Картина "Святая Цецилия", Рафаэль Санти: описание

Простая христианка Цецилия, жившая в Риме примерно в 200 – 230 годах, пострадала за веру, умерла мученической смертью и была причислена к лику святых.

Ее атрибутами считаются роза и музыкальные (клавишные или струнные) инструменты.

Жизнеописание

Святая Цецилия родилась в знатной римской семье. С юных лет она приобщилась к святым таинствам христианства. Она пламенно желала служить бедным и дала обет сохранить чистоту и целомудрие до самой смерти. Под пышными нарядами она носила грубую власяницу.

Родители нашли ей жениха по имени Валериан. Он был язычником, как и его брат Тивуртий. На свадьбе Цецилия слышала небесную музыку и сказала Валериану, что за ней наблюдает ангел, чтобы наказать того, кто решится нарушить ее девственность. Валериан пожелал увидеть ангела. Для этого ему надо было принять крещение.

После крещения Валериан увидел ангела, венчающего Цецилию венком из роз и лилий. Они стали жить вместе как сестра и брат и помогать неимущим. Позже пришел к христианству и брат Валериана Тивуртий. Молодежь активно помогала беднякам, и это не понравилось префекту Рима, Турцию Алхимаю. Он потребовал, чтобы они принесли жертвы языческим богам, а когда получил отказ, то отправил Валериана и Тивуртия на мученическую смерть под плетьми за городом. Их вера была столь сильна, что о смерти они не думали, а приобщили к христианству начальника своей стражи Максима. После их казни Максим рассказывал, как он видел их восхождение на небо, за что и был казнен. За это время святая Цецилия раздала все имущество и обратила в христианство четыреста римлян.

Мученическая смерть

Молодую женщину тоже отправили к префекту, и ей предстояло умереть от удушья в бане. Три дня и три ночи она оставалась в ней, но когда баню открыли, то святая Цецилия была жива. Тогда ее отправили на плаху, но палач нанес ей три раны и не смог отсечь голову. После этих истязаний он сбежал. К еще живой, истекающей кровью святой три дня шли люди, чтобы напитать губки и ткани ее кровью (статья Saint Cecilia) и уверовать в Христа.

Мощи святой

Тело и голову святой захоронили в катакомбах. Христиане молились перед ними. В IX веке нетленные мощи святой Цецилии перенесли в храм в Трастевере, а ее голову – в монастырь Санти-Куаттро-Коронати. Но когда в 1599 году вскрыли саркофаг с телом, то оно чудесным образом обрело голову. Это потрясло многих, в том числе и скульптора Стефано Мадерно.

Он изваял скульптуру лежащей на боку святой. Она находится в базилике в Риме, а ее копия – в катакомбах.

Покровительница музыки и музыкантов

Цецилия Римская с XV века считается покровительницей музыки: она, идя к венцу, молилась и пела духовные гимны. Первое упоминание о музыкальном празднике, который был произведен в ее честь, – это 1570 год, Эвр, Нормандия. Папа Сикст V издал специальную буллу, по которой святая Сесилия считается покровительницей музыки. Она символизирует центральную часть литургии. Джованни Палестрина организовал посвященное ей в Риме общество духовной музыки, позже преобразованное в Академию, которая существует по сегодняшний день и называется Национальная академия «Санта Чечилия». Генри Перселл и Георг Гендель первые сложили «Оды на день св. Цецилии». Он выпадает на 22 ноября. Эту традицию продолжат музыканты всех веков (Шарпантье, Гуно, Бриттен, Малер), в том числе и нашего времени. Так, в 1966 году Макл Херден написал композицию «Гимн святой Цецилии».

Классическое произведение Рафаэля

В 1513 году Рафаэль Санти получил от кардинала Лоренцо Пуччи заказ в честь святой Цецилии для часовни августинцев в Болонье. Покровителем часовни и фактическим заказчиком была Елена Дульоли даль Олио. Она была известна экстатическими припадками, которые у нее вызывала музыка. Поэтому она и попросила для себя образ Св. Цецилии, которая игрой на органе приводила себя в экстаз (по материалам статьи «Рафаль Санти», перевод с английского). Рафаэль изобразил именно этот момент. Орган опущен, святая видит поющих небесных ангелов (деталь).

Ее лицо исполнено тихой страсти и восторга. Темные выразительные глаза у нее одной смотрят вверх, каштановые волосы открывают чистое лицо. От нее исходит теплый и лучистый свет жизни, ибо она слушает музыку неба.

Иконография

Это не картина, а икона, и в ней каждая деталь несет специфическую нагрузку. Пять фигур на ней не случайны. Пять в христианстве означает четырех апостолов и Христа. В центре стоит центральное лицо – святая Цецилия. Рафаэль с двух сторон симметрично расположил ее спутников. Мы их определяем по атрибутам.

Апостол Павел, создатель христианской доктрины, стоит, опираясь на меч и держа в руках бумаги. Он смотрит вниз, на разбросанные сломанные музыкальные инструменты, и погружен в глубокое раздумье. Евангелист Иоанн, склонив голову к правому плечу, смотрит на святого Августина. Внизу из-под его мантии выглядывает темный орел. Далее справа, держа посох, на Иоанна Богослова смотрит блаженный Августин. Мария Магдалина, прошедшая через искупление грехов и теперь чистая, с блестящим темным сосудом из алебастра, в руках смотрит прямо на зрителя, который глядит на нее. Таким образом, часть взглядов пересекается. Святой Павел, кроме переломанных инструментов, видит в них отказ от земных удовольствий и, кроме того, простой ремень, который лежит среди них и является для эпохи Возрождения традиционным символом целомудрия. Иоанн Богослов был покровителем девственности, а Павел хвалил за безбрачие. Сам ремень – напоминание о воздержании от плотских утех.

Ангелы на разверзнутом небе

Их видит только святая Цецилия. Рафаэль изобразил шесть поющих ангелов, чей вокал а капелла превосходит самые гармоничные звуки, которые могут издать люди. Три (сакральное число) ангела поют по своей книге. К ним присоединяет свой голос и руку четвертый. Два других – по своей. Мы получаем ряд чисел: 1, 3, 2, и в сумме 6. 1+3 дают кварту, 3+2 – квинту. Гармония же выводится, если еще присутствует октава. А она имеется, только глубоко спрятана в музыкальной теории Пифагора, в которую мы углубляться не будем.

Гармоничный мир

Вся картина Рафаэля «Святая Цецилия» представляет собой искусно сплетенные волнообразные линии, которые гармонично и ненавязчиво переплетаются между собой. Потоки линий – это складки одежды, контуры фигур монументальных тел, характерных для работ этого периода живописца. Они все удерживают взгляд зрителя на изображении. Рафаэль Санти выбрал общий золотисто-коричневый колорит, на котором выделяется только черноволосый в зеленом одеянии и красном плаще Павел. Его мощная фигура и яркость одежд подчеркивают, какую огромную работу для христианства он произвел, создав целостное учение. Основная идея картины – прославление чистоты и идеальной красоты, которую выражает Цецилия.

Комментарии