Что представляет собой материалопроводящая цепь?
Чтобы конечный потребитель получил необходимый ему продукт, сырье, из которого он создается, проходит несколько стадий производственного процесса, транспортные и посреднические этапы. Материалопроводящая цепь, таким образом, включает в себя различные взаимосвязанные звенья. В процессе движения стоимость потока постоянно увеличивается. Как показывают исследования, более 70% стоимости изделия составляют затраты, касающиеся операций по его продвижению. Рассмотрим далее, что собой представляет материалопроводящая цепь, а также какие существуют подходы к оптимизации расходов.
Общие сведения
Что представляет собой материалопроводящая цепь? Фото, представленное в статье, иллюстрирует разные варианты доставки товара к конечному потребителю. Как выше было сказано, сначала сырье поступает на производственное предприятие, где превращается в продукт. После этого выполняется хранение, операции по упаковке, транспортировке, продаже. Материалопроводящая цепь представляет собой тот путь, который проходят объекты от первичного сырьевого источника до конечного потребителя. Она включает в себя различные звенья, предполагающие конкретные операции с определенными затратами.
Материалопроводящая цепь: описание
В каждой конкретной сфере хозяйства формируется поток ресурсов, который движется от источника сырья к потребителю. Для чего нужна материалопроводящая цепь? Ответ на этот вопрос очевиден. Она необходима для обеспечения общества благами, в которых оно нуждается. Понять, что представляет собой материалопроводящая цепь, несложно. Трудности могут возникнуть на этапе оптимизации расходов. Ведь основной целью предприятий выступает извлечение прибыли, а потребителей – приобретение изделий по выгодным ценам. Стоимость товара формируется в первую очередь под влиянием производственных факторов. В цену изделия закладываются также расходы по хранению, транспортировке, реализации. От того, как используется материалопроводящая цепь, будет зависеть эффективность управления потоками.
Основные направления
В тех сферах, где используется материалопроводящая цепь, вырабатываются различные подходы к оптимизации затрат на перемещение объектов. Они позволяют:
- Уменьшить объем запасов на всем пути движения потока.
- Сократить транспортные расходы.
- Уменьшить продолжительность прохождения товаров по цепи.
- Сократить расход ручного труда и затраты на грузовые операции.
Значение оптимизации запасов
В общем объеме затрат расходы на их содержание составляют больше 50%. В их структуру, в числе прочего, входят издержки на содержание управленческого аппарата, потери от кражи, порчи изделий. Большой объем оборотного капитала предприятий, как правило, задействован в запасах. Его доля может составлять от 10 до 50%. В производственном цикле затраты на содержание запасов находятся в пределах 25-30% от всех расходов. Сокращение ресурсов обеспечивается за счет достижения высокого уровня согласованности действий участников процессов, из которых формируется материалопроводящая цепь. Это и повышение надежности поставок, и рациональное распределение запасов.
Сокращение времени
Материалопроводящая цепь в логистике формируется непосредственными участниками процессов. В настоящее время средняя продолжительность создания продукта в общей длительности жизненного цикла составляет 2-5%. Таким образом, операции по хранению, упаковке, транспортировке, реализации занимают большую часть времени. Сокращение их продолжительности способствует ускорению оборачиваемости капитала и, соответственно, увеличению прибыли, а также снижению себестоимости изделий. Для уменьшения транспортных затрат оптимизируются маршруты доставки, согласуются графики, уменьшаются холостые пробеги.
Интегративные качества
Говоря о том, что такое материалопроводящая цепь, необходимо сказать, что в первую очередь она выступает как объект постоянного анализа. Исследуя путь движения объектов от сырьевого источника к конечному потребителю, специалисты вырабатывают все новые подходы для улучшения разных показателей системы. В рамках этой деятельности совершенствуется общая организация схем, повышается взаимосвязь их отдельных компонентов, улучшается управляемость. Комплексный экономический эффект от этого обычно превышает общую результативность развития указанных выше показателей. Это обуславливает возникновение интегративных свойств. Этими качествами обладает вся материалопроводящая цепь в целом, но не отдельные ее компоненты. Интегративные свойства выражаются в способности системы достигать конечной цели. При этом реализуется 6 правил:
- Определяется нужный продукт.
