Как составляется опись имущества
Законодательством предусмотрены определенные процедуры при аресте имущества. Опись материальных ценностей является обязательным документом при его наложении. Рассмотрим далее основные правила, в соответствии с которыми оформляется данная бумага.
Общие сведения
Арест имущества предполагает изъятие, ограничение использования или запрет на распоряжение материальными ценностями, принадлежащими субъекту. Его продолжительность определяется уполномоченными служащими ФССП. На практике достаточно часто опись имущества судебными приставами осуществляется на большую сумму, чем та, которая подлежит взысканию. Данная процедура выполняется в присутствии понятых.
Опись имущества должника
При непосредственном применении мер воздействия оформляется акт. В опись имущества должны быть включены следующие сведения:
- Ф.И.О. всех лиц, присутствовавших во время процедуры.
- Название каждого предмета либо имущественного права. В документе указываются их признаки, реквизиты бумаг, подтверждающие принадлежность вещей субъекту.
- Предварительная оценка каждого предмета, внесенного в опись имущества, а также общая стоимость всех материальных ценностей.
- Срок, объем и вид ограничений.
- Отметка об изъятии предметов.
- Сведения о лице, которому передаются материальные ценности на ответственное хранение или под охрану.
- Отметка о разъяснении субъекту, принявшему вещи, о его обязанностях и правах, предупреждении об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие, незаконную передачу предметов с подписью гражданина.
- Замечания и заявления лиц, участвовавших в процедуре.
Нюансы
Опись имущества должна быть подписана служащим ФССП, понятыми, субъектом, который принял материальные ценности на хранение, а также остальными гражданами, присутствовавшими при процедуре. В случае отказа кого-либо поставить свою подпись в акте проставляется соответствующая отметка. Опись имущества, копии постановления направляются сторонам исполнительного производства, а также иным заинтересованным лицам не позже дня, следующего за датой оформления документации. Если материальные ценности были изъяты, то передача бумаг осуществляется незамедлительно. Постановление о снятии/наложении ареста на недвижимость направляется в регистрирующую инстанцию в трехдневный срок с даты вынесения в электронной форме.
Специфика процедуры
Опись составляется только на то имущество, которое принадлежит должнику. Обязанность доказывания, что те или иные материальные ценности не являются его собственностью, возлагается на самого гражданина и его родственников. Исключение имущества из описи осуществляется в соответствии с нормами процессуального законодательства. Соответствующее заявление должно быть направлено в уполномоченную инстанцию до начала продажи материальных ценностей. Сначала аресту подлежат денежные средства, находящиеся на счетах. Гражданин вправе предложить свою очередность. Однако окончательный порядок утверждается судебным приставом. При этом служащий может не соблюдать порядок очередности.
Перечень предметов, не подлежащих аресту
В законодательстве установлен список объектов, пользование и распоряжение которыми не может быть ограничено. В перечень включены:
- Жилье, если оно является единственным местом, пригодным для проживания.
- Вещи домашнего обихода и индивидуального пользования. К первым относят, например, холодильник, телевизор, ко вторым – одежду, обувь и пр. Исключение составляют предметы роскоши (драгоценности и пр.).
- Материальные ценности, используемые гражданином для осуществления профессиональной деятельности, кроме вещей, стоимость которых больше 100 МРОТ.
- Рабочий, молочный, племенной скот, пчелы, олени, птицы, кролики, выращиваемые не для предпринимательства, корма и постройки, необходимые для содержания этих животных.
- Семена для посева.
- Топливо, необходимое для отопления и приготовления еды.
- Продукты питания, денежные средства, сумма которых не меньше прожиточного минимума для гражданина и лиц, являющихся его иждивенцами.
- Имущество, которое необходимо субъекту в связи с инвалидностью.
- Государственные награды, памятные и почетные знаки, призы.
Кроме этого, не допускается арест имущества, изъятого из оборота или ограниченного в нем. К таким предметам относят наркотические соединения, оружие и пр.
Очередность включения в документ материальных ценностей организации
Она установлена законодательством согласно нормам:
- В первую очередь арест накладывается на движимые предметы, не участвующие в выпуске товаров, предоставлении услуг, производстве работ. К ним в том числе относят ценные бумаги, кроме тех, которые находятся в резерве инвестиционных фондов, готовую продукцию, драгметаллы и камни, изделия из них и их лом, предметы офисного дизайна.
- Во вторую очередь арестовываются имущественные права. Ограничения накладываются на те из них, которые не используются в производственной деятельности.
- В третью очередь арестовывается недвижимость, которая непосредственно не участвует в выпуске продукции, осуществлении работ или предоставлении услуг.
- Материальные ценности, применяемые в производственных целях, попадают под ограничения последними.
Необходимо сказать, что, если взыскание на предметы предшествующей очереди не обращено, арест не может накладываться на последующие категории объектов.
Ограничения на автомобиль
При аресте ТС к описи прилагается документ, в котором даются характеристики отдельных элементов и узлов. Например, указывается номер двигателя, состояние кузова, покрышек, наличие зеркал и пр. После этого в ГИБДД отправляется постановление служащего ФССП о запрете снятия ТС с учета, выполнения техосмотра, изменения данных регистрации. Кроме этого, изымается техпаспорт для предотвращения переоформления машины.
Другие случаи
Арест может налагаться на:
- Право требования по исполнительным документам.
- Дебиторскую задолженность.
- Исключительные права на продукты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации.
Особое внимание следует уделить ограничениям в отношении дебиторской задолженности. Они предполагают установление запрета на совершение операций, которые приводят к прекращению или изменению отношений, в рамках которых возникли обязательства. Служащий ФССП составляет акт и оформляет постановление, где указывает перечень документов, подтверждающих наличие задолженности. В случае необходимости эти бумаги изымаются и передаются ответственному лицу на хранение. Копии постановления и акта передаются участникам исполнительного производства и дебитору.
Заключение
Следует сказать, что опись имущества составляется не только в случае его ареста. На практике процедура оформления акта используется в самых разных сферах. Например, в случаях, когда заключается арендный договор. Описи имущества на предприятии составляются при инвентаризации, передаче оборудования в лизинг и пр. при оформлении документа особое внимание следует уделить оценке предметов. В некоторых случаях для ее определения приглашается эксперт.