиломатериалов, тяжеловесного оборудования, насыпных и навалочных грузов, контейнеров. Установлены на причалах и территориях, прилегающих к ним, современные портальные краны (до 40 тонн), а также контейнероперегружатели. Скрытые склады в данном районе занимают площадь 17,4 тысяч метров квадратных, а на долю открытых площадок приходится 160,7 квадратных километров.

На первом причале выполняют перевалку контейнеров. Здесь установлены два причальных и два тыловых перегружателя контейнеров, имеющих грузоподъемность 30,5 тонн. Одновременно здесь располагается 2200 контейнеров с опасным грузом, такими возможностями гордится Архангельск. Порт принимает не только отечественные, но и зарубежные контейнеры с грузами.

Специфика Бакарицы

Располагается на левом берегу протоки Бакарицы. Рассчитана эта часть порта на прием судов, имеющих осадку 7,5 метров и длину до 135 метров, зимой порт принимает суда до 160 метров. В данном районе Архангельск (порт) имеет 13 причалов, растянувшихся на 1793 километра. Для погрузки есть портальные краны. Грузы хранят в открытых либо закрытых складских помещениях. Перевалку грузов здесь выполняют на порты Нарьян-Мар, Мезень, Дудинка, Диксон, Амдерма, Хатанга, Тикси, арктическое побережье, пункты Баренцева и Белого морей. Перерабатываются в Бакарице лесоматериалы, картон, бумага, целлюлоза, экспортно-импортные грузы. Специализируется район на перевалке природного угля. Для этого в порту Архангельска есть два причала, растянувшихся на 360 метров.

Торговый морской порт обслуживает три железнодорожные станции: Архангельск-город, Бакарицу, левый берег. В Бакарице есть проезд на автомобильную трассу Архангельск – Москва.

В речном порту три района: Левый берег, Жаровиха, Сенобаза. Грузовой центральный район располагается на правом берегу Северной Двины рядом с деревней Жаровихой. В архангельском морском порту есть буксиры мощностью от 1200 до 2500 лошадиных сил, нефтемусоросборщики, суда для льяльных и загрязненных вод, пассажирские, лоцманские катера, баржи, бункеровщики.

Заключение

В настоящее время порт города Архангельска считается одним из самых загруженных и многофункциональных в России. Именно здесь осуществляется загрузка и разгрузка судов, отправляемых в Норвегию, Финляндию, Швецию.

Комментарии
1
Мои попытки подкорректировать текст разбились о сложности внесения изменений, созданных редакцией. А жаль, т.к. поправки знающего нынешнее положение Архангельского морского порта не помешали бы в написании более правильной статьи.