Гладилин Анатолий Тихонович: биография
Гладилин Анатолий Тихонович – представитель так называемой антисоветской прозы. Его творческий путь начался в 1965 году с публикации «Хроники времен Виктора Подгурского». В годы «оттепели» его имя прогремело в литературных кругах. Произведения Гладилина стоят в одном ряду с книгами таких авторов, как Аксенов, Окуджава, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина.
Биография
Гладилин Анатолий Тихонович родился в 1935 году, в Москве. Учился в Литературном институте им. Горького, но не окончил его. После того как в «Юности» были опубликованы первые произведения, в творчестве произошел длительный застой. К счастью, писатель получил приглашение в газету «Московский Комсомолец», для которой на протяжении недолгого времени писал статьи.
Гладилин Анатолий Тихонович несколько лет проработал в редакции киностудии им. Горького. В шестидесятые годы писатель стал проявлять себя и как активный общественный деятель. Например, выступил в поддержку литераторов Синявского и Даниэля во время громкого судебного процесса.
В 1972 году Гладилин Анатолий Тихонович опубликовал повесть «Прогноз на завтра». Спустя несколько лет писатель эмигрировал. Более тридцати лет он проживает во Франции.
Писатель-шестидесятник
В период оттепели, когда литература являлась для советских людей единственной отдушиной, проза Гладилина занимала относительно скромное место. В шестидесятые годы журнал «Юность» был обязан своими миллионными тиражами прославленным авторам, чьи творения впоследствии стали классикой. Творчество героя этой статьи было быстро забыто соотечественниками.
Гладилин Анатолий Тихонович, биография которого сложилась типично для литераторов шестидесятых-семидесятых годов (сложность в издании произведений, эмиграция), в своих книгах стремился ответить на вопрос о том, как жить в это непростое время, не повторяя ошибок своих отцов. «Евангелие от Робеспьера» – повесть, посвященная революционерам. Последнее произведение, написанное в Советском Союзе – «Прогноз погоды», – удалось напечатать лишь в Германии. Гладилин Анатолий Тихонович, книги которого стали появляться в начале шестидесятых, нередко сравнивали с писательницей Франсуазой Саган.
Юный автор
Первое произведение Гладилина, которое имели удовольствие прочитать советские читатели, написано было тогда, когда автору едва исполнилось двадцать. Его сравнивали с французским прозаиком Саган. Ведь литературный путь знаменитой писательницы тоже начался весьма рано: в семнадцать лет. Однако разница состояла в гонорарах. Саган получила за первый свой роман огромную сумму. Она бы могла в дальнейшем существовать вполне безбедно, если бы не расточительный и разгульный образ жизни. Гладилин же получил за свою дебютную работу «Хроника времен Виктора Подгурского» гроши.
Антисоветский прозаик
Гладилин Анатолий Тихонович, произведения которого вызвали в шестидесятых годах резонанс, придерживался взглядов, которые работники цензуры называли «антипатриотическими». Известно, что этот писатель в молодые годы вел жизнь яркую, насыщенную. Он был знаком с выдающими актрисами театра и кино. Среди его близких друзей была и Марина Влади, которая в первые годы своего пребывания в Советском Союзе, не успев осознать наивность своих романтических убеждений, однажды задала прозаику риторический вопрос: «Почему вы такой антисоветский?». Для того, чтобы ответить на него, следовало родиться и повзрослеть в этой стране. Но несмотря на общепринятое мнение, Гладилин никогда не был диссидентом. Он не мечтал о свержении советской власти и верил в то, что она на века.
Первая поездка на Запад
Для человека, который прожил жизнь за «железным занавесом», Европа казалась землей обетованной. В 1962 году группа советских писателей посетила Париж. В составе ее был и Гладилин. За литераторами следили сотрудники КГБ. Их водили по «городу влюбленных» согласно строгой инструкции. Несмотря на постоянный контроль, писатель был поражен. Париж показался ему настоящим раем. И только спустя годы Гладилин понял, что одно дело посетить этот город в качестве туриста, совсем другое – жить здесь.
Эмиграция
Как и многие другие писатели второй половины прошлого века, Гладилин вынужден был уехать из страны, дабы избежать ареста. Кроме того, в его столе хранилось немало сочинений, которых никогда бы не пропустила советская цензура. Писатель эмигрировал. Но спустя годы признался, что если бы знал о грядущей перестройке, никогда бы не уехал из Советского Союза. На Западе была свобода. Литературные произведения в Париже не подвергались цензуре. Но там не было читателей.
В Париже Гладилин заставил себя забыть о том, что он известный писатель. Он устроился работать в организацию «Радио Свободы». Коллегами прозаика стали выдающиеся советские литераторы, которые также вынуждены были некогда покинуть Советский Союз. Журналистика увлекла Гладилина. Художественная литература ушла на второй план.
Книги
На родине Гладилину удалось напечатать три произведения. Среди них – историческая повесть «Сны Шлиссельбургской крепости». Главный герой книги – Ипполит Мышкин, предпринявший попытку вывезти из Сибири Чернышевского. В Советском Союзе была издана повесть «Секрет Жени Сидорова».
В Париже Гладилин написал «Большой беговой день», «Кипарис под снегом» и несколько документальный произведений.
Другие книги Гладилина:
- «Дым в глаза».
- «Вечная командировка».
- «Меч Тамерлана».
- «Тень всадника».
- «Улица генералов».
Личная жизнь
В эмиграцию уехал с женой Гладилин Анатолий Тихонович. Семья у писателя, впрочем, была не одна. Когда он уезжал из СССР, личная жизнь его была довольно запутанной. Спустя несколько лет после прибытия во Францию, Гладилин встретился с бывшей женой. Через несколько месяцев оказалось, что она ждет ребенка. Писателю удалось вывезти из Советского Союза и ее. Сегодня Гладилин – глава большого семейства. У писателя две дочери от разных браков, внуки. Время от времени он посещает родину и охотно дает интервью российским журналистам.