Художественно-эстетическая потребность человека

По результатам археологических раскопок можно сделать вывод о том, что даже первобытным людям была свойственная эстетическая потребность. Исследователями найдены образцы наскальной живописи, которые были сделаны примерно 30 тысяч лет назад. Уже тогда человек мечтал о том, чтобы его окружали гармоничные, красивые предметы.

Подходы к источнику эстетической потребности

Что же собой представляет эстетическая потребность? Выделяют три основных подхода к осознанию данного термина.

Гедонизм

Теория эстетического наслаждения (гедонизма) предполагает восприятие природы в качестве основного источника получения удовольствия. Дж. Локк говорил о том, что такие термины, как «красота», «прекрасное», в понимании человека обозначают те объекты, которые «вызывают ощущения наслаждения и радости». Именно гедонистический подход способствовал появлению художественно-эстетической потребности, привел к возникновению экспериментальной эстетики.

Основоположником этого направления считается психофизик Г. Фехнер. Эстетическая потребность рассматривается в необходимости создания условий для получения эстетического удовольствия. Ферхнер проводил эксперименты с группой добровольцев, предлагая им звуки, цвета. Полученные результаты он систематизировал, в результате чего его удалось установить «законы» эстетического удовольствия:

  • порог;
  • усиление;
  • гармония;
  • ясность;
  • отсутствие противоречий;
  • эстетические ассоциации.

В случае совпадения параметров стимуляции с природными качествами человек мог испытывать истинное удовольствие от увиденных природных объектов. Теория нашла свое применение в массовой культуре и промышленном дизайне. К примеру, многие люди наслаждаются внешним видом дорогих автомобилей, но далеко не всем свойственна эстетическая потребность в рассмотрении произведений немецких экспрессионистов.

Теория эмпатии

Данный подход состоит в том, что происходит перенос переживаний на определенные произведения искусства, человек словно сравнивает себя с ними. Ф. Шиллер искусство рассматривает как возможность «чужие чувства превращать в свои переживания». Процесс эмпатии имеет интуитивный характер. Эта теория предполагает удовлетворение эстетических потребностей с помощью картин, «созданных по правилам».

Когнитивный подход

В этом случае эстетическая потребность личности рассматривается как вариант постижения мудрости. Данной точки зрения придерживался Аристотель. Сторонники этого подхода рассматривают искусство как образное мышление. Они считают, что эстетические потребности человека помогают ему познавать окружающий мир.

«Психология искусства»

Л. С. Выготский в своей работе анализировал данную проблему. Он считал, что эстетические потребности, способности человека являются особой формой социализации его чувственного мира. Согласно теории, изложенной в труде «Психология искусства», автор убежден в том, что с помощью произведений искусства можно преобразовать страсти, эмоции, индивидуальные чувства, превратить невежество в воспитанность. При этом у человека возникает состояние катарсиса, характеризующееся просветлением, устранением противоречий в чувствах, осознанием им новой жизненной ситуации. Благодаря разрядке внутреннего напряжения с помощью произведений искусства, возникает подлинная мотивация для последующей эстетической деятельности. В процессе формирования определенного художественного вкуса, по мнению Выготского, и появляется потребность к эстетическому воспитанию. Человек готов изучать теорию, чтобы снова испытать удовольствие от визуального изучения художественных объектов.

По мере эмпирического развития человеческой личности, изменения общества, менялось отношение к красоте, желанию творить. В результате прогресса в разных областях жизнедеятельности человека возникали различные достижения мировой культуры. В результате прогресса модернизировались художественно-эстетические потребности человека, корректировался духовный облик личности. Они влияют на творческую направленность, интеллигентность, творческую направленность деятельности и устремлений, отношение к другим людям. При отсутствии сформированной способности к эстетическому восприятию человечество не сможет реализовывать себя в прекрасном и многогранном мире. В таком случае нельзя будет вести речь о культуре. Формирование данного качества возможно на основе целенаправленного эстетического воспитания.

Значение культурного развития

Проанализируем основные эстетические потребности. Примеры важности полноценного эстетического воспитания подтверждаются историческими фактами. Потребности эстетического плана являются источником для развития мира. Человек является общественным существом, поэтому для самореализации ему необходимо ощущать свою востребованность, необходимость. Неудовлетворенность порождает агрессию, негативно отражается на психическом состоянии человека.

