Структура общения и его функции

Что представляет собой структура общения? Человек является социальным существом, живущим в условиях тесного взаимодействия с другими людьми. Социальная жизнь появляется и формируется из-за связей между людьми, это создает предпосылки для отношений.

Взаимодействие представляет собой поступки индивидов, которые направлены друг на друга.

Особенности общения

В социальной связи выделяют:

  • субъектов связи;
  • предмет;
  • механизм регулирования отношений.

Ее прекращение возможно при утрате либо изменении предмета связи. Она может выступать в качестве социального контакта, а также в виде регулярных, систематических действий партнеров, направленных друг на друга.

Педагогические отношения

Какова структура педагогического общения? Начнем с того, что данный процесс предполагает общение между детьми и взрослыми. Без подобного взаимодействия у ребенка не будет сформирована психика, сознание, они останутся по развитию на уровне животных (синдром «маугли»).

Структура педагогического общения имеет сложное строение. Она является специфической формой взаимодействия детей друг с другом, а также с другими членами общества. Общение выступает в качестве средства передачи общественного и культурного общества.

Стороны общения

Что представляет собой структура общения? В настоящее время в общении выделяют три части, которые тесно связаны друг с другом.

Коммуникативная структура общения предполагает обмен информацией между людьми. Безусловно, оно не сводится только к передаче информации, данное понятие значительно шире и глубже.

Интерактивная сторона предполагает организацию связи между людьми. К примеру, необходимо согласовать действия, распределить между людьми функции, убедить в чем-либо собеседника.

Перцептивная сторона общения подразумевает процесс установления взаимопонимания между собеседниками.

Общение является процессом взаимодействия социальных групп, людей, общностей, который сопровождается обменом опытом, информацией, результатами деятельности.

Терминология

Структура общения предполагает цель, содержание, характеризуется определенными средствами. Целью данного процесса является то, для чего люди вступают в такое общение.

Средствами общения считают: слова, речь, взгляд, интонацию, жесты, мимику, позы.

Его содержание составляет информация, передаваемая от одного человека к другому.

Этапы

Структура процесса общения предполагает несколько ступеней:

  • Потребность в контактах.
  • Ориентировка в ситуации.
  • Анализ личности собеседника.
  • Планирование содержания общения.
  • Выбор конкретных средств, речевых фраз, которые будут использоваться в диалоге.
  • Восприятие и оценка реакции собеседника, установлении обратной связи.
  • Корректировка методов, стиля, направления общения.

Если нарушается структура общения, то говорящему человеку сложно добиться поставленной им задачи. Такие умения называют социальным интеллектом, коммуникабельностью.

Коммуникативная компетентность

Это понятие и структура общения взаимосвязаны друг с другом. Такая компетентность рассматривается в виде системы внутренних ресурсов, которая необходима для создания эффективной системы внутренних ресурсов, позволяющих выстраивать полноценное общение в некотором круге ситуаций межличностного действия.

Функции общения

Для того чтобы проанализировать разные стороны структуры общения, остановимся на его значимости:

  • инструментальную, согласно которой оно выступает в качестве социального механизма управления для проведения действий, принятия решений;
  • экспрессивную, дающую партнерам возможность понять и выразить свои переживания;
  • коммуникативную;
  • психотерапевтическую, касающуюся общения, эмоционального и физического здоровья человека;
  • интегративную, согласно которой общение является средством объединения людей;
  • самовыражение, то есть возможность личности демонстрировать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, индивидуальные способности.

Стратегии общения

Выяснив, что такое функции и структура общения, отметим, что выделяют разные вариации общения:

  • закрытое или открытое;
  • в виде монолога или диалога;
  • личностное (индивидуальное);
  • ролевое.

Открытое общение предполагает умение четко выражать свою позицию, уметь выслушивать мнения других людей. При закрытом общении собеседник не высказывает своей точки зрения, не может пояснить отношение к рассматриваемым в диалоге вопросам.

Оправдать подобный вариант можно в нескольких случаях:

  • при наличии значительной разницы в степени предметной компетентности, бессмысленности траты сил и времени на поднятие уровня «низкой стороны» беседы;
  • при нецелесообразности открытия противнику своих планов, чувств.

Открытая коммуникация будет эффективной и результативной, если происходит обмен замыслами, мнениями.

Использование «масок»

Структура общения в психологии связана с разными видами общения. Например, «контакт масок» предполагает закрытое формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учитывать специфические особенности личности собеседника.

В подобном диалоге применяются привычные «маски»: строгость, вежливость, скромность, безразличие, участливость, а также набор стандартных фраз, которые скрывают подлинные эмоции. Данный тип общения часто используют те школьники, которые мечтают «отгородиться» от педагога, одноклассников.

Деловое общение

Для того чтобы между людьми возникало взаимопонимание, необходимо учитывать психологические и индивидуальные особенности собеседников, стремиться к установлению диалога, прислушиваться к мнению другого человека.