- Устанавливается показатель надлежащего качества.
- Определяется необходимое количество.
- Устанавливается срок, в который продукт должен доставляться.
- Определяется адрес поставки.
- Разрабатывается схема минимизации расходов.
Цель будет считаться достигнутой при выполнении всех этих пунктов.
Для чего используется материалопроводящая цепь?
В настоящее время особое значение в сфере экономической деятельности приобрел маркетинг. Он выступает в качестве специфической управленческой системы, за счет которой производство приспосабливается к рыночным требованиям. Это, в свою очередь, способствует обеспечению наиболее выгодной реализации продукции. Объектом маркетинговых исследований выступает в первую очередь материалопроводящая цепь. В ходе анализа специалисты отслеживают и определяют возникший спрос. В процессе исследования собирается и обобщается информация о том, какой именно товар необходим на рынке, какого он должен быть качества, в каком количестве, когда, в каком месте он будет востребован.
Материалопроводящая цепь в логистике обеспечивает продвижение товарной массы к покупателю. Интеграция позволяет выполнить доставку изделий в надлежащее время заинтересованному потребителю и с минимальными расходами. Маркетинг формулирует задачу по реализации системного подхода к формированию товарного перемещения. При эффективной его реализации каждая стадия должна планироваться как неотъемлемый компонент логически построенной и сбалансированной системы. Между тем следует сказать, что способы технико-технологической интеграции участников товародвижения выступают как основной объект изучения логистики, а не маркетинга. Последний ориентирован на анализ рынка, психологическое воздействие на потребителя, рекламу и так далее. Логистическая деятельность направлена на формирование технико-технологически сопряженных моделей движения объектов по материалопроводящим цепям. В рамках этой работы создаются системы контроля перемещения продуктов.
Связь маркетинга и оптимизации
Система приспособления производства под актуальные рыночные требования стала нужной в связи с появившимися сложностями в сфере сбыта изделий. Маркетинг возник раньше, чем логистика. В середине 20-го столетия направленность производства на создание востребованного товара и использование методов исследования предложения и спроса стали решающими факторами повышения конкурентоспособности. В то время не имело особой актуальности формирование систем сквозного управления потоками. Это обуславливалось в первую очередь отсутствием технических возможностей для реализации таких моделей. Кроме этого, использовавшиеся в то время маркетинговые средства и так позволяли оторваться от конкурентов. В настоящее время этих инструментов крайне недостаточно.
Спрос, который выявляется в рамках маркетинговых исследований, должен быть своевременно удовлетворен быстрой и точной доставкой. Она, в свою очередь, возможна только при наличии отлаженной логистической системы. Оптимизация процесса дополняет и развивает маркетинговые инструменты. Логистика позволяет связать потребителя, поставщика, транспорт в планово-экономически, технико-технологически согласованную и мобильную цепь. При этом удовлетворяются экономические интересы всех этих субъектов при минимальных расходах на продвижение товара.
Пример оптимизации
Суть логистического подхода в управлении потоками состоит в интеграции конкретных участников процесса в одну систему. Целью ее функционирования выступает способность экономично и быстро доставить товар адресату. Сложность реализации заключается в том, что в ходе процесса необходимо объединить субъектов с различным экономическим интересом. В качестве первого примера будет рассмотрена материалопроводящая цепь, в рамках которой осуществляется доставка сахарного песка от производителя до розничного продавца. В данной схеме участвует три стороны:
- Изготовитель.
- Оптовый склад.
- Сеть магазинов.
Оптимизация потока способствует снижению совокупных издержек на движение продукта. Этот результат достигается проведением разных мероприятий. В качестве одного из них выступает оптимизация упаковки. Обычно при производстве сахар затаривается в мешки. Их вместимость, как правило, 50 кг. Неоптимизированный поток этого товара, таким образом, представляет собой перемещение мешков от изготовителя к магазинам. Логистический подход предполагает тесное сотрудничество между всеми звеньями цепи. Допустим, что в качестве указанных трех участников выступает один собственник. Где он может организовать расфасовку сахара в пакеты? Это можно сделать:
- За прилавком магазина в процессе обслуживания покупателей.
