Экономическая функция. Предмет и функции экономической системы
Экономическая система — понятие, которое может трактоваться исследователями при рассмотрении в самых разных контекстах. Какие научные подходы могут задействоваться в рамках анализа ее основных функций? В чем заключается роль государства как носителя институтов, которые необходимы для функционирования экономической системы?
Какие функции выполняет экономическая система?
Изучим для начала нюансы терминологии касательно рассматриваемой темы. Понятие «экономическая функция» может рассматриваться, как мы отметили выше, в разных контекстах. В частности — как соответствующее характеристике экономики государства в целом. Что это может означать?
Прежде всего то, что речь будет идти о функциях экономической системы, появление которых в ней естественно по той причине, что она является самостоятельным социальным институтом. Какие же именно функции экономической системы выделяют современные эксперты? В числе таковых:
- воспроизводственная;
- регулирующая;
- технологическая;
- инвестиционная;
- протекционистская.
Рассмотрим их специфику подробнее.
Воспроизводственная функция экономической системы
Первая экономическая функция на уровне системы управления хозяйством государства — воспроизводственная. Ее сущность — в обеспечении регулярного обновления различных экономических ресурсов, наличие которых необходимо для социально-экономического развития государства, а также работы тех механизмов, за счет которых осуществляется выпуск, распределение, обмен, а также потребление различных товаров и услуг гражданами.
Воспроизводственная экономическая функция государства влияет на то, какими видами деятельности занимаются те или иные категории граждан, какие отрасли хозяйства будут наиболее развиты в стране и какие, соответственно, виды профессий будут наиболее популярны. Формирование рассматриваемой функции зависит от уровня социально-экономического развития государства, специфики его взаимодействия с другими странами на уровне внешнеэкономических и политических коммуникаций, от системы ценностей и особенностей культуры граждан.
Регулирующая функция экономической системы
Основные экономические функции также включают регулирующую. Ее сущность в выработке норм, определяющих то, каким образом в обществе должны производиться, распределяться, обмениваться, а также потребляться те или иные товары и услуги. Соответствующие нормы формируются также с учетом социально-экономического развития общества, его традиций, культуры, внешнеэкономических и политических факторов. Однако, данный процесс учитывает объективные закономерности, характеризующие работу национального хозяйства. Вполне возможна ситуация, при которой нормы, что устанавливает рассматриваемая экономическая функция, могут вступать в противоречии с устоявшимися традициями и приоритетами общества.
Государство может, если тому поспособствует сложная ситуация на уровне экономики в целом или во внешней политике, инициировать введение положений законодательства, предписывающих экономическим субъектам поступать определенным образом, даже если это противоречит их традиционным установкам — поскольку непринятие соответствующих норм может привести к серьезным социальным проблемам. Задача государства — внедрить данные нормы так, чтобы соблюсти баланс интересов различных социальных групп и организаций.
Технологическая функция экономической системы
Основные экономические функции включают технологическую — ту, что предполагает создание, прежде всего, инфраструктурных условий для осуществления хозяйственной деятельности граждан и организаций. В данном случае справедливо говорить о распределении данной функции по зонам ответственности государства и различных частных субъектов. Если рассматривать те задачи в части реализации технологической функции, что решает государство, то к таковым правомерно отнести:
- содействие выстраиванию транспортной инфраструктуры — прежде всего, в виде дорог, трубопроводов, которые обычно не под силу построить частным компаниям;
- предоставление ресурсов для осуществления коммуникаций — в частности, спутниковых, которые базируются на технологиях, формируемых, как правило, в рамках государственных космических программ;
- содействие трансферу технологий из-за рубежа, а также осуществлению импорта необходимых ресурсов.
Таким образом, рассматриваемая функция — в числе тех, к которым ведущая роль принадлежит государству. Вместе с тем, в данном случае можно наблюдать и экономические функции общества — в лице коммерческих предприятий, иных специализированных организаций, частных лиц. В числе таковых:
- разработка новых технологий, методов управления, принятия решений, экономических моделей;
- формирование каналов обратной связи между заинтересованными частными лицами и государственными органами;
- агентская функция, связанная с реализацией различных государственных инициатив в рамках рассматриваемого направления деятельности политических структур в стране.
Инвестиционная функция
Еще одна важнейшая функция экономической системы — инвестиционная. В чем ее сущность?
