Туристический кластер - это что такое? Определение и понятие

Многие, наверное, слышали термин «кластер» в экономической сфере. Но не все знают и понимают его точное значение. К туристической деятельности такое понятие тоже применимо.

Определение

Туристический кластер - это объединение организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма. В своем составе он имеет мелкие и крупные фирмы, которые постоянно взаимодействуют между собой. Располагаются они на единой территории в пределах одного региона. Работа ведется как во внутреннем (путешествия внутри страны), так и во внешнем направлении (зарубежные поездки).

Зачем нужны такие объединения

Туристический бизнес оказывает значительное влияние на экономику страны. Поэтому недооценивать его значение нельзя. Для динамично развивающихся стран туризм становится критерием роста экономических показателей.

Туристические кластеры России сегодня создаются с целью образования конкурентноспособных туристических услуг, при этом используются современные технологии ведения бизнеса.

Состав

Структура кластеров представляет собой иерархическую систему. Возглавляющим звеном является управляющая компания. Государство передает ей полномочия по управлению теми или иными экономическими территориями. Отношения базируются на основе партнерства. В зависимости от направления развития туристического кластера осуществляется финансовая поддержка в необходимых объемах.

Управляющая компания, в свою очередь, регулирует работу таких подразделений:

  • туристические операторы;
  • агентства по предоставлению туристических услуг;
  • организации, осуществляющие услуги по размещению гостей (отели, пансионаты, санатории и прочие).

Следующей ступенью иерархии являются:

  • компании по организации трансферта;
  • предприятия питания (рестораны, кафе, бары и т. д.);
  • места досуга и отдыха (парки, спортивные залы и площадки, кинотеатры и другие);
  • торговые точки с сувенирной продукцией;
  • объекты по ремонту транспорта.

Цели

На государственном уровне существуют задачи, предъявляемые подобным объединениям. В данном случае туристический кластер – это концентрация в стране туристических составляющих. То есть предполагается, что государство станет центром мирового туризма.

Также предполагается, что за счет крупных формирований работа предприятий, входящих в кластер, станет более эффективной. Будет происходить развитие новых направлений, включение инновационных систем и технологий.

Создание кластера составляет картину о регионе и его перспективах, стимулирует продвижение и создание новых элементов в составе структуры.

А культурно-туристические объединения помогут привлечь внимание к проблемам сохранения ценностей. Для России создание туристических кластеров станет толчком к повышению качества туристических услуг.

Разновидности и типы

В зависимости от туристической направленности выделяют различные виды: развлекательные, музейные, курортные, экологические и другие кластеры.

По масштабным параметрам разделяют региональные, локальные, национальные и транс-национальные объединения (кластеры). Более крупные из них могут занимать значительные территории и оказывать влияние на прилегающие структуры. Формирование кластеров происходит либо по целевому назначению, либо он является исторически сложившейся структурой.

Российский опыт

В июле нынешнего года на территории нашей страны решено сформировать 17 туристических кластеров. Создание планируется в таких регионах, как Дагестан, Удмуртия, Карелия, Коми, Марий Эл, также Забайкальский и Краснодарский края. Областями для внедрения подобных объединений станут:

  • Новгородская;
  • Брянская;
  • Волгоградская;
  • Тульская и другие.

Хорошим потенциалом обладает Байкал и прилегающие территории. Они интересны с точки зрения экотуризма. В свою очередь, формирование крупных объединений в данной зоне поможет повысить уровень жизни местного населения и будет толчком к развитию промышленных структур. Планируется, что Забайкальская зона и новые туристические кластеры станут центром мирового туризма.

Хорошие перспективы есть у регионов Вологодской и Московской областей. Старинные дворянские усадьбы, памятники архитектуры и истории – все это способно вызвать интерес со стороны представителей других государств. Важно лишь вывести туризм на достойный уровень.

Создание кластеров в таких регионах, как Карелия, Алтай, также позволит повысить их туристическую привлекательность на международной арене.

Развитие внутреннего и въездного туризма является важным как для экономики страны, так и для международного статуса. Пока российский туризм значительно отстает от уровня других стран.

Мировые кластеры

Опыт многих стран говорит о том, что крупные интеграции способствуют повышению эффективности экономики. Основные центры: Азиатский, Европейский (Западная Европа) и Североамериканский. В европейских странах туристический кластер – это развитая система.

Благодаря взаимодействию организаций с государственным аппаратом, туризм такой страны, как Италия, сегодня имеет современную развитую туристическую инфраструктуру. Памятники исторического и культурного наследия бережно сохраняются. Они стали основными достопримечательностями государства. Активно используются все современные достижения, что делает туризм привлекательным.

Для Израиля туристический бизнес является ключевой составляющей. Он приносит 4 % от ВВП государства. Деловой и медицинский туризм – вот что отличает Израиль. В этой стране кластер не просто самостоятельное объединение отдельных компаний, а четкое взаимодействие всех структур, контролируемое органами государственной власти.

Принципы размещения

Регионы неодинаково богаты различными рекреационными ресурсами, поэтому расположение кластерных структур неравномерно.

Чаще всего они образуются именно в местах с высокой концентрацией достопримечательностей, как природных, так и искусственных.

Одним из факторов может стать размещение в определенной зоне с целью поднятия экономического уровня.

Отличительные особенности кластера

  • Территориально привязан к определенной зоне.
  • Туристический кластер – это открытая система, в то время как сети присуще ограниченное членство.
  • Взаимодействие в кластере базируется на социальных ценностях и доверии.
  • Компилирует организации для создания взаимодополняющей системы. Создает спрос.
  • Основывается на конкуренции и кооперации.
  • Формирует коллективный образ будущего, общие задачи.

Пример кластера. Республика Беларусь

Идея данного объединения состоит во взаимодействии объектов разного назначения. В него входят предприятия питания, музеи, гостевые дома, сувенирные магазины. Все участники заключили договор о сотрудничестве по совместному обслуживанию туристов. Разработаны различные направления: для школьников, пенсионеров, иностранных туристов. Организаторы создали своеобразный набор «Чудес Щучинщины». В него вошли: Маломожейковская церковь, которая является крепостью, дворец Друцких-Любецких, Раковицкая икона Божьей Матери. Отличительной особенностью данного региона является плантация пробковых деревьев.

Как можно видеть, формирование подобных объединений обеспечивает эффективное взаимодействие и развитие туристической отрасли. Регион, в котором располагается туристический кластер, города, входящие в его состав, определенно получат толчок к развитию своей инфраструктуры и повышению уровня жизни населения. Необходим согласованный подход к деятельности, формирование финансовой базы (путем привлечения спонсорских средств или господдержки), а также ориентация всех составляющих кластера на саморазвитие.

Комментарии