Безопасность в школе: правила, техника, инструктаж
Безопасность – это состояние защищённости, которое чувствует то или иное лицо. Особую роль в современном обществе играет безопасность в школе, так как именно здесь сосредоточено наибольшее количество маленьких детей, повлиять на деятельность которых не составит ни малейшего труда.
Предпосылки и события
Техника безопасности в школе во многом обусловлена трагическими событиями, которые нередко происходят в учебных заведениях. Ярким примером тому является захват учащихся в городе Беслане. Более того, помимо террористических актов, существуют явления природного и техногенного характера: пожары, массовые заболевания, отравления учеников, ЧС криминального характера. Любое из вышеназванных событий порождает не только многочисленные разрушения, но и влечёт гибель людей, причинение увечий, потерю здоровья, а также тяжёлые психологические травмы. Именно поэтому техника безопасности в школе для учащихся – это важнейшей элемент деятельности в образовательном заведении.
Должностные инструкции
Прежде всего, безопасность в школе зависит от руководящего состава. Так, в должностных обязанностях одного из заместителей директора присутствует пункт о необходимости обеспечения защищённости каждого ученика.
Примерная инструкция руководства школы по обеспечению безопасности учеников выглядит следующим образом:
- Организация деятельности учебно-воспитательного плана.
- Обеспечение выполнения локальных нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность в школе. Инструкции, своевременная разработка планов, проведение профилактических мероприятий.
- Своевременное доведение оперативной информации о нововведениях, изменениях, утрате законной силы теми или иными нормами, обеспечивающими состояние защищённости.
- Внедрение положительного опыта, а также поиск инновационных решений в проблеме обеспечения безопасности на территории учебного заведения.
- Осуществление методической работы как с персоналом учреждения, так и с обучаемыми.
Представленный перечень должностных инструкций является примерным. Кроме того, каждое из полномочий должно в последующем реализоваться в виде практических, более конкретизированных мероприятий. Только путём слаженной работы и выполнения каждого пункта можно добиться высокого уровня защищённости детей.
Работа, направленная на защиту от терроризма
Безопасность учащихся в школе зависит не только от профилактических мероприятий, организованных руководством, но и теоретических знаний учеников, которые преподнесли им учителя. И первой темой, являющейся основой в мире защищённости, является раздел по противодействию терроризму и экстремизму.
Данная сфера деятельности включает в себя следующие мероприятия:
- Регулярное и своевременное проведение совещаний и планёрок относительно вышеназванных вопросов. На данных мероприятиях может проводиться инструктаж учителей по технике безопасности в школе, который в последующем доводится до учеников.
- Обеспечение надлежащего контроля за проведением профилактических мероприятий, которые изначально были заложены в плане на месяц и на год.
- Безопасность в школе также подразумевает организацию взаимодействия между правоохранительными органами и спасательными службами и родителями учеников.
Юридическим основанием для проведения всех вышеназванных мероприятий является приказ директора, который издаётся в соответствующей форме. Кроме того, в должностных инструкциях директора всегда должен присутствовать пункт, который обязывает его разработать план или поручить это дело одному из заместителей. Безопасность в школе базируется именно на этом документе, который предусматривает количество сборов, классных часов, профилактических тревог, викторин, собраний, планёрок и так далее.
Охрана образовательного учреждения
Особо уязвимым объектом является начальная школа. Безопасность здесь в обязательном порядке должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться в двух наиболее популярных формах:
- Сторожевая охрана в ночное время.
- В дневное время за оперативной обстановкой в школе наблюдает вахтёр, дежурный учитель либо иной представитель дежурной смены.
Руководство осуществляется администратором школы. Кроме того, отличным элементом безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории школы позволительно с разрешения начальника отдела образования.
Внутриобъектовый режим
Правила безопасности в школе должны реализовываться путём внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой. На вахте школы всегда должен присутствовать пакет документов:
- Список педагогического состава, а также обслуживающий персонал на территории учреждения.
- Список должностных лиц руководящего состава школы, которые обладают правом пропуска посторонних.
- Инструкции по охране объектов школы.
- Список лиц, официально допущенных осуществлять охрану учреждения.
Стоит отметить, что список на этом не заканчивается, так как по решению руководства школы и районных образовательных учреждений перечень документов может быть дополнен.
Пожарная безопасность
Техника безопасности в школе состоит не только из профилактических мероприятий и планов по противодействию незаконным действиям, но и включает в себя пожарное состояние школы, а также необходимые правила поведения.
Основным нормативным документом является ФЗ «О пожарной безопасности», который обозначает ориентир на развитие данной сферы деятельности. В правовом документе обозначены важнейшие вопросы осуществления пожарной безопасности, понятия, меры профилактики, алгоритм действия в случае возникновения чрезвычайных происшествий и так далее.
Анализ неоднократной практики возникновения пожаров показывает, что только одна пятая часть возгораний связана с неисправностью технических средств. 70% пожаров возникает по причине халатного отношения лиц, ответственных за профилактику пожаров среди учеников и педагогического состава.
Пожарная безопасность в школе состоит из ряда следующих мероприятий:
- Соблюдение законов и иных, в том числе локальных правовых актов. К данному пункту также относятся требования пожарных служб, связанных с обеспечением состояния защищённости в данной сфере деятельности.
- Обеспечение и своевременная замена первичными средствами, предназначенными для устранения очага возгорания.
