Оценка физического развития по центильным таблицам. Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития

Каждый ребенок индивидуален – это не секрет. Однако существуют показатели, которые у детей в определенных возрастных группах должны соответствовать среднестатистическим нормам. Такие параметры помогают врачу определить возможное наличие проблем со стороны физического и психического развития, а также предположить наличие какого-либо заболевания.

Оценка физического развития ребенка – очень важный момент для любого доктора и, конечно, для родителей. Что обозначают все эти шкалы, оценки и таблицы в жизни малыша и откуда они берутся?

Новорожденный

Когда ребенок только появляется на свет, он сразу получает свои первые оценки. По шкале Апгар в первую и пятую минуту жизни малыша неонатолог выставляет определенное количество баллов. От этих двух цифр зависит то, останется ли он с мамой или ему требуется дополнительная медицинская помощь, решается вопрос о первых прививках.

Малыш до года

После того как ребенку исполнится один месяц, мама обязательно должна носить малыша на плановые приемы к педиатру. Это происходит по графику, когда грудничку исполняется:

  • один месяц;
  • три месяца;
  • шесть месяцев;
  • девять месяцев;
  • двенадцать месяцев.

На этих приемах в обязательном порядке проводится оценка физического развития по центильным таблицам. Также записывают возраст, когда ребенок начал улыбаться, первый раз сел, встал, сделал первые шаги, сказал первое слово, сроки прорезывания зубов. Измеряют:

  • Вес.
  • Длину тела.
  • Объем/окружность головы.
  • Размер грудной клетки.
  • Температуру тела.
  • Размер родничка.

На основании этих данных и возможных жалоб матери, ребенка могут отправить на дополнительные анализы или прием специалиста. В остальных случаях выставляется оценка физического развития по центильным таблицам. Нормой развития по данным таблицам всегда считается попадание в средние коридоры, то есть в интервале 25–75 процентов. Но ребенок может также развиваться вполне нормально, если данные по всем показателям находятся в одинаковом диапазоне, ниже или выше среднестатистического (в этом случае говорят об особенностях телосложения).

Центильные таблицы для мальчиков до года

Для измерения роста малыша до года в поликлинике используют специальную доску с бортиками. К одному из них прижимают головку ребенка, к другому - ножки.

Возраст
мальчика, в месяцах

Рост мальчика

Центильный интервал, %

3-9

10-24

25-49

50-74

75-89

90-96

97-100

новорожденный

46, 5

48

49, 8

51, 3

52, 5

53, 5

55

1

49, 5

51, 5

52, 7

54, 5

55, 5

56, 5

57, 5

3

55, 5

56, 5

58, 1

60

61

62

64

6

61, 5

63

65

66

68

69

71, 5

9

67, 5

68, 2

70

71, 5

73, 2

75

79

12

71

72, 5

74

75, 5

77, 3

80

82

Центильные таблицы для мальчиков и девочек также содержат данные размера головы ребенка. Несоответствие стандартам по этому параметру является поводом направить малыша к невропатологу.

Возраст
мальчика, в месяцах

Окружность головы мальчика

Центильный интервал, %

3-9

10-24

25-49

50-74

75-89

90-96

97-100

новорожденный

33

34

34-35

35

35-37

37

37, 5

1

34, 5

35, 5

36, 5

37

38

39

40, 5

3

38

39

40

40, 5

41, 5

42, 5

43, 5

6

41, 5

42

43

44

45

45, 5

46, 5

9

43, 5

44

45

46

46, 5

47, 5

48

12

44, 5

45, 5

46

47

48

48, 5

49, 5

Факторы, влияющие на физическое развитие

Физическое здоровье ребенка – это главный показатель состояния его здоровья. Оно зависит от нескольких факторов:

  • климатических условий;
  • наследственности;
  • питания;
  • уровня материального благополучия семьи;
  • соблюдения режима дня;
  • отношения родителей к ребенку;
  • психологической атмосферы в семье.

Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития детей после года

Оценка физического развития детей после года происходит по следующим показателям:

  1. Соматические показатели (вес в кг, рост в см, окружность грудной клетки в см).
  2. Соматоскопические показатели (состояние покровов кожи, слизистых, развитие подкожно-жировых отложений, развитие опорно-двигательной системы, уровень полового развития).
  3. Физиометрические показатели (сила мышц, емкость легких, артериальное давление, частота пульса).
  4. Общее состояние здоровья (перенесенные заболевания, наличие хронических недугов).

