Леонардо да Винчи, «Святой Иероним». История одной картины
Картина «Святой Иероним» – одна из наиболее выразительных работ великого мастера Возрождения. Сегодня она хранится в пинакотеке Ватикана и, несмотря на свою незавершённость, привлекает всё большее внимание поклонников творчества Леонардо да Винчи.
Святой Иероним в пустыне
Иероним равно почитается как в православной, так и в католической традиции как один из учителей церкви. Сюжет картины представляет один из двух иконографических образов Святого Иеронима. Обычно в художественной традиции его изображали либо в виде кардинала в красной мантии, с атрибутами учёности и высокого сана, либо как кающегося грешника, облачённого в простые одежды, среди пустыни, бьющего себя камнем в грудь.
Леонардо да Винчи обратился ко второму образу, изобразив кающегося старца полуобнажённого, в старых одеждах, посреди пустынного пейзажа. В руке святой держит камень, он готов нанести себе удар. У ног его лежит лев, приподнятая голова зверя и раскрытая в рыке пасть обращены в сторону старца.
Неслучайно художник поместил царя зверей у ног святого. По легенде, монах Иероним вытащил занозу из лапы хромого льва. С тех пор благодарный зверь стал его верным спутником и помощником и нередко изображается на полотнах рядом со святым.
Флорентийский период Леонардо да Винчи. "Святой Иероним": создание картины
Большая работа на религиозный сюжет была заказана да Винчи церковным руководством его родной Флоренции в 1480 году. Молодой художник тогда ещё работал в мастерской своего учителя Андреа Вероккьо – известного мастера раннего Ренессанса.
Однако масштабной работе на доске более метра в высоту не суждено было стать завершённым живописным произведением. В 1482 году, в силу политических интриг, отбывает в Милан Леонардо да Винчи. «Святой Иероним» остаётся во Флоренции, и мастер более никогда не возвращается к работе над ним.
Современное состояние картины
Сегодня работа в живописном плане сохранилась так, как её оставил Леонардо да Винчи. Святой Иероним на фоне скал, лев у ног, пейзаж на дальнем плане прорисованы на светлом подмалёвке. Скалы и пустыня, окружающие их, намечены тёмным. Экспрессивная фигура святого тщательно проработана и подготовлена для живописного слоя, в то время как остальные детали только намечены общими контурами. Даже в таком варианте работа поражает экспрессией и трагизмом созданного образа.
К счастью, «Святой Иероним» Леонардо не подвергся позднейшим попыткам художников закончить шедевр. Тем не менее до наших дней картина дошла в плохом состоянии. Некогда распиленная на две части, она просуществовала в качестве крышки для ларца, а потом столешницы почти три столетия. И только в 19 веке была вновь восстановлена и заняла своё место среди других шедевров в коллекции Ватикана.