Какой французский танк лучший? Обзор моделей
Танкостроение в наше время – одно из ведущих направлений в военном деле. Развитием бронетехники всегда славились многие европейские державы, в том числе и Франция. Именно эта страна считается одним из тех государств, которое можно смело причислить к родоначальникам бронетанковых войск. Поэтому в этой статье будет выполнен детальный обзор французских танков, анализ моделей и указана история их развития.
Предыстория
Всем известно, что строительство танков как таковое началось в период Первой мировой войны. Франция была второй страной, которая начала применять танки на полях сражений.
Самый первый французский танк был полностью готов в сентябре 1916 года. Его создателем являлся Ж. Этьен, которого, собственно говоря, и считают отцом-основателем французского танкостроения. Этот офицер был начальником штаба полка артиллеристов. Он прекрасно понимал, как можно изменить ситуацию на фронте, и потому продумал прорыв первой полосы обороны противника именно с помощью гусеничной техники. После чего на захваченной территории он планировал установить артиллерию и подавлять сопротивление врага уже с этой позиции. Здесь следует сделать важную ремарку: бронированные машины, которые мы называем танками, у французов в те времена носили название «штурмовых артиллерийских тракторов».
Начало производства
Высший командный состав Франции, как и большинство военных начальников других стран того времени, к идее строительства танка отнесся крайне настороженно и скептически. Однако Этьен был настойчив и имел поддержку генерала Жоффа, благодаря чему было получено разрешение на строительство прототипа. В те годы лидером машиностроения являлась фирма «Рено». Именно ей Этьен предложил открыть новую эпоху бронетехники. Но руководство компании было вынуждено отказаться, мотивируя это тем, что у них отсутствует опыт работы с гусеничным транспортом.
В связи с этим французский танк было доверено строить фирме «Шнейдер», которая являлась крупнейшим производителем различного вооружения и имела опыт в бронировании трактора «Холт». В результате в начале 1916 года фирмой был получен заказ на 400 танков, которые впоследствии получили название СА1 («Шнейдер»).
Особенности первой бронемашины
Поскольку какая-либо конкретная концепция танка не была озвучена, то в связи с этим Франция получила два разных варианта танков, оба из которых были основаны на модели гусеничного трактора. В сравнении с английскими бронемашинами французский танк не имел гусениц, охватывающих весь корпус по периметру. Они были расположены с боков и непосредственно под каркасом. Ходовая часть была подрессорена, что позволяло без труда управлять машиной. Кроме того, такая конструкция обеспечивала комфорт экипажу. Однако передняя часть корпуса машины нависала над гусеницами, и потому любое вертикальное препятствие на пути становилось непреодолимым.
Танк Луи Рено
После того как стало ясно, что танкостроение – перспективное направление, Этьен вновь обратился к фирме «Рено». В этот раз офицер уже смог чётко сформулировать задачу перед производителем – создать легкий танк с небольшим силуэтом и минимальной уязвимостью, основной функцией которого являлось бы сопровождение пехоты во время боя. В результате были созданы французские легкие танки – "Рено FT".
Техника нового поколения
Танк "Рено FT-17" считается первой моделью танка, у которого была применена классическая компоновка (моторное отделение располагалось сзади, боевое отделение – в самом центре, а отделение управления – впереди), а также имелась башня, способная вращаться на 360 градусов.
Экипаж машины составляли двое – водитель-механик и командир, который занимался обслуживанием пулемета или пушки.
На вооружении у танка могло быть орудие или пулемет. «Пушечный» вариант предусматривал установку полуавтоматической пушки "Гочкисс СА18" диаметром 37 мм. Наведение орудие осуществлялось при помощи специального плечевого упора, позволяющего выполнять вертикальную наводку в диапазоне от -20 до +35 градусов.
Ходовая часть танка была представлена опорными и поддерживающими катками, направляющими колесами, винтовым механизмом натяжения гусениц, которые, в свою очередь, были крупнозвенчатыми и имели цевочное зацепление.
В кормовой части танка имелся кронштейн, благодаря которому машина имела возможность сваливать деревья диаметром 0,25 метра, преодолевать траншеи и рвы шириной до 1,8 метра и могла выдерживать крен на угол до 28 градусов. Минимальный радиус поворота танка составляла 1,41 метра.
