Биография Микаэла Таривердиева и подробности личной жизни

Микаэл Леонович Таривердиев - автор музыки к 132 фильмам, более 100 песен и романсов, нескольких опер, балетов, симфоний, музыки для органа и скрипки. Он написал знаменитые композиции к фильмам «17 мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Микаэл Таривердиев: биография (кратко)

15 августа 1931 года в грузинском городе Тбилиси родился Микаэл Таривердиев. Мальчик стал единственным ребенком в семье, поэтому с детства был окружен вниманием. У него сложились очень близкие отношения с матерью (Сато Григорьевна). Микаэл даже позже писал, что все хорошее, что он знает и умеет, он узнал от матери. Биография отца Микаэла Леоновича Таривердиева начиналась в Баку. Здесь он окончил финансовую академию. После переезда в Грузию Леон Таривердиев познакомился с будущей женой. В Тбилиси он стал директором крупного банка.

Несмотря на творческую натуру, мальчик состоял в местной банде, которая, правда, занималась только тем, что выясняла отношения между собой. Получение начального образования для Микаэла проблем не создавало. Учился он хорошо.

Когда молодому человеку исполнилось 18, отца его арестовали. Они с матерью были вынуждены скитаться практически без денег. В это время Микаэл начал подрабатывать, давая частные уроки музыки.

Музыкальный талант

Музыкальная биография Микаэла Таривердиева началась в возрасте 6 лет: мальчика отдали в музыкальную школу. Обучение давалось ему легко, к 8 годам он написал несколько пьес, а в 10 - симфонию.

Окончив школу, молодой человек не стал останавливаться на достигнутом и поступил в музыкальное училище. В это время он познакомился с балетмейстером театра оперы и балета Геловани и быстро смог заслужить его уважение и признание. По просьбе нового товарища он написал два балета, которые еще долго ставили на сцене театра.

После окончания училища Микаэл Таривердиев, биография и творчество которого развивались стремительно, поступает в консерваторию, но не заканчивает ее и уезжает в Москву. Здесь он поступает в институт имени Гнесиных.

Первые серьезные работы

Когда молодому человеку исполняется 22 года, его отца отпускают на свободу. В это время молодой студент живет достаточно скромно в общежитии. Не отказывается он и от возможности дополнительно заработать. Поэтому, получив предложение написать курсовую работу для композитора, Микаэл с радостью согласился. Это была его первая удача – композиция для фильма «Человек за бортом». Вскоре последовали и другие серьезные работы.

В это же время он пишет первые вокальные циклы, а также выступает на сцене столичной консерватории.

Новое направление в творчестве

В 60-е годы творческая биография Микаэла Таривердиева получает новое направление. Он хочет донести до слушателя поэзию просто, тихим поставленным голосом. Исполнителей подходящих не нашлось, и Таривердиев начинает реализовывать свою идею, читая самостоятельно знаменитые произведения.

Вскоре он оставил свое «третье направление», но желание донести до слушателя суть осталось с ним навсегда.

В начале 60-х Микаэла Леоновича пригласили преподавать во ВГИКЕ. У него спрашивали советы и прислушивались к ним. Комфортнее всего композитору работалось с М. Каликом. С их совместной работой связан первый публичный успех композитора. А позже, из-за того, что композитор отказался поехать без своего коллеги на кинофестиваль во Францию, ему на много лет закрыли выезд за границу.

«Семнадцать мгновений весны»

Биография Микаэла Таривердиева стремительно развивалась. Фильм «Семнадцать мгновений весны» принес Таривердиеву неизменно растущую популярность и признание. Несмотря на успех картины, работа далась композитору нелегко. Тяжело было ему найти контакт с Татьяной Лиозновой, в конечном итоге их отношения были надолго испорчены. Это стало причиной того, что композитора не выдвинули на получение Государственной премии. А вот с Иосифом Кобзоном работать композитору было приятно. Он легко схватывал информацию и воспроизводил ее. Уроки, которые Кобзон получил в то время, он смог пронести через все свое творчество, а исполнение песен с годами нисколько не изменилось.

Картина получила огромный успех. Музыка из фильма стала хитом того времени, ее узнавал каждый. Мелодии исполнялись не только на телевидении, но и по радио. Во время фестиваля «Песня-73» обе композиции заняли первые места и премии.

Но вместе с успехом пришли и неприятности. В одно прекрасное утро Таривердиев получил телеграмму из посольства Франции, где говорилось, что мелодия из фильма украдена у Франсиса Лея. История росла, как снежный ком. Композитор сначала просто смеялся, потом пытался объяснить, что он написал композицию значительно раньше, и похож лишь первый интервал, но вскоре ему и пришлось отправиться на поиски самого Лея.

