Левое полушарие мозга

Одна из загадок человеческого тела заложена в строении и функционировании мозга. В 1836 году французский врач М. Дакс высказал первые догадки о неравноценности его полушарий. Затем начались систематические исследования мозга, и постепенно вырисовалась следующая картина.

Оба полушария мозга (левое и правое) соединены между собой нервными волокнами – мозолистым телом. С его помощью происходит обмен информацией между ними. Каждое полушарие мозга руководят работой противоположной стороны тела. Здоровый мозг работает как единое целое. Мы не задумываемся, какая его часть включается при каждом нашем действии и мыслях, какая преобладает над другой и играет роль ведущей. При травмах же возможны нарушения восприятия действительности.

Левое полушарие связано с логическим мышлением и речью: работает со словами, символами, знаками. Правое же отвечает за чувственно-пространственное восприятие. Однако главное различие полушарий заключается даже не в типе информации, которую они воспринимают, а в способе, которым они ее обрабатывают.

Левое полушарие помогает стоить сложные фразы, но при этом способно создавать лишь монотонную, лишенную информации речь. За эмоциональную окраску, ритм и темп речи отвечает правая часть мозга. Левое - направлено на оценивание приятных моментов жизни и отражение ее радостного содержания, именно оно контролирует чувство юмора. Более рациональная оценка событий (в том числе и восприятие негативных моментов) – это область влияния правой половины.

Левое полушарие реагирует на речь, однако оно не воспринимает другие звуки (пение птиц, шум дождя и т.д.). Оно с легкостью решает сложные задачи, к примеру, классификации понятий, разбирается в различиях между предметами и явлениями. Оно включается, когда необходимо схитрить, соврать, приукрасить события, поскольку воспринимает истину как относительное понятие, в отличие от правого, которое стремится к точному отражению действительности. Для последнего время идет синхронно реальным событиям (воспринимает только настоящее, не оценивая, сколько длятся события), в то время как для левого полушария важна хронологическая последовательность происходящего.

Левое полушарие ставит цели, предоставляя правому поиск вариантов и решений их достижения. Оно отвечает за счет, чтение, интеллект, правописание, линейное мышление.

Развитие левого полушария мозга особо интенсивно начинают стимулировать с периода поступления ребенка в школу. Нашей культуре в целом свойственна левополушарная направленность, поэтому эта часть мозга более активна, чем правая. Благодаря письменности, которая берет за основу алфавит, а не иероглифические символы, движение наших глаз направляется с детства слева направо, воспитание имеет рационалистическую направленность и т.д. Тем не менее, если требуется дальнейшее развитие левого полушария, то очень эффективны в этом плане занятия математикой (или другими естественно-научными дисциплинами), разгадывание кроссвордов, ребусов.

Левая половина мозга мыслит методично и линейно, поэтому для ее тренировки наилучшим образом подходят логические задачи, требующие рационального и продуманного решения. Левое полушарие так устроено, что оно способно четко различать детали, вычленять части из целого, анализировать отдельные моменты, сопоставляя информацию, связывая ее с теми знаниями, которые мы усвоили раньше.

Очень важно, что эта часть мозга мыслит с помощью языка. Получается, что при решении задач мозг как бы ведет внутренний диалог с нашим «Я», увязывая наш внутренний субъективный мир с внешним. А это особенно важно не только для развития рациональной и логичной составляющей личности, но и для обретения ею гармонии с собой и своим окружением.

Комментарии