Конец Первой мировой войны
В этот период генерал Этьен совершил попытку создания самостоятельных танковых войск, в которых должно было быть деление на легкие, средние и тяжелые машины. Однако генеральский корпус имел свое мнение, и, начиная с 1920 года, все танковые отделения были подчинены пехоте. В связи с этим появилось разделение на кавалерийские и пехотные танки.
Но все же энтузиазм и активность Этьена не прошли даром - до 1923 года компания «FCM» создает десять многобашенных тяжелых танков 2С. В свою очередь, благодаря фирме «ФАМН», появляется французская ветка танков М. Модели эти машин были интересны тем, что на них применялись одновременно и гусеницы и колеса. Тип двигателя мог быть изменён в зависимости от окружающих обстоятельств.
Программа моторизации армии
В 1931 году Франция начал уделять особое внимание колесным и разведывательным машинам. В связи с этим компания «Рено» представила новейший по тем времена легкий танк AMR. У этой машины башня и корпус соединялись между собой при помощи уголкового каркаса и заклепок. Бронированные листы были установлены под рациональным углом наклона. Башня была смещена в сторону левого борта, а двигатель – в правую. В составе экипажа значились два человека. Штатным вооружением являлись два пулемета – Reibel калибром 7,5 мм и крупокалиберный Hotchkiss (13,2 мм).
Неординарная бронемашина
Максимальное развитие французских танков пришлось на период 1936-1940 годов. Связано это была с нарастающей военной угрозой, которую французские военные прекрасно осознавали.
Одним из танков, который поступил на вооружение в 1934 году, являлся В1. Его эксплуатация показала, что он имел существенные недостатки: нерациональная установка вооружения в корпусе, высокая степень уязвимости ходовой части, нерациональное распределение функциональных обязанностей между членами экипажа. Практика показала, что в реальности водитель был должен бросать управление машиной и осуществлять подачу боеприпасов. Это приводило к тому, что в итоге танк становился неподвижной мишенью.
Кроме того, особые нарекания вызывала броня машины. Французские тяжелые танки, как и их аналоги других стран мира, имеют особые требования к своей защите. В1 им не соответствовал.
И, наконец, самое главное – В1 был слишком дорог в постройке, эксплуатации и обслуживании. Из позитивных качеств машины стоит отметить его высокую скорость движения и хорошую управляемость.
Улучшенная модель
Рассматривая французские тяжелые танки, стоит обязательно уделить внимание машине В-1 bis. Вес этого танка составлял 32 тонны, а величина бронированного слоя равнялась 60 мм. Это позволяла ощущать экипажу себя звщищенным от немецких орудий, за исключением зенитной пушки Flak 36 калибром 88 мм. Также было усилено вооружение танка.
Сама по себе бронемашина собиралась из литых деталей. Башня также производилась методом литья, а корпус монтировался из нескольких бронированных секций, соединенных между собой болтами.
Эксклюзивной новинкой вполне можно считать наличие у танка гидроусилителя, что позволяло управлять многотонной махиной без каких-либо трудностей.
В качестве вооружения использовалась пушка СА-35 калибром 75 мм, которая располагалась по правую руку от водителя. Угол ее возвышения составлял 25 градусов, а склонения – 15. В горизонтальной плоскости пушка имела жесткое фиксирование.
Также в наличии был пулемет "Шательро" калибром 7,5 мм. Он закреплялся чуть ниже пушки. Вести стрельбу из него мог как водитель, так и командир танка. При этом использовался электроспуск.
Войти в танк можно было через бронированную дверь с правой стороны, люки, расположенные в башне и над сиденьем водителя, а также через два аварийных входа – один был расположен в днище, а другой сверху моторного отделения.
Также этот французский танк был оборудован самогерметизирующимися топливными баками и гироскопом направления. Управлял машиной экипаж в количестве четырех человек. Отличительной чертой машины можно считать наличие в нем радиостанции, что по тем временам было редкостью.
Период Второй мировой войны
Французские танки Второй мировой были представлены следующими машинами:
- Hotchkiss H35 – машина, разработанная фирмой "Гочкисс". В ее ходовой части применялось шесть опорных катков на каждый борт. Практически все детали танка были литыми. Вооружение было представлено пушкой 37 мм. Броня имела толщину от 34 мм до 45 мм в зависимости от места ее расположения.