Методы оценки физического развития строго унифицированы, поскольку, только проводя измерения в одинаковых условиях и одинаковыми инструментами, можно говорить о сопоставимости и достоверности результатов исследования.

Соматические показатели

Оценка физического развития ребенка часто происходит таким образом: соматические показатели развития конкретного ребенка сопоставляют с центильными таблицами согласно возрасту и полу. Как выглядят эти таблицы для мальчиков, можно рассмотреть ниже.

Возраст
мальчика

Рост мальчика

Центильный интервал, %

3-9

10-24

25-49

50-74

75-89

90-96

97-100

2 года

81

83

84, 5

87

89

100

94

3 года

88

90

92, 5

96

100

102

104, 5

5 лет

99

101, 5

104 ,5

108, 5

112

114, 5

117

7 лет

111

113, 5

117

121

125

128

130, 5

10 лет

126, 5

129, 5

133

138

142

147

149

Для девочек показатели роста немного отличаются. До двух лет они обычно немного меньше мальчиков, но после догоняют и даже опережают в росте.

Возраст
девочки

Рост девочки

Центильный интервал, %

3-9

10-24

25-49

50-74

75-89

90-96

97-100

2 года

80

82

83, 5

85

87, 5

90

92, 5

3 года

89

91

93

95, 5

98

100, 5

103

5 лет

100

102, 5

105

107, 5

111

113, 5

117

7 лет

111

113, 5

117

121

125

128

131, 5

10 лет

127

130, 5

134, 5

19

143

147

151

Исследование соматоскопических показателей

Методы оценки физического развития включают в себя ряд основных показателей измерения. Их можно изучить в следующей таблице.

Признак

Параметры

Норма

Примечание

Жироотложение

Толщина жировой складки на животе

1-2 см

Сбоку на уровне пупка и под лопаткой

Форма и особенности развития грудной клетки

Цилиндрическая, плоская, коническая, смешанная, рахитическая, бочкообразная

Цилиндрическая

Иногда у детей младшего возраста нормой может считаться грудная клетка смешанного типа

Костяк

Тонкий, коренастый, промежуточный

-

-

Позвоночник

Нормальный, кифотический, лордостический

Нормальный – имеет s-образную форму в сагиттальной плоскости

К деформации позвоночника относятся также сколиозы

Форма ног

Сводчатая, плоская, уплощенная

Сводчатая (нормальная)

-

Физиометрические показатели

Оценка физического развития школьников происходит в том числе с помощью измерения функциональных показателей организма:

1. Жизненная емкость (объем) легких – это показатель силы дыхательной мускулатуры и объема легких. Измерение проводится с помощью воздушного спирометра или водяного. Возрастные показатели у детей разного пола и возраста будут отличаться.

Возраст

Пол

Девочки

Мальчики

Объем, мл

Сила

Объем, мл

Сила

8 лет

1474

280

1670

301

10 лет

1903

360

2000

409

15 лет

3022

433

3670

729

2. Сила мышц рук – степень развития мускулатуры. Измерение проводится прибором, который называется ручным динамометром.
3. Становая сила – сила разгибающих тело мышц в тазобедренных суставах.
4. ЧЧС - частота сердечных сокращений.

Возраст, лет

Количество ударов в минуту

1

120-125

3

105-110

5

93-100

7

85-90

10

78-85

15

70-76

5. Артериальное давление начинают замерять после семи лет. В норме с этого возраста систолическое (верхнее) должно быть в пределах 100–120 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) – 60–80 мм рт. ст.

Оценка физического развития по этим показателям производится путем сопоставления индивидуальных показателей и средних значений, характерных для данной возрастной и половой группы детей.