В данном случае наблюдается, прежде всего, экономическая функция финансов, эмитируемых государством, привлекаемых из-за рубежа или же формируемых за счет внутренних ресурсов. Национальное хозяйство для своего воспроизводства и развития требует капитала. Государство — вероятно, ключевой игрок, который влияет на формирование ресурсов получения капитала теми или иными хозяйствующими субъектами. Основные инструменты властей страны в части реализации рассматриваемой функции:
- осуществление различных бюджетных ассигнований;
- создание правовой базы для кредитных отношений;
- непосредственно кредитование.
Первый инструмент может применяться на самых разных уровнях.
Так, функции экономического развития и, соответственно, полномочия в части распределения капитала могут получать учреждения, непосредственно подотчетные властям страны. В этом случае капитал передается им преимущественно на безвозмездной основе но при условии строго программного инвестирования в те или иные затраты. За счет бюджета могут функционировать различные фонды, научно-исследовательские организации, решающие те или иные задачи в рамках стратегии экономического развития, определенной государством.
Создание правовой базы для кредитных правоотношений является одним из направлений законотворчества властей страны. Принимаются и вводятся в оборот различные нормативные акты, в соответствии с которыми некий носитель капитала — например, то же государство или частный инвестор, могут предоставлять заинтересованным хозяйствующим субъектам денежные займы. Например — кредиты для бизнеса.
Центральный банк государства — как главный финансовый регулятор, устанавливает ключевую ставку для экономики. В соответствии с ней кредитуются частные финансовые организации, которые, в свою очередь, выдают займы частным лицам. Управляя ключевой ставкой, государство влияет на интенсивность кредитных правоотношений и содействует выполнению рассматриваемой функции экономической системы.
Протекционистская функция экономической системы
Следующая функция экономической системы — протекционистская. Ее сущность — в обеспечении компетентными государственными, а в ряде случаев — и частными структурами, защиты интересов хозяйствующих субъектов в рамках осуществления ими внешнеэкономической деятельности. Фирмы и предприниматели, работая на зарубежных рынках, могут сталкиваться с демпингом, различными тарифными ограничениями. Государство, выполняя свои социально-экономические функции, должно быть заинтересовано в том, чтобы предприятия, которые его представляют на внешних рынках, могли вести бизнес в условиях равноправного партнерства. В случае необходимости власти могут осуществить те или иные протекционистские меры, направленные на обеспечение защиты национальных компаний.
Заинтересованность государства в решении подобных задач может быть обусловлена разными факторами. Не считая разумного приоритета, связанного с защитой интересов хозяйствующего субъекта, в принципе, являющегося частью страны, здесь играют роль такие обстоятельства как:
- необходимость поддержания стабильности в фирме, для которой внешний рынок — основной, и которая является крупным работодателем в России;
- необходимость поддержания конкурентоспособности экономики на мировом рынке, если присутствие национальных предприятий в том или ином сегменте бизнеса является значимым.
В ряде случаев государство содействует реализации протекционистских мер в целях защиты хозяйствующих субъектов дружественных стран, являющихся партнерами по тем или иным экономическим и политическим объединениям.
Экономические функции как ресурс для развития национального хозяйства
Существует еще одна трактовка понятия «экономическая функция», которая предполагает его рассмотрение в контексте реализации государством политики развития экономики в целом - как ресурса для развития страны. Данное направление деятельности может носить разносторонний характер. В данном случае прослеживается экономическая сущность функции, о которой идет речь, ее реализация на уровне действующих государственных институтов.
Соответствующее понимание рассматриваемого термина находит отражение во взглядах исследователей, представляющих разные экономические школы. Полезно будет изучить то, каким образом может осуществляться оценка соответствующей функции в среде исследователей, подробнее.
Реализация экономической функции государством: нюансы
В среде исследователей получили распространение 2 довольно несхожие точки зрения касательно реализации государством своей экономической функции. Так, по одной из версий, власти страны должны оказывать минимальное воздействие на экономические процессы: предполагается, что их участие будет сводиться к изданию основополагающих источников права, в которых будут установлены базовые макроэкономические показатели. Такие как, например, ключевая ставка, по которой должны выдаваться кредиты. Данная позиция близка экспертам, представляющим либеральную школу, которые аргументируют подобную точку зрения тем, что в условиях рыночной экономики между хозяйствующими субъектами отношения должны выстраиваться как можно более свободно. Значительное вмешательство государства может, таким образом, привести к неравенству между ними, монополизации рынков.