- Renault R35 – танк с классической компоновкой. Вся машина имела болтовые и шпилечные соединения. Корпус были литой. Огневая мощь была представлена пушкой и пулеметом. Силовая установка – двигатель карбюраторный четырехцилиндровый мощность 83 лошадиных силы. К сожалению, танк был медленным. При собственном весе 10 тонн он мог развивать скорость лишь 19 км/ч, что было крайне мало для поддержки пехотных подразделений.
- Средний пехотный танк "Рено Д-2" – машина с приличной толщиной брони и малой скоростью передвижения. Пушка танка имела диаметр 47 мм, пулемет – 7,5 мм. Поворот башни и пушки осуществлялся с помощью ручного привода. На каждый борт использовались 14 опорных катков.
- Somua S35 – танк с задним расположением силовой установки. Двигатель – карбюраторный, восьмицилиндровый с жидкостным охлаждением. Ходовая часть была снабжена механической трансмиссией. Для управления машиной применялся двойной дифференциал. Подвеска опорных катков была смешанной. Особенность корпуса заключалась в наличии шести броневых деталей, скреплённых болтами. Шестигранная башня была цельной. В ней устанавливалась пушка и пулемет. Толщина лобовой брони равнялась 36 мм, бортовой – 41 мм, лобовой брони башни – 56 мм. К недостаткам можно лишь причислить малую скорость танка, в особенности по пересеченной местности.
Послевоенные дни
Принятая в 1946 году программа танкостроения привела к тому, что начали выпускаться лучшие французские танки.
В 1951 году с конвейера сошел легкий танк АМХ-13. Его отличающейся чертой являлась качающаяся башня.
Боевой танк АМХ-30 начал выпускаться в 1980 годах. Его компоновка имеет классическую схему. Водитель в нем размещен с левой стороны. Наводчик и командир танка расположены в боевом отделении по правую сторону от пушки, заряжающий же боец сидит справа. Объем топливных баков составляет 960 литров. Боекомплект составляет 47 выстрелов.
Танк АМХ-32 имеет массу 40 тонн. В качестве вооружения выступает пушка 120 мм, пушка М693 20 мм и пулемет 7,62 мм. Боекомплект – 38 выстрелов. По шоссе танк способен развивать скорость 65 км/ч. Система стабилизации вооружения отсутствует. В наличии цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер. Для работы в ночное время используется спаренная с орудием камера "Томсон-С5Р". Круговой обзор можно выполнять с помощью восьми перископов. Также танк оборудован системой пожаротушения и кондиционирования, установкой для создания дымовых завес.
Экспортный вариант
Если вышеуказанные модели французских танков состояли на вооружении Франции, то танк АМХ-40 выпускался исключительно для экспорта за границу. Системы наведения и управления огнем дают 90% вероятность поражения цели, которая может при этом находиться на дистанции 2000 метров. При этом от момента обнаружения до уничтожения цели проходит всего лишь 8 секунд. Двигатель машины – дизельный, 12-цилиндровый, с турбонаддувом. Он соединен с автоматической трансмиссией 7Р, которая позволяет развивать мощность 1300 л. с., однако несколько позже немецкая трансмиссия была заменена на французский аналог. По шоссе танк развивает скорость 70 км/ч.
Эпоха современности
На сегодняшний день самый новый французский танк – AMX-56 «Леклерк». Его серийное производство было начато еще в 1991 году.
Танка характеризуется высокой степенью насыщенности электроники, суммарная стоимость которой равняется половине цены всей машины. Компоновка танка – классическая. Основное вооружение размещено в башне.
Броня машины – многослойная и снабжена прокладками из керамических материалов. Передняя часть корпуса имеет модульную конструкцию, что позволяет легко менять поврежденные части.
Танк также снабжен системой, защищающей экипаж от оружия массового поражения и системой сигнализации об облучении лазером.
В боевом и моторном отделениях имеются быстродействующие системы пожаротушения. Без проблем может быть поставлена и дымовая завеса на дистанции до 55 метров.
Основным орудие танка является пушка СМ-120-26 120 мм. Кроме того, в наличии два пулемета разного калибра. Боевая масса машины - 54,5 тонны.