- Правила безопасности в школе подразумевают неукоснительное соблюдение всех требований Госпожарнадзора, в том числе и по устранению найденных недостатков.
Безопасность в электрообласти
Наиболее опасными в плане обеспечения безопасности в школе являются электрические и электрощитовые щиты. Здесь необходимо обеспечить соблюдение следующих мер:
- Входная дверь в обязательном порядке должна быть всегда закрыта на замок. Необходимо оббить её со всех сторон жестью либо иным трудноснимающимся материалом.
- С внешней стороны двери вешается табличка с информацией о предназначении данного помещения, а также обозначается место хранения ключей. Нанесение предупреждающего знака с надписью «Осторожно! Напряжение!» обязательно.
- В защищённом помещении не должно быть посторонних предметов. На полу должны располагаться резиновые коврики.
- Любая электрощитовая площадка оборудуется углекислотными или порошковыми огнетушителями. Кроме того, обязательно должны присутствовать диэлектрические перчатки.
- В школе обязательно закрывание дверей на замки!
Безопасность труда в школе
Техника безопасности в школе для учащихся и учителей обеспечивается удовлетворительными условиями труда. В первую очередь, при осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.
Основные требования включают в себя следующее:
- Инструктаж. Безопасность в школе невозможно обеспечить без проведения подробных объяснений. Существуют нормативно закреплённые правила, благодаря которым преподаватель может как осуществлять повседневную деятельность, так и знать алгоритм действий в случае чрезвычайной ситуации.
- Наличие законодательного регулирования. Главнейшим правовым документом является Конституция РФ, далее следует ФЗ «Об основах охраны труда» и так далее.
Данный пункт включает не только должностные инструкции, но и различные программы, соглашения между организациями (профсоюзы) и руководящими органами, а также общие локальные акты.
Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Кроме того, второй инструктаж по технике безопасности в школе проводится непосредственно перед началом рабочей деятельности – доведение обязанностей на месте. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.
Санитарно-эпидемиологическое состояние как элемент безопасности
Нормы СанПина в обязательном порядке должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Подобная жёсткость требований и многочисленных санитарных проверок обусловлена заботой о физическом состоянии каждого ребёнка.
Государственные учреждения – школы, ВУЗы, детские сады - обязаны выполнять все санитарные нормы. В противном случае, даже если все элементы безопасности будут в порядке (пожарная, электробезопасность), несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.
Правоохранительные органы
Немаловажное значение играет взаимодействие школы и правоохранительных органов. Причём подобное слияние может представлять собой как тесно связанную деятельность, так и совместно проводимые мероприятия, например, неделя безопасности в школе, проводимая совместно с сотрудниками МВД.
Постоянное взаимодействие с властными органами может выражаться в регулярном посещении школ инспекторами ответственных учреждений, а также иными работниками государственных служб. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов могут осуществлять свои полномочия непосредственно на территории школы, а именно проводить проверки в отношении антикоррупционной деятельности. Другой сферой исследования может являться обнаружение наркотических веществ, которые в последнее время находят широкое распространение среди школьников.
Сотрудники МВД, ФСБ в рамках профилактических мероприятий могут принимать участие во внеклассных мероприятиях, проводить лекции, уроки и так далее. Подобная форма работы способна наиболее полным образом донести до школьников информацию:
- о наличии достаточно частых террористических актов;
- о профилактике нарушения общественного порядка на территории школы;
- об обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов;
- о выявлении лиц, способных совершить правонарушение на территории школы.
Кроме того, профилактические мероприятия совместно с представителями правоохранительных органов представляют собой следующее:
- Разработка и реализация плана по проведению классного часа относительно профилактики дорожно-транспортных происшествий и травматизма.
- Формирование культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Обеспечение взаимодействия между педагогическим коллективом и ГИБДД.
- Привлечение родителей к работе по предупреждению дорожного травматизма.
- Изучение правил дорожного движения.
- Создание упорядоченной учебно-материальной базы по обеспечению безопасности поведения на дорогах и улицах.
- Наличие методических документов по соблюдению дорожного движения.
- Анализ и формирование выводов, исходя из статистики дорожно-транспортных происшествий.
Гражданская оборона
Масштабы техногенной деятельности современного общества способны поставить под угрозу не только образовательные учреждения, но и целые районы, города и субъекты. Несмотря на усиленное сохранение экологического потенциала, безопасность в школах должна находиться на более высоком уровне. Действие должностных лиц важно обозначить в должностных инструкциях при гражданской обороне.
Около 80% аварий техногенного характера связано с деятельностью человека и низкой профессиональной подготовкой работников. Однако системное изучение вероятных чрезвычайных ситуаций способно помочь не только быстро мобилизоваться, но и предотвратить ситуацию.
Проведение гражданской обороны в условиях образовательного учреждения возлагается на руководителей школы. Самом частым выражением обеспечения безопасности при ГО является оформление «Уголка гражданской обороны». Он помогает разобраться в сигналах оповещения, а также определить порядок действий в условиях как мирного, так и военного времени. Здесь также могут располагаться опасные районы, где могут происходить чрезвычайные ситуации.
Любая сфера деятельности младших и средних образовательных учреждений регулируется нормативно-правовыми актами. Для того чтобы обеспечить план безопасности школы, необходимо целиком и полностью выполнять требование как федеральных правовых документов, так и локальных актов.