- На территории торговой точки, в помещении для подготовки продукции к реализации или на рабочем месте сотрудника, занятого исключительно фасовкой.
- На оптовой базе в специальном цехе.
- На заводе, выпускающем продукт.
Фасовка на рабочем месте продавца или в отдельном помещении магазина будет наименее производительной и наиболее затратной. Определенный экономический результат можно получить, если организовать процесс на оптовом складе. Однако на практике только в ограниченном количестве баз можно на полную мощность использовать фасовочное оборудование. Максимальный эффект достигается при организации упаковочного процесса непосредственно на заводе. Таким образом, если собственником всех участников цепи выступает один субъект, то он создал бы систему фасовки на предприятии-изготовителе. На практике обычно ситуация иная. Все участники процесса находятся в руках различных собственников. При этом, если магазин получит выгоду от продажи уже расфасованного сахара, то организация упаковки на заводе потребует затрат. Чтобы продукт не проходил по всей цепи в мешках, необходимо отрегулировать схему взаимодействия участников процесса.
Решение задачи
При поставке нерасфасованного сахара в розничную сеть все участники в целом теряют возможность получить дополнительную прибыль. Этого можно избежать, если субъекты, объединившись, решат следующие задачи:
- Определят величину дополнительной прибыли, которая возникнет при организации работ по расфасовке на предприятии-производителе. При этом им следует договориться о порядке справедливого распределения поступлений.
- Выберут технические средства обеспечения процесса доставки расфасованного продукта до розничных точек. К ним, в частности, следует отнести: тару-оборудование, которая будет наполняться на заводе упакованными единицами, а затем перевозиться в магазины через оптовые склады, специальный транспорт, с помощью которого будет обеспечиваться эффективная перевозка, технику для выполнения работ по разгрузке/погрузке и так далее.
- Договорятся о взаимоувязанном, едином процессе обработки потока от фасовочного цеха до торгового зала.
- Решат математическими способами разные задачи. Например, это могут быть задачи оптимизации запасов на этапах движения продукта, определения оптимальных объемов партий и проч.
Все приведенные решения формируют комплекс математических средств. При их использовании можно создать интегрированную материалопроводящую цепь, обеспечивающую прибыль только благодаря качественному изменению управления потоком.
Оптимизация доставки железобетонных конструкций
Зачастую груз, который доставлен вовремя, ценится выше, чем привезенный раньше или позже назначенного срока. В качестве примера рассмотрим поставку железобетонных конструкций с завода на строительные объекты. Сосредоточение и обработка сведений о потребности стройплощадок в конкретных изделиях, данных о наличии парка готовых к работе панелевозов, о производственных мощностях заводов происходит в информационном центре. Каждый день в нем разрабатываются графики доставки конструкций. В них указываются поставщик и получатель каждого изделия, номера транспортных средств, которыми доставляются детали.
Разработка графиков осуществляется с точностью до минут. Панель доставляется с завода-производителя на стройплощадку к моменту, когда рабочим нужно установить именно эту деталь. Подача изделия на этаж осуществляется "с колес" – непосредственно с панелевоза. За счет такой организации доставки устраняется необходимость выгрузки и последующего хранения железобетонных конструкций на стройплощадке. Соответственно, снижается потребность в запасах, в большой площади территории строительства. Здание может сооружаться среди деревьев, а не на площадке, заставленной бракованными либо не вовремя привезенными конструкциями. За счет такой оптимизации уменьшается потребность в привлечении дополнительных рабочих, финансовых средств, техники.
Обязательные условия
Для эффективного функционирования системы организации доставки железобетонных конструкций от завода до стройплощадки необходимо:
- Наличие специальных транспортных и технических средств у производителя и на объектах. Они должны быть технологически сопряженными друг с другом и с параметрами изделий.
- Четко определить последовательность действий, ответственных за них лиц, технологию выполнения операций.
- Решить транспортную задачу. Она предполагает оптимизацию маршрутов, составление графиков доставки.
- Взаимно увязать экономические интересы всех участников цепи.
В результате на объекты будут доставляться нужные изделия, в надлежащем количестве, в установленное время и с минимальными издержками.