Другие методы оценки развития

Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития используются и в других методах:

  1. Метод антропометрических стандартов/сигмальных отклонений. При использовании этого метода производят расчет пропорциональности развития. Этот метод сегодня используют редко, так как он не отображает полной картины развития, а исследует элементы обособленно.
  2. Шкалы регрессии. Таблицы для оценки этим методом составлены с учетом корреляционных связей, что является несомненных плюсом метода. Но он не может применяться для детей с непропорциональным развитием по отдельным признакам.
  3. Одномерная шкала Матвеевой Н. А. Этот метод используется при поступлении в первый класс, при переходе в 3, 8 и 6-й классы. Он учитывает одиннадцать признаков развития:
    - вес тела,
    - рост;
    - окружность (объем) грудной клетки;
    - количество коренных зубов;
    - емкость легких;
    - частоту (количество ударов в минуту) пульса;
    - размер жировой складки в районе пупка;
    - силу мышц левой руки;
    - силу мышц правой руки;
    - минимальное и максимально артериальное давление.
    Этот метод достаточно развернутый, но имеет такой же недостаток, как метод антропометрических стандартов. Поэтому оценка физического развития будет точнее, если использовать двумерные центильные таблицы, в которых учитывается зависимость длины тела от массы.
  4. Двумерная центильная таблица. Оценка происходит по восьмибалльной шкале, которая учитывает соотношение пола, возраста, длины и веса тела.
  5. Центильная таблица по И. М. Воронцову. В ней используется шкала, которая учитывает три основных показателя – длину тела, вес ребенка и размер грудной клетки. Тесты (скрининги) по этому методу используют при профилактических осмотрах с целью определения группы детей с выраженными отклонениями развития.
  6. Комплексный метод.

Комплексный метод оценки физического развития

Все рассмотренные ранее методы учитывают только морфологические данные оценки развития, но для растущего человека естественным и необходимым является учет биологического развития. Комплексный метод включает в себя:

  • Оценку биологического возраста (степени соответствия возрасту созревания систем и органов ребенка). Критерии: прибавки веса и длины тела за год, возраст по количеству зубов, половое созревание, развитие костного аппарата.
  • Тип конституции телосложения по соотношению формы ног, живота, грудной клетки, спины, развития мышц, костей, жировой ткани.
  • Оценку гармоничности особенностей развития по соотношению роста и веса тела.

Комплексная оценка физического развития, которую проводят в учреждениях лечебно-профилактической направленности, а также при проведении развернутых медицинских осмотров позволяет в зависимости от совокупности данных разделить детей на пять различных групп здоровья:

  • I группа. К ней относятся дети без хронических заболеваний, не болеющие или редко болеющие, развивающиеся в физическом и психическом плане без отклонений.
  • II группа. К этой группе относится категория детей без хронических болезней и болеющих не более четырех раз в год, имеющих риски развития хронических заболеваний, возможно наличие несущественных отклонений по уровню функционирования систем и органов.
  • III группа определяет детей с хроническими болезнями, патологиями (врожденными, не мешающими организму нормально функционировать), часто болеющих (более четырех раз в год).
  • IV группа. Дети с пороками развития (врожденными), хроническими заболеваниями, нарушающими нормальное самочувствие и общее состояние организма.
  • V группа. К этой группе относятся дети, болеющие серьезными хроническими заболеваниями, вызывающими очевидные расстройства и нарушения функционирования организма.

Подростки

Оценка физического развития подростков не отличается от методов оценки, применяющихся для всех детей. Во все таблицы и шкалы включены данные для детей до 17 лет.

Хотя, конечно, нельзя забывать, что развитие девочек после девяти лет и мальчиков после одиннадцати будет существенно отличаться от развития детей более младшего возраста.

В подростковом возрасте происходят существенные изменения в пропорциях тела и развитии органов и систем:

  • Девочки до 14 лет существенно опережают своих сверстников по параметрам веса, роста, размера грудной клетки.
  • За этот период происходит сильный скачок роста (девушки успеют вырасти примерно на 25 сантиметров и прибавить 25 килограмм; юноши – 35 сантиметров и 35 килограмм).
  • К 13-15 годам полностью завершится формирование вторичных половых признаков.
  • Продолжается активное формирование нервной, психической, сердечно-сосудистой, эндокринной систем.
  • Пульс и давление постепенно приближаются к показателям взрослого человека и в 18 лет остановятся на цифрах 120 на 65 у девушек и 115 на 60 у юношей.

Стоит отметить, что ускоряющиеся темпы физического развития (акселерации) значительно изменили за последнее время нормы соматических показателей.

Комментарии