Выясним, что собой представляет структура и виды общения, отметим, что самым распространенным считается деловой вариант диалога. Если при примитивном общении собеседник рассматривается в виде нужного либо ненужного объекта контакта, то в деловом диалоге учитывается характер, возраст, специфика личности, настроения собеседника.

Все это направлено на достижение определенного результата, что является более значимым, чем личностные недопонимания.

Структура делового общения содержит следующие пункты (кодекс):

  • принцип кооперативности;
  • достаточности информации;
  • качества предоставляемых сведений;
  • целесообразности;
  • умения ради интересов дела учитывать индивидуальные особенности собеседника;
  • четкости излагаемой мысли.

Условия качественного взаимодействия

Межличностные отношения являются объективно переживаемыми, в различной степени осознаваемыми связями между собеседниками. В их основе находятся различные эмоциональные состояния контактирующих людей, их психологические особенности. Именно такие взаимоотношения являются составной частью общения.

В педагогике термин «взаимодействие» применяется в нескольких смыслах. С одной стороны, он необходим для описания реальных контактов в ходе совместной деятельности.

С другой стороны, именно с помощью взаимодействия можно охарактеризовать описание действий собеседников при социальном контакте.

Физические, невербальные, вербальные отношения предполагают действие на цели, мотивы, программы, решения, то есть на компоненты деятельности партнера, в том числе, стимуляцию и изменение поведения.

Именно поэтому при оценивании поведения разных индивидов в рамках нормативной структуры общественной жизни опускается одобрение, порицание, наказание, принуждение.

Социальная педагогика

В ней выделяют несколько вариантов взаимодействия. В западных концепциях диалог рассматривается на социальном фоне. Для преодоления подобного недостатка российские психологи считают взаимодействие формой организации определенной деятельности.

Цель психолого-социального исследования состоит в оценке включения всех индивидов в общий процесс. Для анализа «вклада» каждого участника можно вооружиться определенной схемой:

  • если участник независимо от других вносит свою часть общего труда, рассматривается совместно-индивидуальная деятельность;
  • при последовательном выполнении каждым школьником общей задачи, предполагается совместно-последовательная работа;
  • при одновременном взаимодействии всех участников наблюдается совместно-взаимодействующая работа.

В настоящее время психологи используют несколько различных определений «общения», каждое из которых открывает данный термин с определенной стороны.

По содержанию взаимодействие может быть отличным:

  • передача определенной информации;
  • восприятие друг друга;
  • оценка собеседниками друг друга;
  • влияние партнеров;
  • управление общей деятельностью.

В некоторых источниках выделяют дополнительно экспрессивную функцию педагогического общения, направленную на взаимное переживание эмоциональных состояний, а также социальный контроль, связанный с деятельностью и поведением.

При нарушении одной из функций общение страдает. Именно поэтому при проведении анализа реальных взаимоотношений в педагогике сначала проводится диагностика функций, далее разрабатываются меры для их коррекции.

Коммуникативная часть общения предполагает обмен информации между собеседниками. Понимание между всеми участниками педагогического общения достигается только в том случае, если:

  • сигналы идут от другого человека;
  • предполагается информация о результатах деятельности;
  • сведения о вероятном будущем.

С учетом требований определенного промежутка времени выступают на передний план разнообразные источники информации, отличается их внутреннее содержание.

Ребенок должен отличать «хорошую» информацию от негативных сведений. Как справиться с подобной задачей? Интересный вариант объяснения предложил психолог Б. Ф. Поршнев.

По результатам своих исследований, он пришел к выводу, что способом внушения является речь. Психолог выделил три разновидности контрсутгенсии: авторитет, избегание, непонимание.

Избегание предполагает уклонение от общения с партнером: ребенок не слушает, он не внимателен, не смотрит на педагога, отвлекается от образовательной деятельности. Избегание подразумевает не просто уход от прямого контакта, но и уклонение от каких-то обстоятельств. К примеру, люди, которые не хотят, чтобы их решение либо мнение воздействовало на собеседника, просто не являются на встречу.

Воздействие авторитета состоит в том, что, поделив людей на авторитетных и противоположных им личностей, ребенок доверяет одним, отказывает другим. Есть много оснований для присвоения определенному собеседнику авторитета: статуса, превосходства.

Заключение

Среди разных вариантов общения в настоящее время актуальность представляет деловое сотрудничество. Оно используется не только на производстве, но и в общеобразовательных организациях. Педагоги, стремящиеся к получению максимальной результативности от своей деятельности, используют в работе различные методики, способствующие взаимодействию с учениками.

Все люди мечтают о том, чтобы их слушали, слышали, понимали. Только в случае заинтересованности всех собеседников в эффективной коммуникации можно преодолевать психологические барьеры, активно управлять вниманием аудитории.

После введения в отечественные образовательные учреждения федеральных государственных стандартов второго поколения педагоги стали использовать инновационные методики, направленные на установление взаимоотношений со школьниками. Ребенок рассматривается в качестве полноценного партнера, имеющего право на озвучивание в диалоге с учителем своей точки зрения по рассматриваемому вопросу.

Комментарии