Картина «Париж» и другие работы Константина Коровина
Родившись в Москве (1861 г.) и впервые посетив столицу Франции в 1887 году, К. А. Коровин навсегда полюбил этот праздничный город и искусство импрессионистов. Иногда создается ощущение, что перед глазами Константина Алексеевича всегда стояла шумная и веселая картина – Париж. Он приезжал в него в 1892, 1893 году, затем неоднократно в первом десятилетии XX века, а с 1923-го жил в нем. Город занимал его воображение в любое время суток.
Пробуждение парижан
Художник смотрит на город сверху. Это картина «Париж. Утро» (1907). Без огней город освещается только оранжевым пятнышком солнца. Все затянуто серым туманом, сквозь который с трудом проглядывают стены, окна с карнизами, узкая улочка с редкими прохожими. Из труб поднимаются клубы дыма. Все дома утратили четкость. Картина «Париж. Утро» создает впечатление зябкости и неуютной трудовой жизни. Совсем иное настроение вызывают вечерние и ночные пейзажи Парижа.
Воспоминания современников о К. Коровине
Это был веселый и обаятельный собеседник, который своими рассказами мог увлечь и романтических тургеневских барышень и их тетушек и бабушек. Он был душой и любимцем любой компании. Этот балагур с веселым характером неслучайно нашел свой художественный почерк. Любая картина «Париж» (1907, 1933 гг.) расскажет о живописце больше, чем все воспоминания. Поздним вечером и ночью яркий свет заливает площади и бульвары, на которых гуляют или возвращаются из театров и ресторанов парижане. А как хорош «Мулен Руж» – источник радости и наслаждения бурной жизнью.
Вечерний город
Полна грусти и уныния картина «Париж после дождя». Невольно вспоминаются строки Поля Верлена: «Небо над городом плачет, плачет и сердце мое». Город темен, тускл, едва видны контуры стволов без листвы и силуэты домов. А рядом по контрасту можно поставить ночной «Парижский бульвар», который уходит вдаль, где открывается невыразимо синее небо.
Романтика Парижа
Полное эмоций и возвышенных восторженных чувств настроение создают картины К. Коровина вечернего и ночного Парижа: яркий свет и отблески его огней, суета или неспешное движение нарядных прохожих, мелькание автомобилей. Мы смотрим на картину и видим зрелище как на сцене, хотя постановочного эффекта художник перед собой не ставил. Реальной картине Париж придает зрелищность и фантастичность. Вид из окна или с балкона открывает театральный спектакль прямо на улице. В нем постоянно что-то происходит. Только художник останавливает пред нами мгновение прекрасного.
После очередного дождя
И вновь прошел дождь, но какую радость он принес! Париж многолик.
«Абсолютный слух» на приметы жизни позволил мастеру видеть то, чего не замечают другие. Этому научиться нельзя. Если это дано живописцу от природы, то тогда вместе с трудолюбием и способностями рождаются шедевры, каких немало у К. Коровина.