Композитор Микаэл Таривердиев, биография которого насчитывала множество препятствий на пути, смог добиться опровержения информации о краже. Лей официально подтвердил, что телеграмму он не писал, к тому же посольство Франции не имело понятия, как это могло произойти, ведь они ничего не пересылали.

После оглушительной премьеры фильма на композитора просто обрушилась популярность. Было в этом и много положительных моментов. Например, ему выдали пропуск, по которому он имел право парковаться где угодно. В один день Микаэл Леонович решил испытать его и остановился на Красной площади. И ему позволили это сделать.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Еще одним ярким пятном в творчестве композитора стала работа над мелодиями фильма «Ирония судьбы или с легким паром!». Стихи Цветаевой и Ахматовой так гармонично вошли в фильм, что песни стали напевать на каждом углу. За эту работу Таривердиеву вручили заслуженную награду.

Продолжение карьеры композитора

В 1986 году композитор получает звание народного артиста. Таривердиев Микаэл Леонович, биография которого развивалась очень стремительно, никогда не шел на поводу у зрителя. Он не любил писать шлягеры и сделал это лишь однажды – на спор. Это была работа над фильмом «Большая руда». Он старался не стоять на месте. Таривердиев писал не только музыку к фильмам. Это были и вокальные произведения, и опера, и балет, и инструментальные произведения. Работал он чаще всего ночью. Вдохновение всегда приходило неожиданно. Он просто садился и играл композицию от начала и до конца. Бывало, что музыка снилась композитору.

В 1988 году была создана премия за лучшую музыку имени композитора.

Микаэл Таривердиев: биография, личная жизнь

Таривердиев был человеком очень обаятельным, он притягивал к себе людей. В середине 60-х годов у композитора случился бурный роман с актрисой Людмилой Максаковой. Она была необычайно красива и свободна. Однако отношениям их не было суждено длиться долго. После автомобильной аварии, когда Максакова сбила пьяного человека, Таривердиев взял всю вину на себя. Судебный процесс убил отношения окончательно. Композитора приговорили к 2 годам лишения свободы, но он был отпущен по амнистии. Это событие оставило неприятный отпечаток в памяти Микаэла Леоновича.

Друзей у известного композитора было всегда много. Среди них были Эльдар Рязанов, Белла Ахмадуллина, Василий Аксенов, Андрей Вознесенский и другие.

Несмотря на это, лишнее внимание Таривердиев не любил, даже свой день рождения предпочитал отмечать без шумихи. Праздники семья отмечала в узком кругу. Так, по его словам, лучшим стал день рождения, когда он вместе с другом ушел на серфах в море, и там, на волнах, они выпили сувенирную бутылочку коньяка.

Виндсерфинг был увлечением композитора. Он одним из первых начал им заниматься и даже стал кандидатом в мастера спорта.

Еще одним хобби Таривердиева стала фотография. Он увлекся ею еще в студенческие годы. Фотографирование настолько захватило композитора, что стало продолжением его творчества.

Микаэл Леонович очень любил технику и всегда с удовольствием пользовался новинкой, оттачивая свое мастерство. Апогеем этой любви стала собственная музыкальная студия, где он смог играть ночи напролет.

Композитор очень любил уединение и свой дом. Свою квартиру он обставлял и ремонтировал очень тщательно, ведь уют для Таривердиева был очень важен. Композитор любил порядок во всем. Он никогда не разбрасывал вещи и соблюдал чистоту и порядок.

Любовь

Микаэл Леонович был трижды женат. С третьей своей супругой Таривердиев познакомился в 1983 году. Она работала музыкальным обозревателем в местной газете и имела скандальную репутацию. Отношения их складывались постепенно и вскоре оба поняли, что это любовь. В браке у них родился сын Карен.

Другие направления деятельности

Биография Микаэла Таривердиева насчитывала огромное количество музыкальных работ. Помимо этого, он возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России. Параллельно он работал в должности художественного руководителя Международной благотворительной программы «Новые имена».

В 1987 году на сцене Большого театра должна была состояться премьера балета Микаэла Леоновича, но ее отменили. В произошедшем композитор видел и свою вину. Он никогда не шел на поводу у других, а в этот раз пренебрег своими принципами.

Последние годы жизни

Биография Микаэла Таривердиева была очень красочной, но в последние годы жизни он стал часто болеть. Причиной стало слабое сердце композитора. В 1990 году он перенес операцию на сердце. Ему поставили новый клапан. Большую часть времени композитор предпочитал проводить в стенах родного дома. В 1996 году Таривердиева не стало. Похоронили знаменитого композитора на армянском кладбище в Москве.

В следующем, 1997 году вышла книга композитора под названием «Я просто живу».

Комментарии
Гений ,человек легенда после его музыки хочется жить , любить.Наверно такие люди рождаются раз 100лет.Микаэл Таривердиев человек эпохи .Как жалко, что такие люди уходят, но после их остается их музыка , которая напоминает об этом замечательном человеке.