Луиз Буржуа: биография и творчество
Предлагаем вам познакомиться с одним из интереснейших мастеров 20-го века - Луиз Буржуа. Биография и творчество ее представлены в этой статье. Л. Буржуа – американский скульптор, график и живописец французского происхождения. Луиз – художник, который мифологизировал свои кошмары и навязчивые идеи, а также факты своего детства. В ее взрослой жизни не было никаких реальных потрясений, однако Буржуа не прекращала пестовать свою психическую травму, которая мучила ее с ранних лет.
Детство и драма Луиз
Луиз родилась в 1911 году в Париже. Детство Буржуа прошло в Обюссоне, французской провинции. Здесь ее семья владела мастерской по реставрации шпалер. В подростковом возрасте Луиз была отдана в Лицей Фенеллона – престижное учебное заведение. Девочка была очень близка со своей матерью, Жозефиной. Луиза часто помогала Жозефине в работе: рисовала, шила, чинила гобелены.
Отношения между родителями при внешнем благополучии были далеки от идеала. Отец Луиз почти в открытую изменял своей жене с англичанкой – гувернанткой их детей. Для маленькой девочки эта банальная ситуация стала настоящей драмой. Она переживала ее всю свою жизнь, а также переосмысливала в творчестве. Своего отца Луиз считала предателем. Она даже предприняла попытку совершить самоубийство после смерти матери.
Обучение в университете и частные уроки
Луиз Буржуа в 1932 году поступила в Сорбонну. Здесь она изучала философию, геометрию и математику. В том же году Буржуа посетила СССР. С 1936 года Луиз стала заниматься в художественных студиях и школах Парижа. Она посещала и мастерскую Константина Бранкузи, великого скульптора, который в то время являлся культовой фигурой местного авангарда. Луиза брала уроки у Фернана Леже, прославленного кубиста. Он оценил ее одаренность и побудил девушку заняться скульптурой.
Замужество и смерть супруга
Важное событие в личной жизни Луиз состоялось в 1938 году, когда она вышла замуж за Роберта Голдуотера, американского искусствоведа и выпускника Гарварда. После свадьбы молодые переехали в Нью-Йорк. Здесь муж Буржуа стал работать в Музее первобытного искусства (он был назначен первым его директором). Образцово-показательный союз любящих друг друга творческих людей длился вплоть до 1974 года, когда умер супруг Луиз. Она родила ему троих сыновей.
Живопись и графика Луиз
Буржуа в начале творческой карьеры занималась живописью и графикой. В сериях работ Femme Maison, созданных в 1945-1947 гг., и Fallen Women (1946-1947 гг.) художница применяла технику сюрреалистов. Она сплавляла воедино разные объекты: структуры, похожие на дома, и женское тело. Эти работы являются размышлением Луиз о том, какую роль играет женщина в семье. Многие определяют эту роль исключительно как заботу о домашнем очаге. Однако сама Буржуа утверждает, что ее работы – пародия на сюрреализм, который пытался представить женщину в виде конструкции.
Обращение к скульптуре
Луиз в 1940-х годах сосредоточила внимание на скульптуре. В ней она считается одним из лучших мастеров 20-го века. В первых пластических опытах Луиз заметно влияние архаической древнегреческой, древнеамериканской и африканской скульптуры. В них прослеживается воздействие таких крупнейших мастеров прошлого века, как Генри Мур, Константин Барнкузи и Альберто Джакометти, которые тоже опирались в своих работах на архаическую пластику. Скульптуры Буржуа вначале состояли из групп органических и абстрактных форм, которые зачастую были выполнены из дерева.
"Слепой, ведущий слепого"
"Слепой, ведущий слепого", созданная в 1947 году, одна из самых известных работ Луиз Буржуа. Ее можно считать прямой перекличкой с "Притчей о слепых", выполненной Питером Брейгелем-старшим. Работа Луиз конструкция, состоящая из 20 длинных розовых подпорок из дерева, сужающихся книзу, а вверху соединенных стяжкой-мостиком. Простота этой скульптуры обескураживает, а ощущение ненадежности и неустойчивости захватывает. Буржуа заявляет, что эта работа – просто реминисценция желания ребенка спрятаться под столом, когда в семье происходят обеденные скандалы.
Новые материалы
В 1960-х годах в скульптурах Луиз начали использоваться такие материалы, как камень, бронза и латекс. После посещения Италии к ним добавился мрамор. В 1949 году были впервые выставлены скульптуры Буржуа - в Нью-Йорке, в галерее Перидо.
Интерес к "темной стороне" и сексуальности
Луиз является художником-постсюрреалистом, который заявил о себе в 1930-1940-е годы. В это время уже пришло в упадок французское сюрреалистическое движение. Художники, относящиеся к нему, никогда не создавали сплоченных групп. Они не были склонны к манифестам, широковещательным программам и декларативным заявлениям. В первое время в ряду этих мастеров выделялась группа, которая отличалась не только интересом к "темной стороне" интеллектуальной и психической жизни, свойственным романтикам, но также и к телу, которое являлось манифестацией "темной стороны". Именно поэтому сексуальность для Луиз связана с травмой, а также с мучительным поиском собственной идентичности, роли в отношениях между полами. В 1968 году Буржуа представила 2 скульптуры, которые являются одновременно шокирующими и ироничными: "Цветущий Янус" и "Девочка".
