Бернард Барух: история американского финансиста

Финансист и инвестор Бернард Барух был известен своим крупным капиталом и серьезным политическим влиянием. Добившись успеха на нью-йоркской бирже, он стал работать советником президентов США. Его жизнь – удивительный калейдоскоп событий и неожиданностей.

Ранние годы

Знаменитый финансист Бернард Барух родился 19 августа 1870 года в американском городе Камден (штат Южная Каролина). Он был выходцем из небогатой еврейской семьи. Симон Барух стал отцом четырех сыновей, вторым из которых был Бернард Барух. Дети, как показало время, оказались талантливыми и трудолюбивыми. Брат будущего финансиста Герман даже работал американским послом в Нидерландах и Португалии.

Ранние годы Бернарда пришлись на период Реконструции, когда после Гражданской войны юг США захлестнула волна преступности и бунтов чернокожих. В поисках спокойного уголка семья Барухов перебралась в Нью-Йорк. Здесь Бернард поступил в колледж.

Первым местом работы Баруха в 1890 году стала брокерская контора A. A. Housman & Co. Двадцатилетний парень был мальчиком на побегушках, получавшим по 3 доллара в неделю. Других возможностей для самореализации из-за социального статуса и национальности у него просто не было.

Взлет

Как и многие другие брокеры, на биржу Бернард Барух попал совершенно случайно. Первый его опыт оказался провальным. Однако Барух не сдавался. Он начал занимать деньги у друзей и семьи. В какой-то момент отец сказал ему, что переданные 500 долларов – это все, что осталось дома на черный день. Бернард не испугался и, рискнув, начал головокружительную карьеру на Уолл-стрит.

Барух совершенно не вписывался в привычную картину биржи. Дела он вел довольно экстравагантно: заключал рискованные контракты, погрузился в спекуляции. Профессионалы в штыки принимали первые успехи этого выскочки. Знаменитейший банкир и финансист своего времени Джон Пирпонт Морган считал Баруха «карточным шулером». Неправильно думать, что в условиях капитализма все предприниматели зарабатывали свои капиталы в белых перчатках. Не самым чистоплотным был и сам Джей Пи Морган. Однако методы, которыми вооружился Бернард Барух, удивляли даже самых отъявленных махинаторов.

Махинатор

С самого своего появления на бирже будущий покоритель Уолл-стрит отказался от популярной тогда стратегии торгов. Барух никогда не поглощал слабые компании с целью их последующей перепродажи. Кроме того, он не прибегал к искусственному подъему цен своих акций. Инвестор не стал, как это было принято, со скрупулезностью учитывать фундаментальные факторы фондового рынка.

Вопреки тому, что торги тогда находились на подъеме, финансист активно играл на понижение. Для себя Бернард Барух сформулировал простейшее правило: «Продать на максимуме и купить на минимуме невозможно». Вследствие этого он часто шел против рыночной тенденции, покупал, когда многие продавали, и наоборот.

На пути к богатству

Больше всего стиль Баруха походил на стиль другого известного спекулянта Джесси Ливермора. Эти два трейдера были известны тем, что периодически покидали рынок и выжидали лучшего момента для возобновления торгов. Однажды приняв такое нелегкое для биржевого игрока решение, Бернард сказал: «Джей, по-моему, пора пойти пострелять куропаток». После этой реплики он продал все свои позиции и уехал на долгий отдых на свою плантацию Хобкау Барони в Южной Каролине. Соленые топи и песчаные пляжи поместья изобиловали утками, а на 17 тысячах акров не было ни одного телефона, с помощью которого можно было бы связаться с Нью-Йорком. Но даже после самого долгого отсутствия игрок возвращался на биржу.

Та неординарность, с которой Бернард Барух и Джесси Ливермор насмехались над общепринятыми правилами трейдеров, сделала их знаменитыми еще до появления крупных капиталов. Так или иначе, но рост благосостояния выскочек не заставил себя ждать.