Что такое потребность

Любое живое существо существует путем потребления необходимых для жизни благ. Основу этого процесса составляет нужда либо потребности. Попробуем найти определение этому понятию. М. П. Ершов в своем произведении «Потребность человека» утверждает, что потребность является первопричиной жизни, и данное качество характерно для всех живых существ. Он считает потребность неким специфическим свойством живой материи, которое отличает его от неживого мира.

Философы древнего мира

Мыслители Древнего Рима и Древней Греции серьезно изучали проблему потребностей других людей, и даже сумели достичь определенных положительных результатов. Демокритом потребность определялась как главная движущая сила, которая изменила ум человека, помогла ему овладеть речью, языком, приобрести привычку к активному труду. Если бы у людей не было подобных потребностей, он остался бы диким, не смог бы создать развитое социальное общество, существовать в нем. Гераклит был убежден в том, что они возникают в зависимости от условий жизни. Но философ отмечал, что желания должны быть разумными, чтобы человек мог совершенствовать свои интеллектуальные способности. Платон подразделял все потребности на несколько групп:

  • первичные, которые образуют «низшую душу»;
  • вторичные, способные формировать разумную личность.

Современность

Значение данным качествам придавали французские материалы конца 17 века. Так, П. Гольбах говорил о том, что с помощью потребностей человек может контролировать свои страсти, волю, умственные способности, самостоятельно развиваться. Н. Г. Чернышевский связывал потребности с познавательной активностью любого человека. Он был уверен в том, что на протяжении всей своей жизни у человека меняются интересы и потребности, что и является основным фактором для постоянного развития, творческой активности. Несмотря на серьезные различия во взглядах, можно сказать, что во мнениях, высказываемых учеными, есть много сходного. Все они признавали взаимосвязь между потребностями и человеческой деятельностью. Недостаток вызывает желание изменить ситуацию в лучшую сторону, найти способ решения проблемы. Потребность можно считать компонентом внутреннего состояния человека, структурным элементом активной деятельности, которая направлена на получение желаемого результата. В своих трудах Карл Макс отводил данной проблеме достаточно внимания, осознавая важность объяснения природы данного понятия. Он отмечал, что именно потребности являются причиной любой деятельности, позволяют конкретному индивиду находить свое место в обществе. Такой натуралистический подход базируется на связи между естественной природой человека и конкретным историческим типом общественных отношений, выступающих в виде связующего звена между потребностями и природой человека. Только тогда можно вести речь о личности, считал К. Маркс, когда человек не ограничивается своими потребностями, но и взаимодействует с другими людьми.

Возможность самовыражения

В настоящее время используются разнообразные варианты классификации человеческих потребностей. Эпикур (древнегреческий философ) подразделял их на естественные и необходимые. В случае их неудовлетворения у людей возникают страдания. Необходимыми потребностями он называл общение с другими людьми. Чтобы человек мог самореализоваться, ему необходимо прикладывать серьезные усилия. Что касается блеска, богатства, роскоши, то получить их весьма проблематично, это удается лишь единицам. Особый интерес к данной теме был проявлен Достоевским. Он придумал свою классификацию, выделим материальные блага, без которых невозможна нормальная жизнь человека. Особое место было уделено потребности сознания, объединения людей, социальным потребностям. Достоевский был убежден в том, что от уровня духовного развития напрямую зависят его желания, стремления, поведение в обществе.

Культура личности

Эстетическое сознание является частью общественного сознания, его структурным элементом. Оно вместе с нравственностью составляет основу современного общества, помогает человечеству развиваться, позитивно отражается на духовности людей. В своей активности оно проявляется в виде духовной потребности, выражающей отношение к внешним факторам. Она не противопоставляется эстетическому развитию, а стимулирует человека к активной деятельности, помогает ему реализовывать на практике теоретические знания.

Заключение

Такое понятие, как потребности, на протяжении всего существования человеческого общества привлекало к себе внимание множества великих мыслителей и ярких личностей. В зависимости от уровня развития, интеллектуальных особенностей, каждый человек формирует для себя собственную систему потребностей, без которых он считает свое существование ограниченным, неполноценным. Интеллектуально развитые личности сначала уделяют внимание эстетическим потребностям, и только потом они задумываются о материальных благах. Таких людей единицы, они во все времена существования человеческого общества считались образцом для подражания, их примеру следовали другие люди. Именно потребность в общении, желание сделать что-то для других людей, развито у политических и общественных деятелей, помогает им в самореализации и саморазвитии.

Комментарии