Николай Полисский -- отец русского ленд-арта

Полисский Николай Владимирович («Дядя Коля») – отец-основатель российского ленд-арта, который, по его словам, «вышел из снеговиков на склоне». Родился в 1957 году, закончил Мухинское училище, стал единственным москвичом в составе ленинградской арт-группы «Митьки» и до 2000 года преспокойно занимался традиционной пейзажной живописью. Но в начале нового тысячелетия и произошло то самое событие – зарождение русского ленд-арта на склоне холма у деревни Никола-Ленивец Калужской области.

Снеговики

А началось всё со снеговиков. Первый крупный проект Полисского с привлечением целой армии местных крестьян раскрыл потенциал простого русского ландшафта. Заброшенное никому не нужное пространство преобразилось – теперь множество снеговиков поднималось по прежде пустующему склону, знаменуя открытие новой эпохи российского монументального искусства. Деревенские жители радовались, с удовольствием катали снежки, а столичные снобы заявляли: снеговики – лебединая песня Полисского. Но вышло ровно наоборот.

Сено-солома

Вскоре созрела авторская концепция – переосмысление исторических архитектурных форм и изготовление их в собственной деревне из подручных материалов.
А сена в деревне достаточно. Но сделать из него по определению можно лишь стог. Но какой стог! Настоящая вавилонская башня. Технология укладки сена подсказала строителям, что оформить его можно в форме пандуса-зиккурата. В строительстве башни была занята вся деревня – первыми подтянулись местные алкаши с косами, затем все остальные. Это положило начало новой авторской тенденции -- строительству архаичных форм из не менее архаичных материалов. Над башней смеялись в России – но её заметили за рубежом, и понеслось – Полисский и его помощники из деревни стали активными участниками международных выставок современного искусства. Крестьяне российской глубинки впервые побывали за границей.

Признание

Начиная с 2002 года, арт-объекты Полисского начали расползаться по Земле. В каждом городе или стране художник прежде всего стремился узнать, какие материалы типичны для данной местности. Так что его объекты становились чем-то новым, и в то же время привычным в любой точке мира, органично вписываясь в городской или природный пейзаж. Так, в винодельческом регионе Франции им была поставлена массивная колонна из виноградной лозы, ворота из сплавного леса – в Перми, некое подобие кубического вороньего гнезда из веток ивняка – в промзоне Москвы.

Двуглавые

В программу, включающую в себя использование архаических форм, как нельзя лучше вписались тотемные столбы объекта «Границы империи», инсталлированного всё там же, в деревне Никола-Ленивец. Довольно иронично выглядят двуглавые птицы, рассевшиеся по обветшалым брёвнам – скорее стервятники, чем орлы. Часть этого объекта вошла в постоянную экспозицию музея Эрарта в Санкт-Петербурге.

К гербовому символу художник обратился ещё раз – проект «Жар-птица» был показан там же на масленицу в 2008 году.

Архстояние

В 2006 году Николай Полисский стал основателем фестиваля «Архстояние», проводящегося дважды в год на берегу реки Угры. Учредители фестиваля утверждают, что место проведения фестиваля совпадает с местом исторического Стояния на реке Угре, отсюда и название. А элемент «арх» можно интерпретировать по-разному: как «архитектура», «архетип», «архаика». Всем этим толкованиям найдётся место на фестивале. Большинство объектов фестиваля интерактивны – в них можно забраться, покататься, даже попрыгать. Среди местных достопримечательностей есть самый большой в Европе батут длиной в 50 метров. С недавних пор открыта ещё одна часть проекта – детское Архстояние, где работают образовательные и игровые станции. Ленд-арт стал набирать популярность в России именно благодаря этому фестивалю. Ежегодно наряду с другими авторами в Архстоянии принимает участие сам Николай Полисский. Работы художника привлекают всеобщее внимание участников и посетителей фестиваля.

Парк Никола-Ленивец

Там же, в парке, возникшем в результате проведения фестивалей вокруг Николы-Ленивца, стоит ещё несколько сооружений Полисского. «Вселенский разум», сборище гигантских колонн из дерева и металла, ведущее к деревянному мегамозгу, стилизован под древнюю храмовую архитектуру. «Сельпо», возникшее на руинах заброшенного магазина, также выглядит как храм неизвестной религии. При застройке Никола-Ленивца Николай Полисский, художник, старается мыслить как архитектор и градостроитель. Здесь есть свои маленькие подобия не то Эйфелевой, не то Останкинской телебашни («Медиабашня»), центра Жоржа Помпиду («Бобур»), маяка на берегу реки, на месте первых снеговиков и башни из сена. Художник превращает развалины и пустыри в масштабные произведения искусства. Его объекты не живут долго – эстетика разрушения так же важна для автора, как и энергия созидания. А некоторые произведения и вовсе созданы для того, чтобы сгореть в праздничном огне.

Новое искусство

Ленд-арт как направление в искусстве возник сравнительно недавно, но многие эксперты предсказывают ему большое будущее. Это не просто форма скульптуры или архитектуры, это искусство среды обитания, цель которого – изменить мировоззрение современного городского человека. Николай Полисский с успехом справляется с этой задачей, и армия неравнодушных каждый год съезжается в его деревню. Художник зачастую работает сериями или создаёт интерпретации старых работ (особенно часто повторяются в его творчестве снеговики, башни, ворота) и разбрасывает их по миру, благодаря чему всё больше людей узнаёт о нём и проникается духом его творчества. Полисский – не просто один из самых знаменитых художников России, но и один из известнейших мировых создателей ленд-арта.

Комментарии