Самолет президента США: обзор, описание, характеристики и интересные факты

Самолет президента США является ярким символом Соединенных Штатов в целом и офисом первого лица в частности. Всякий раз, когда глава государства едет за границу или по стране, ему предоставляется высокотехнологичный и роскошный аэробус. В памятный день 11 сентября воздушное судно Джорджа Буша-младшего показало, что это гораздо больше, чем реактивный самолет – "Боинг-747" стал мобильным бункером, когда все наземные позиции, казалось, были уязвимы для атак.

Так чем же отличается «Борт номер один» от других авиалайнеров, и что требуется, чтобы глава государства мог летать по всему миру? Если учесть, сколько всего перевозит самолет президента США, то не удивительно, что СМИ называют его «летающим Белым домом».

Что такое «Борт номер один»?

У большинства людей есть общее представление о том, что самолет президента США – летающий офис со всеми видами высокотехнологичного оборудования. Но есть два существенных факта, о которых широкой общественности мало известно.

Технически «Борт номер один» самолетом не является. Это радиопозывные любого воздушного судна ВВС США, перевозящего президента Соединенных Штатов. Как только глава государства оказывается на летающем транспортном средстве, оно упоминается экипажем и всеми диспетчерами как «Борт ВВС №1» (Air Force One) во избежание путаницы с любыми другими самолетами в этом районе. Если президент передвигается на воздушном судне армии, то оно называется «Борт армии №1», и каждый раз, когда он садится на свой специализированный вертолет, он становится «Бортом флота №1». Но гражданские лица так называют сам "Боинг-747".

Самолет президента США: характеристики

На сегодняшний день есть два авиалайнера, которые регулярно летают под этим обозначением – почти идентичные "Боинги 747-200B". Сами воздушные суда имеют обозначение VC-25A с хвостовыми номерами 28000 и 29000.

Эти два самолета имеют одинаковую общую конструкцию обычного "Боинга 747-200B" и аналогичные характеристики. У них почти та же высота шестиэтажного здания (19,8 м) и длина городского квартала (70,66 м). Каждый из них имеет четыре реактивных двигателя General Electric CF6-80C2B1, которые обеспечивают тягу 252 кН каждый. Максимальная скорость находится в диапазоне от 1014 до 1127 км/ч и максимальный потолок составляет 13747 м. Каждая плоскость несет 203129 л топлива. Самолет весит 377842 кг в полностью снаряженном для полетов на дальние расстояния состоянии. С полным баком воздушное судно может облететь полмира (12553 км).

Как и у нормальных "Боингов-747", у этих самолетов три уровня. Но внутри «Борт №1» совершенно не похож на коммерческие авиалайнеры.

Внутри Air Force One

Самолет президента США, салон которого имеет полезную площадь 371 кв. м., во многом больше похож на отель или офис, чем на реактивный лайнер, за исключением ремней безопасности на всех креслах. Самый нижний уровень в основном используется для транспортировки грузов. Большая часть пассажирских помещений находится на среднем уровне, а на верхнем в основном размещено оборудование связи.

У президента на борту имеются жилые помещения, в число которых входит его спальня, ванная комната, тренажерный зал и служебные помещения. Большая часть мебели на самолете сделана вручную мастерами-краснодеревщиками.

Персонал собирается в большом конференц-зале, который также служит столовой. Высшие чины имеют свои собственные офисы, а остальные служащие администрации президента тоже имеют места для работы и отдыха. Существует отдельная зона для сопровождающих репортеров, а также достаточно места для выполнения служебных обязанностей персонала. В целом самолет президента США может с комфортом перевозить 70 пассажиров и 26 членов экипажа.

Голливудская версия

«Борт номер один» был показан изнутри в одноименном голливудском фильме 1997-го года с Харрисоном Фордом в роли президента США. Хотя некоторые детали декораций отдаленно напоминали оригинал, режиссер картины дал волю художественному творчеству. У реального самолета нет спасательной капсулы, как это показано в фильме, или даже парашютов. Конечно, спасательная капсула – это не та вещь, о которой можно говорить.

Планировка

Самолет президента США окутан некоторым мифическим, загадочным ореолом, во многом потому, что доступ к нему большинству людей ограничен. Даже приглашенные политики и журналисты не допускаются в некоторые его части, и ВВС достаточно осторожны, чтобы скрывать конкретные детали макета летательного аппарата. Какие тайны хранит самолет президента США? В ряде официальных и неофициальных источников опубликовано общее описание того, что находится внутри «Борта №1», но еще никто, насколько известно, не сказал точно, как эти части соотносятся друг с другом. И если бы даже кто-то это сделал, то, вероятно, получил бы вежливый совет скрыть данную информацию по соображениям национальной безопасности.

