Фридрих Ратцель и его основные идеи

В конце 19-го века Фридрих Ратцель доминировал на географической сцене Германии. В первую очередь, он занимался естественными науками, и наука о Земле стала связующим звеном между ними и изучением человека. Он получил докторскую степень в области зоологии, геологии и сравнительной анатомии, и стал основателем антропогеографии.

Ратцель Фридрих: биография

Рожденный в 1844 г. Ратцель получил образование в нескольких немецких университетах. В 1872 году он посетил Италию, а США и Мексику в 1874-75 годах. Путешествовал по Восточной Европе и работал в университетах Мюнхена и Лейпцига. На современника Дарвина большое влияние оказала теория эволюции. Ратцель применил эти концепции к человеческому обществу. До него фундамент систематической географии заложил Александр фон Гумбольдт, а региональной – Карл Риттер. Пашел и Рихтгофен изложили основные принципы для систематического изучения особенностей нашей планеты.

Фридрих Ратцель первым сравнил образ жизни разных племен и народов, и, таким образом, положил начало систематическим исследованиям в области социально-экономической географии. Он испытывал живой интерес к племенам, расам и нациям, и после выполнения полевых изысканий придумал термин «антропогеография», характеризуя его как основное направление изучения Земли. Ратцель развил географию Риттера, разделив ее на антропологическую и политическую.

Широкую известность приобрела его органическая теория государства (жизненного пространства или lebensraum), в которой он сравнил его эволюцию с живым организмом.

Патриот Германии

Ратцель, ученый разносторонних научных интересов, был убежденным патриотом. В начале Франко-прусской войны 1870 года он вступил в ряды прусской армии и в ходе боевых действий был дважды ранен. После объединения Германии в 1871 г. он посвятил себя изучению образа жизни немцев, живущих за рубежом. Для этого он посетил Венгрию и Трансильванию. Он продолжил свою миссию, и в 1872 году, перейдя через Альпы, посетил Италию.

Работа в Америке

В 1874-75 годах Фридрих Ратцель побывал в Соединенных Штатах и Мексике, тем самым расширив сферу своих исследований. В США он изучал экономику, социальное устройство и среду обитания коренных жителей и племен, в особенности быт индейцев. Кроме того, он акцентировал свое внимание на неграх и китайцах, живущих в центральной части США, на Среднем Западе и в Калифорнии. На основе своих исследований он попытался сформулировать некоторые общие понятия, касающиеся географических закономерностей, вызванных контактом между агрессивно расширяющимися и отступающими группами людей.

Фридрих Ратцель: антропогеография

В 1875 году после завершения исследований в США и Мексике он вернулся в Германию, и в 1876 г. был назначен профессором Лейпцигского университета. В 1878 и 1880 годах он опубликовал две книги о Северной Америке, касающиеся ее физической и культурной географии.

Книга, благодаря которой немецкий ученый стал известен во всем мире, была завершена между 1872 и 1899 годами. Фридрих Ратцель основные идеи черпал из анализа влияния различных физических характеристик и местности на образ жизни людей. Первый том «Антропогеографии» представляет собой исследование отношений человека и земли, а второй – изучение его влияния на окружающую среду. Работы Ратцеля основывались на концепции, согласно которой деятельность человека определяется его физическим окружением. В работе автор рассматривает географию человека в плане индивидуумов и рас. По его мнению, общество не может оставаться подвешенным в воздухе. Впоследствии он развеял некоторый детерминизм своей теории, сказав, что человек включается в игру природы, и окружающая среда является партнером, а не рабом человеческой деятельности.

Ратцель применил концепцию Дарвина на человеческое общество. Эта аналогия предполагает, что группы людей должны бороться, чтобы выжить в определенных условиях окружающей среды, как растения и животные организмы. Такой подход носит название «социального дарвинизма». Базовой философией Ратцеля стало «выживание сильнейшего» в физической среде.

Пропаганда милитаризма

В 1890-е годы он активно выступал за захват Германией заморских территорий и наращивание своего военно-морского флота, способного бросить вызов Британии. Его идеи выражали пространственные последствия дарвинистской борьбы за существование. В соответствии с «законами» территориального роста, чтобы процветать, государства должны расширяться, и «высшие формы цивилизации должны расширяться за счет низших». Эти законы были якобы естественными, учитывая недавнее объединение Германии, межгосударственное соперничество в Европе (генерал Шлиффен уже разработал план вторжения во Францию) и рост империй (Африка была разделена на Берлинской конференции в 1884-85 годах). Взгляды Ратцеля отвечали территориальным притязаниям страны. После его смерти и Первой мировой войны немецкие геополитики возродили идеи антропогеографа, чтобы удовлетворить собственные амбиции и, как следствие, его произведения были осуждены англо-американскими учеными.

Право на жизненное пространство

В 1897 г. Фридрих Ратцель написал «Политическую географию», в которой он сравнил государство с организмом. Ученый утверждал, что оно, подобно некоторым простым организмам, должно либо расти, либо умереть, и никогда не может стоять на месте. Теория Фридриха Ратцеля о «жизненном пространстве» породила споры о высших и низших расах, утверждая, что высокоразвитые народы имеют право расширить свою территорию («жизненное пространство») за счет менее развитых соседей. Он изложил свои взгляды, сказав, что расширение государством своих границ за счет слабых является отражением его внутренней силы. Высшие нации, правящие отсталыми народами, исполняют естественную потребность. Таким образом, Фридрих Ратцель, геополитика которого доминировала в Германии в тридцатые годы, внес свой вклад в развязывание Второй мировой войны.

Этапы развития общества

Обсуждая влияние физической среды на человека, немецкий антропогеограф утверждал, что человеческое общество прогрессировало поэтапно. Этими этапами являются:

  • охоты и рыболовство;
  • мотыжная культура;
  • землепашество;
  • смешанное сельское хозяйство, при котором земледелие и скотоводство смешиваются;
  • несмешанное скотоводство;
  • растениеводство.

Он, однако, утверждал, что не обязательно, чтобы все общества проходили через одни и те же экономические этапы.

Единство в многообразии

В те дни имело место огромное увеличение знаний и информации; данные поступали в больших объемах из разных уголков земли. Каждый регион, отличающийся собственной физической средой, отличался различными способами производства и стилями жизни. Ратцель попытался построить «фундаментальное единство в многообразии».

Немецкий ученый стал свидетелем зарождения дискуссии, касающейся дихотомии между физической и социально-экономической географией. Такие ученые, как Джордж Джеральд, считали, что данная наука занимается изучением земли в целом без привязки к человеку. Они считали, что точные законы можно установить, только если человека из нее исключить, поскольку его поведение крайне непредсказуемо. Ратцель выдвинул радикальную точку зрения, объявив физическую географию областью науки, в которой человек является важным элементом. Он выдвинул принцип единства в многообразии, заявив, что в различных условиях внешней среды человек всегда приспосабливался, и поэтому для полного представления о географической оболочке Земли необходимо синтезировать разнообразные физические и культурные явления.

Подводя итог, можно сказать, что работы Ратцеля были плодотворными, особенно учитывая количество порожденных ими интеллектуальных споров по обе стороны Атлантики. Мировоззрение ученого благодаря его преподавательским и научным способностям доминировало в течение многих десятилетий.

Комментарии