Другая точка зрения заключается в том, что ключевые экономические функции экономики — пусть и рыночной, прежде всего, должны возлагаться на государство. Подобных взглядов придерживаются представители школы кейнсианства. Главный аргумент здесь — недостаточная эффективность в распределении капитала между различными отраслями экономики в условиях свободного рынка. Кроме того, в случае, если правоотношения между хозяйствующими субъектами выстраиваются без должного надзора со стороны государства, то это также может привести к монополизации рынка — при участии картелей, в рамках сделок по слияниям и поглощениям, в результате которых определенные хозяйствующие субъекты могут получать преимущественное положение на рынке.
На практике рассмотренные нами точки зрения могут дополняться иными взглядами экономистов — например, формирующимися на основе результатов хозяйственного управления национальными правительствами в тот или иной период времени. Предмет и функции экономической науки в разных странах мира могут, таким образом существенно отличаться исходя из разного опыта внедрения государством тех или иных механизмов управления национальным хозяйством.
При этом отличаться могут не только концепции, но и институты, в рамках которых реализуются наработки исследователей. В одном государстве в части управления национальным хозяйством ключевые функции выполняет экономический блок правительства, в других - ведущая роль принадлежит парламентским структурам. Таким образом, перенос опыта внедрения тех или иных механизмов управления национальным хозяйством из одной страны в другую следует осуществлять с учетом особенностей политических институтов государств.
Рассмотрим то, какие преимущества и недостатки может иметь каждый из отмеченных подходов к управлению экономическими процессами.
Либеральная модель участия государства в управлении экономикой: нюансы
Итак, данная модель предполагает минимальное вмешательство властей страны в экономические процессы. Главные преимущества данного подхода:
- свобода предпринимательства, выстраивания рыночных отношений;
- относительная легкость доступа к капиталу;
- инвестиционная привлекательность экономики.
Минусы либеральной модели участия государства в управлении экономикой:
- чувствительность национального хозяйства к кризисам;
- потенциал для монополизации рынков за счет слияний и поглощений;
- снижение уровня защиты интересов компаний государством в рамках внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, рассматриваемый подход, по которому функции экономической деятельности государства сведены к минимуму, работает, главным образом, в идеальных условиях развития экономики — когда нет особых поводов говорить о кризисе, насыщенность рынков недостаточно велика для частых слияний и поглощений, а условия внешней торговли — комфортны настолько, что у бизнесов нет потребности обращаться за помощью к государству, рассчитывая на его протекционизм. Который, вместе с тем, все же может реализоваться в силу необходимости поддержания конкурентоспособности национальной экономики.
Кейнсианская модель управления экономикой
Противоположный либеральному подход к управлению экономикой — основанный на принципах кейнсианства, предполагает, свою очередь, значительное вмешательство государства в процессы на уровне взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках национального рынка. Основные преимущества данного подхода:
- гарантия реализации своевременных протекционистских мер в отношении бизнесов, ведущих внешнюю торговлю;
- контроль над монополизацией рынка в части слияний и поглощений;
- защита предприятий в кризис.
Однако, рассматриваемая модель управления экономикой имеет и минусы:
- недостаточно высокая во многих случаях инвестиционная привлекательность экономики — по причине наличия возможных бюрократических барьеров по вложениям в бизнес, сделкам, выводу прибыли;
- медленное развитие многих отраслей, которые могли бы без вмешательства государства развиваться быстрее — например, за счет оперативного внедрения новых технологий;
- возможные затруднения доступа к капиталу заинтересованными хозяйствующими субъектами — например, в силу ограничений эмиссии Центральным банком.
Кроме того, как мы отметили выше, возможно возникновение административных монополий — вследствие приобретения отдельными хозяйствующими субъектами преимущественного положения на рынке при участии заинтересованных государственных структур. Очевидно, что функции экономического управления должны исполняться государством с учетом текущей ситуации на рынке. Либерализация или, наоборот, излишнее вмешательство, могут потребоваться исходя из объективных условий, сложившихся в среде коммуникаций между хозяйствующими субъектами. Таким образом, справедливо говорить не столько приверженности властей конкретной модели, сколько об умении правительства страны применять практические методы, предусмотренные каждой из них, в зависимости от конкретных факторов, влияющих на развитие экономики.