Инвестор и бизнесмен

Начавший с самого низа Барух заработал достаточно, чтобы заняться собственными инвестициями. Одной из первых на его средства появилась фирма Texasgulf Inc., специализировавшаяся на сервисных услугах в бурно развивавшейся нефтедобывающей промышленности.

Но, как показало дальнейшее развитие событий, управлять компаниями брокер не любил. Его стихией оставалась торговля, которой он посвятил большую часть времени, проведенного на Уолл-стрит. Уже к 1900 гг. весь финансовый квартал Нью-Йорка знал, кто такой Бернард Барух. История его успеха многих вдохновляла, а многих просто пугала. Постоянно возникали слухи об огромном состоянии спекулянта. Масштаб его фигуры стал равным масштабу Джозефа Кенеди и Джей Пи Моргана.

«Одинокий волк»

Сегодня наследники Бернарда Баруха продолжают пользоваться состоянием, сколоченным их ловким родственником. В 1903 году в возрасте всего 33 лет недавно никому не известный брокер стал членом клуба миллионеров. Весь свой тернистый путь на нью-йоркской бирже Барух прошел совершенно один. Он любил все держать под контролем и терпеть не мог коллективную деятельность. За это инвестора назвали «одиноким волком Уолл-стрит».

За годы своей финансовой деятельности множество взлетов и падений пережил Бернард Барух. Биография финансиста представляет собой пример человека, несмотря ни на что упрямо направляющегося к успеху. в 1907 году Барух приобрел международную торговую фирму M. Hentz & Co., а уже в зрелом возрасте он стал предпочитать инвестиции, связанные с надежной недвижимостью.

Государственная служба

Добившись значительного успеха на бирже и в бизнесе, Барух стал заглядываться на политику. В 1912 году он согласился спонсировать президентскую кампанию Вудро Вильсона. Фонд демократической партии получил от доброжелателя 50 тысяч долларов. Вильсон выиграл гонку и в благодарность назначил финансиста в ведомство национальной обороны.

На своей первой государственной должности Бернард Барух, фото которого стало появляться в общенациональных газетах, столкнулся с серьезной дилеммой. Совмещение политической и предпринимательской деятельности оказалось крайне тяжелым занятием.

Проблемы с законом

На бирже Баруха начали обвинять в злоупотреблениях собственным официальным положениям для получения инсайдерской информации о рынке. Более того, в 1917 году инвестора обвинили в раскрытии секретных документов. Следователи пришли к выводу, что, пользуясь своей должностью, он незаконным образом заработал около миллиона долларов.

В ответ на претензии правоохранительных органов Барух заявлял, что получил свои последние деньги на продаже точно так же, как делал это до своего появления на государственной службе. Защита была железобетонной – спекулянту удалось выйти сухим из воды.

Советник президента

В качестве чиновника Бернард Маннес Барух отвечал за распределение военных заказов. Тогда же он покинул уже родную нью-йоркскую биржу. Финансист перестал продавать и покупать, но продолжал свою инвесторскую деятельность, перенаправив ее в русло военной промышленности. Деньги Баруха потекли в компании, занимавшиеся производством различного вооружения и амуниции. Определенно часть долларовой массы, поступавшей из государственного бюджета на военные заводы, оставалась в кармане ловкого госслужащего. По разным оценкам, к моменту разгрома Германии Барух был обладателем состояния в 200 миллионов.

В 1919 году лидеры стран-победительниц собрались на Парижской мирной конференции. Барух также отправился в столицу Франции. Он входил в состав официальной американской делегации, которую возглавил президент Вильсон. Экономический советник выступал против чрезмерной контрибуции с Германии и поддерживал идею создания Лиги Наций, необходимой для стимулирования сотрудничества между разными государствами.

Барух и Великая депрессия

Вудро Вильсон покинул должность президента в 1921 году. Ротация в Белом доме не помешала Баруху остаться на политическом олимпе США. Он был советником при Уоррене Хардинге, Герберте Гувере, Франклине Рузвельте и Гарри Трумэне. Балансируя между властью и бизнесом, финансист продолжал обогащаться, пользуясь инсайдерскими данными о состоянии рынка. Наследники Бернарда Баруха могли бы остаться без гроша в кармане, если бы не его своевременная прыть. Накануне Великой депрессии Барух продал все свои ценные бумаги, а на полученные деньги приобрел большое количество облигаций.