"Девочка"
Это сделанный из латекса гигантский фаллос, раскачивающийся на крюке мясника. Данная скульптура отражает критический взгляд Луиз Буржуа на иконографию фаллоса, а также связанного с ним мужского статуса. Основание скульптуры можно прочесть и как мужские семенники, и как женскую грудь, и как округлые бедра женщины, ограничивающие промежность.
"Цветущий Янус"
"Цветущий Янус" – работа, в которой отражено соединение гендерных форм, перетекающих одна в другую. В латинском языке "Янус" означает "проход", "арка". Однако это одновременно и двуликий бог, у которого одно лицо обращено в прошлое, а другое смотрит в будущее, к janua – божественным вратам, открытым в мирное время и закрывающимся в период войн. Жесткая и монолитная основа скульптуры представляет собой изображение двух вялых пенисов, которые соединены с центральным элементом, практически бесформенным, напоминающим лобковые волосы и половую щель. Прилагательное "цветущий" указывает на метафору гениталий как аромата и цветения. Женское и мужское слились воедино, как два лица. Два пениса одновременно похожи и на женские ягодицы, бедра и груди.
"Разрушение Отца"
Луиз Буржуа в 1974 году выполнила свою первую инсталляцию. Ею открылся новый этап в творческой биографии мастера. В работе Буржуа "Разрушение Отца" скульптор реализует в сложной пластической форме тягостные воспоминания и инстинкты, живущие в подсознании, которые вызваны конфликтными отношениями с отцом, тяготевшими над автором с детства. Инсталляция является структурой, похожей на пещеру. Фигуры, напоминающие камни, окружают жертвенную плиту с разбросанными на ней частями тела, включая куски настоящего ягненка, которые были куплены в мясной лавке.
Данная работа Луиз является очень тревожной, напоминающей творчество испанского художника Франсиско Гойи, которого очень ценила Буржуа.
Период "клетки"
В 1990-е годы продолжает активно работать Луиз Буржуа. Творчество ее переходит к новому этапу – периоду "клетки". Художница одной из своих целей считала создание энвайронмента, который был бы самодостаточным, независимым от музейной среды. В этот энвайронмент можно войти. Данные конструкции являются своеобразной изоляцией опыта, полученного в прошлом. Cell (Choisy) – клетка, в которой находится мраморная скульптура дома. Над ним размещена большая гильотина. Эта скульптура напоминает эпизод из ночного кошмара.
Couple IV
Работы Луиз Буржуа более позднего периода включают ряд голов, а также фигур, выполненных из ткани. Они изображают различные степени отчаяния и боли. К примеру, работа 1997 года Couple IV представляет собой что-то напоминающее старомодный дисплей из музея. На нем видны две тряпичные фигуры без голов, пытающиеся заняться любовью.
"Паук"
Инсталляция "Паук" Луиз Буржуа (фото представлено ниже) стала символом позднего творчества этого скульптора. В ней представлен образец совершенной выразительной и рациональной конструкции, созданный природой. В символическом словаре Буржуа Луиз паук не несет в себе какого-либо негативного значения. Он ассоциируется у Луиз с матерью, умной, уравновешенной, рассудительной, терпеливой, проницательной, утонченной, полезной, незаменимой и аккуратной, как паук. Это насекомое ассоциируется с трудолюбием родительницы, а также с искусным мастерством ткача. Одна из работ на эту тему, созданных Луиз, так и называется – "Мама". Пластическая монументальная форма, выполненная из бронзы, ее лаконичность и геометрическая простота демонстрируют свойственное искусству Буржуа чувство гармонической уравновешенности.
Первая большая выставка
В 2000 году в знаменитой лондонской галерее Tate Modern состоялась первая большая выставка Луизы Буржуа, которая называлась "Я делаю, я уничтожаю, я переделываю". Именно ею заявил о своем существовании Государственный национальный музей. Луиз стала первым скульптором, работы которого были размещены в новом бастионе современного искусства. Успех выставки был огромным, а выбор мастера – отнюдь не случайным, так как творчество Буржуа по своей сути – антология современного искусства.
Выставка "Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки"
В 2015 году Музей современного искусства "Гараж" представил в Москве масштабную выставку Буржуа. Эта экспозиция посвящена серии скульптур-энвайронментов, которые были созданы Луиз за последние 20 лет ее жизни. На ней было представлено более 80 работ Буржуа: инсталляции, ранние скульптуры, рисунки и живопись, предшествовавшие новаторскому циклу работ.
Луиза Буржуа, работы которой признаны во всем мире, прожила долгую жизнь. Она скончалась от сердечного приступа в возрасте 98 лет в Нью-Йорке 31 мая 2010 года.