Вот что мы знаем: как и обычный "Боинг-747", самолет президента США внутри разделен на три палубы. И, как можно удостовериться по телевизионным трансляциям, пассажиры попадают в него через три двери. Обычно глава государства, приветствуя встречающих, пользуется дверью на средней палубе, к которой подъезжает самоходный пассажирский трап. Журналисты входят через заднюю дверь, где они сразу же поднимаются по трапу на среднюю палубу. Большая часть зоны для прессы выглядит как секция первого класса в обычном реактивном лайнере, с удобными, просторными креслами.

По логике вещей, также должны быть:

  • зона для персонала;
  • бортовая кухня;
  • конференц-зал и столовая;
  • номер президента и его офис;
  • место для работы и отдыха экипажа.

И, конечно же, обязательно должны быть помещение узла связи, салон и кабина пилотов, как в обычном коммерческом авиалайнере.

Наряду с нетрадиционным использованием пассажирского пространства, «Борт №1» напичкан множеством технологий, что отличает его от обычного реактивного самолета.

Особенности

Поскольку «Борт №1» перевозит президента, то некоторые поездки могут быть довольно длительными, и самолет имеет ряд специальных функций, многие из которых отсутствуют на гражданских воздушных судах.

Экипаж готовит пищу на двух полностью оборудованных кухнях. Большое количество еды хранится в морозильных камерах на нижней палубе. Экипаж может накормить до 100 человек одновременно, а хранилище позволяет иметь запас на 2000 порций.

Множество технологий задействовано в медицинском отсеке. Здесь расположена обширная аптека, много оборудования для оказания неотложной помощи и даже раскладной операционный стол. В экипаж также входит врач, который путешествует с президентом, куда бы он ни направлялся. Взлетая, самолет максимально подготовлен ко всем возможным непредвиденным ситуациям.

В отличие от обычного "Боинга-747", "Борт №1" оборудован собственными выдвижными трапами для посадки и высадки спереди и сзади. Трапы открываются на нижней палубе, а члены экипажа и сотрудники поднимаются по внутренним лестницам, чтобы добраться до верхней палубы. Самолет также имеет свой собственный погрузчик багажа. С такими дополнениями «Борт №1» не зависит от служб аэропорта, которые могут представлять угрозу безопасности.

Электронная начинка

Наиболее примечательной особенностью воздушного судна является его электроника. К ней относятся 85 бортовых телефонов, коллекция раций, факсимильных аппаратов и компьютерных соединений. Также имеется 19 телевизоров и разнообразное офисное оборудование. Телефонная система соединена с наземными линиями обычной и правительственной связи. Президент и его сотрудники могут говорить с любым человеком в мире, передвигаясь на крейсерской скорости в нескольких километрах над землей.

Работа бортовой электроники обеспечивается около 380 км проводов (в два раза больше, чем в обычном "Боинге-747"). Экранирование достаточное, чтобы защитить технику от электромагнитного импульса, произведенного ядерным взрывом.

Другой особенностью является возможность дозаправки в полете. Как и B-2 или другим боевым самолетам, это позволяет судну оставаться в воздухе неопределенно долго, что может иметь решающее значение в чрезвычайной ситуации.

Одни из наиболее интересных элементов «Борта №1» – передовая авионика и средства защиты – засекречены. Но ВВС утверждают, что самолет, безусловно, военный, и разрабатывался, чтобы выдержать воздушную атаку. Помимо всего прочего, он оснащен системой радиоэлектронного подавления, которая способна глушить радары противника. Самолет также способен отстреливать инфракрасные ловушки для отвлечения ракет с тепловым наведением.

Подготовка к полету

Каждый полет «Борта №1» классифицируется как военная операция и производится соответствующим образом. Военнослужащие на авиабазе Эндрюс в штате Мэриленд перед вылетом тщательно осматривают самолет и взлетно-посадочную полосу.

Когда приходит время взлета, президентский вертолет доставляет первое лицо государства из Белого дома на авиабазу Эндрюс. Персонал базы следит за несанкционированными летательными аппаратами поблизости и имеет право сбивать их без предупреждения.

Перед каждым полетом «Борта №1» ВВС направляет к месту назначения грузовые самолеты C141 Starlifter, перевозящие кортеж президента. В него входит коллекция пуленепробиваемых лимузинов и фургонов, нагруженных оружием, для обеспечения безопасности главы государства на земле.