24 октября 1929 года американские фондовые биржи поразил коллапс. Весь рынок пребывал в шоке от наступившего кризиса и неопределенного будущего. Весь – но только не Барух Бернард. Книга, написанная им на закате жизни о себе самом, гласит, что в тот день спекулянт пришел на нью-йоркскую биржу вместе с Уинстоном Черчиллем. Визит был не случайным. Финансист хотел продемонстрировать британскому политику свою завидную экономическую проницательность.

Спекуляции с золотом и серебром

Одной из самых прибыльных махинаций Бернарда Баруха стала цепочка его действий в 1933 году, когда в США отменили золотой стандарт. К тому времени страна уже несколько лет жила в состоянии страшного кризиса. Ее будоражила колоссальная безработица и банкротства крупнейших компаний. В этих условиях правительство объявило о повсеместном выкупе золота у граждан. В обмен на благородный металл люди получали бумажные деньги.

В октябре 1933 года, когда большая часть золота была передана в казну, президент Рузвельт объявил о девальвации национальной валюты. Теперь правительство покупало золото по увеличенной цене. Обо всех перипетиях изменения курса знал ближайший советник президента Бернард Барух. Цитаты тогдашней прессы наглядно демонстрируют, что общество лихорадило от частых кардинальных перемен. И только «одинокий волк» умело пользовался каждым новым обстоятельством. Он вложил значительную часть своих средств в серебро как раз накануне повышения цены государственного выкупа этого металла.

Вторая мировая война

В последние годы жизни Бернарда Баруха его политическая активность все больше довлела над финансовой. С началом Второй мировой войны он вновь оказался в роли военно-экономического советника американских властей. Инвестор внес значительный вклад в изменение системы налогов США. По сути, он инициировал экономическую мобилизацию страны. Влияние советника было столь значительным, что в 1944 году президент Рузвельт провел целый месяц в его знаменитом южно-каролинском поместье.

Президент даже предложил Баруху возглавить Комитет военно-промышленного производства США. Советник давно жаждал оказаться на этом посту и только для формальности попросил время для осмотра у доктора, чтобы убедиться в собственной работоспособности на важнейшем посту. Однако пока Барух тянул с ответом, другой советник Рузвельта Гарри Гопкинс уговорил президента отказаться от этой затеи. В итоге на решающей встрече первое лицо отозвало свое предложение.

«План Баруха»

В 1946 году пришедший на смену Рузвельту Трумэн назначил Баруха на должность представителя США в комиссии ООН, отвечавшей за атомную энергетику. В этом качестве советник президента стал широко известен в СССР. Дело в том, что на первом же заседании комиссии Барух предложил запретить ядерное оружие и сделать подконтрольной общему органу работу всех стран в ядерной сфере. Пакет инициатив стал известен как «План Баруха».

В условиях начинавшейся холодной войны вопрос ядерной безопасности становился все более насущным. Страх перед атомными бомбардировками был велик, ведь всего несколько лет назад США опробовали это оружие на двух японских городах, продемонстрировав ужасающие последствия применения новейших боеголовок. Тем не менее ограничительную инициативу американцев раскритиковали в Кремле. Сталин не желал прекращать ядерную гонку и не собирался оказываться в зависимом от США положении. «План Баруха» был забракован. Влияния ООН не хватило для того чтобы подчинить себе международные проекты разработки ядерного оружия.

Говоря о холодной войне, нельзя не отметить, что именно Бернард Барух дал жизнь этой фразе, хотя, согласно распространенной точке зрения, выражение «холодная война» впервые появилось в речи Уинстона Черчиля. После прекращения работы в ООН уже пожилой советник продолжал работать в Белом доме. Он скончался 20 июня 1965 года в Нью-Йорке в возрасте 94 лет.

Комментарии