Рассказы — это почти просто
В небольшой статье будет рассмотрено определение слова «рассказ». И, возможно, кажется, что форма это малая, хоть и достаточно емкая, однако сама задача, похоже, далеко не такая тривиальная, как представляется на первый взгляд. Что ж, начнем.
Определение
Энциклопедия определяет рассказ, как короткую повествовательную форму, нацеленную на небольшой объем и однозначное объединение художественного события. Казалось бы, все просто. Несколько страниц текста, одно важное событие, желательно основное действующее лицо, возможно, парочка дополнительных, не столь важных, краткие, но емкие мазки литературной кисти. Вроде, все учтено. Однако, есть в этом слове что-то загадочное, глубинное, растущее корнями из далеких времен. Поэтому попробуем разобраться с истоками.
Происхождение формы
Генетически, рассказы — это сказки, басни, анекдоты. То, что послужило появлением окультуренного явления, выросло из народного желания украсить жизнь, сделать ее более понятной, интересной, разобраться в ней, в конце концов. Действительно, в сказке или былине простой человек пытался выразить свою природную тягу к литературе, которая зарождалась как раз с появлением этих древних жанров.
Новелла
Есть еще один важный для понимания рассказа термин, называемый новеллой. Слово, конечно, родом из европейской литературной традиции. Русские литературоведы намучились с отделением двух этих терминов друг от друга, да так и не сошлись во мнениях. Кто-то противопоставляет их, кто-то идентифицирует. Смысл данного обзора не в наукоемких измышлениях на эту тему.
Нас интересует лишь тот факт, что оба эти жанра так похожи, что позволяют добавить еще одну черту, присущую и тому, и другому. Временную зависимость содержания формы. Каждая эпоха добавляла в новеллу те или иные нюансы. Например, во времена романтизма появился налет мистицизма. С приходом реализма добавился и психологизм в новеллу, как и в русский рассказ. Это в литературе определение формы веяниями современности сопровождается постепенным изменением всего жанра.
Развитие рассказа
Поначалу он был неотделим от повести. Тот же Гоголь давал определение рассказа, как ее частную разновидность. Признанный мастер рассказа Чехов подчеркивал установку на предельную краткость формы. Причем, дело даже не в количестве страниц. Например, его «Ионыч» по объему вполне сойдет за добротную повесть. Однако даже здесь мы находим способность одной-двумя краткими деталями дать полнейшее представление о характере героя, его сущности и даже смысле существования персонажа.
Другой виртуоз формы — Нагибин — считал, что не столько сложен отбор деталей, сколько скорость их подачи, чтобы у читателя практически мгновенно складывался образ. С быстротой прочтения. Рассказы — это не просто малая форма повествования, это мастерство точечной подачи материала на гигантской скорости чтения, чтобы картинка почти сразу появлялась в голове.
Стилистическое единство
Малый объем формы дает еще одну важную особенность. Это стилистическое единство. Обычно повествование идет от конкретного лица. Это может быть сам автор или герой. Поэтому единство речи вполне органично вписывается в рассказ. Определение автором стилистической направленности своему произведению проявляется в придании герою тех или иных особенностей выражения себя. Например, в рассказах Лескова, Зощенко мы сталкиваемся с персонажами, говорящими так, как никто другой. Они невероятно узнаваемы.
Веяния времени
Как уже говорилось, для рассказа характерно веяние времени, литературной эпохи. Так, для Чехова характерен подтекст, неведомый еще в середине XIX века. В начале ХХ в. модернизм, захлестнувший искусство, зацепил и литературу. Здесь можно вспомнить рассказы Сологуба, Белого. Дальше — больше. Художественное открытие «потока сознания» породило таких интересных и очень часто совершенно причудливых писателей, вроде Кафки или Камю.
Не следует забывать и о других направлениях. Например, героический Шолохов. И конечно же, сатира. Булгаков, Зощенко и многие другие. Рассказы — это кладезь интересного и полезного, учитывая тот изначальный багаж, который был передан жанру в наследство басней, анекдотом и т. д.
Будущее
Появление огромного количества медиа-контента, как сейчас модно говорить, страшно сказать, понемногу вытесняет литературу в ее изначальном значении для общества. Сейчас ребенок наблюдает за миром, большей частью, через объектив камеры. Читать стало долго и неинтересно. Игра воображения, подстегиваемого печатной страницей, уходит на второй план. Поэтому рассказы — это возможность избежать параноидального взгляда в будущее, где нет места играм разума. Особенно радует в контексте развитие разновидностей формы. Фантастика, фэнтези, бытовой, психологический, сатира и другие. Есть надежда, что литература, как культурное явление, не сгинет в море медиа-контента.
Заключение
Завершается эта попытка представить короткую прозаическую форму под названием «рассказ». Дать определение оказалось довольно просто, а вот понять действительную глубину жанра, его влияние на литературу, на сознание человека, намного сложнее. Тем не менее, форма эта, располагая глубокими историческими корнями, продолжает существовать в многочисленных произведениях настоящих энтузиастов, коим земной поклон. Читателям же рекомендуется не забывать о том, что воображение намного важнее медиа-полуфабриката.