Президент всегда прибывает на базу с «футболом» – чемоданчиком, в котором хранятся коды для ядерного развертывания. Офицер ВВС охраняет его в течение всего полета, прежде чем передать офицеру армии на земле.

Привилегия работать с президентом

Подобно обычному реактивному лайнеру, самолет первого лица страны обслуживается летным экипажем, а стюарды готовят и подают пищу, а также убирают воздушное судно. Они тщательно подбираются из военнослужащих с безупречной репутацией. Члены экипажа, которые готовят еду, должны соблюдать высокий уровень безопасности. Например, покупая продукты питания, они работают под прикрытием и выбирают супермаркеты случайно, чтобы предотвратить попытки отравления. Обслуживается самолет президента США круче пятизвездочного отеля.

Члены экипажа пользуются очень редкой привилегией – они работают с главой государства, когда он находится в наиболее уязвимом состоянии. Каждый президент, начиная с Гарри Трумэна, поддерживал тесные связи со своим летным экипажем, и последний полет всегда был эмоциональным.

Самолет президента: история американского «Борта №1»

Вплоть до Второй мировой войны главы Соединенных Штатов редко путешествовали далеко от дома. Посещение других государств занимало слишком много времени и отрезало главу страны от основных институтов власти.

Развитие авиации позволило президенту перемещаться по всему земному шару и возвращаться в США в короткие сроки. В 1943 году Франклин Рузвельт стал первым действующим главой государства, который поднялся в воздух, отправившись на летающем корабле "Боинг-314" на конференцию в Касабланку.

Рузвельт решился на такой шаг, потому что немецкие подводные лодки сделали моря слишком опасными. Но успех миссии сделал полеты стандартным способом передвижения главы государства. Вскоре правительство решило выделить президенту специальный военный самолет. ВВС первоначально избрали C-87A Liberator Express, бомбардировщик B-24, сконфигурированный для гражданской эксплуатации, который окрестили «Угадай, куда».

После того как другой C-87A разбился при загадочных обстоятельствах, служба безопасности решила, что данный самолет не является достаточно надежным для президента. Вскоре для Рузвельта был подготовлен C-54 Skymaster, в котором были спальни, радиотелефон и выдвигающийся подъемник для инвалидной коляски. Самолет, прозванный «Священная корова», перевозил главу государства на ряд важных миссий, в том числе на историческую Ялтинскую конференцию.

Президенту Трумэну «Священная корова» досталась по наследству, но затем она была заменена модифицированным DC-6, названным «Независимость». В отличие от предыдущего самолета, новый «Борт №1» выделялся патриотической раскраской с изображением головы орла на носу. Эйзенхауэру были предоставлены два одинаковых пропеллерных самолета с модернизированным оборудованием, в том числе телефоном и телетайпом.

От Эйзенхауэра до Обамы

В 1958 году ВВС предоставили два "Боинга-707". Это было значительным шагом вперед по сравнению с предыдущими летательными аппаратами. Именно тогда начал использоваться позывной «Борт №1», и общественность приняла это название после того, как в должность вступил Кеннеди.

В начале своего срока Кеннеди добавил более совершенный, дальний "Боинг-707", а также курировал изменение эстетического дизайна – синий и белый декор, используемый по сей день.

Этот самолет и его близнец, принятый в воздушный флот в 1972 году, сыграли свою роль в ряде важнейших исторических событий последних 50 лет. "Боинг-707" перевозил Кеннеди в Даллас 22 ноября 1963 года и в тот же день увозил его тело обратно. В полете Линдон Джонсон был приведен к присяге в качестве следующего президента США. Такой же самолет вез Никсона из округа Колумбия в Калифорнию после его отставки. На полпути экипаж получил подтверждение, что Джеральд Форд был приведен к присяге в качестве следующего президента, и позывные самолета были изменены на SAM (специальная воздушная миссия) 27000.

"Боинг-707" служил Рейгану на протяжении двух сроков и Джорджу Бушу-старшему во время его первого срока. В 1990 году устаревший 707 был заменен на "Боинг-747" – самолет президента США Барака Обамы, используемый сегодня.

Очередная смена авиационного парка главы государства планировалась еще в 2010 г. после 20 лет полетов. Если сравнить самолеты президентов разных стран, США особой новизной воздушных суден не выделяются. Например, более современные "Боинги-747-400" имеются в распоряжении премьер-министра Японии, короля Бахрейна, султана Брунея, короля Омана, короля Саудовской Аравии и др. 28 января 2015 г. ВВС объявили о том, что следующими президентскими самолетами станут "Боинги-747-8".

Комментарии