Как оформить внутреннее совместительство. Особенности внутреннего совместительства
Любой совершеннолетний россиянин может работать по совместительству. Законодательство не запрещает вести деятельность на нескольких должностях и даже в разных сферах. Такие сотрудники считаются полноценными членами коллектива. Они имеют такие же обязанности, как и их коллеги, но с некоторыми особенностями. Детальнее о том, как оформить внутреннее совместительство на фирме, читайте далее.
Суть
Если сотрудник выполняет задания не только те, которые положены ему по должностному окладу, но и еще имеет дополнительные обязанности, то он является совместителем. То есть имеет вторичную занятость. Чтобы оформить работу по внутреннему совместительству, занятость должна быть постоянной, оплачиваемой, оформленной договором. Если один человек выполняет работу на двух должностях одновременно, то речь идет о внутреннем совместительстве. Если сотрудник работает сразу на двух фирмах, то имеет место внешне совместительство.
Совместительство может быть и в рамках одной должности, но с двойным окладом. В этом случае работник просто берет на себя дополнительные часы работы.
Законодательство
Согласно ТК РФ любой гражданин имеет право брать на себя дополнительные трудовые обязанности в свободное от работы время. Такой вид взаимоотношений называется совместительством. Под ним подразумевается, что сотрудник официально берет на себя дополнительные обязанности.
«Совмещение» и «совместительство» - это разные понятия. В первом случае речь идет о том, что человек берет дополнительные часы работы, а во втором - о том, что сотрудник за доплату должен осуществлять все обязанности в рабочее время.
Кто НЕ может стать совместителем?
Перед тем, как правильно оформить внутреннее совместительство работника, нужно убедиться, что он не входит в группу исключений. Дело в том, что совместителем может быть не каждый гражданин. Под исключения попадают:
- несовершеннолетние (лица младше 18 лет);
- представители профессий с высоким уровнем ответственности (адвокаты, судьи, работники транспортной сферы, спецслужб);
- служащие государственных и муниципальных организаций;
- военнослужащие;
- лица, трудящиеся в тяжелых условиях;
- члены Правительства РФ.
Если в компании появляется свободная вакансия, работодатель может предложить конкретному сотруднику стать совместителем. Последнее слово останется за работником.
Как оформить внутреннее совместительство: подготовка
Поскольку внутренне совместительство предусматривает повышение зарплаты, оформляться такой вид деятельности должен на основании письменного соглашения. В ТК представлены четкие предписания по заключению соглашения. Во-первых, заинтересованный сотрудник должен написать заявление на имя нанимателя. Образец документа можно взять в бухгалтерии. Во-вторых, перед тем как оформить внутреннее совместительство у одного работодателя, отдел кадров может затребовать документы, подтверждающие наличие у сотрудника квалификации. А вот повторно требовать паспорт или трудовую требовать не имеют права. Эти документы сотрудник предоставлял при первоначальном обращении.
Договор
Если заявление будет одобрено директором, то с сотрудником будет заключен особый трудовой договор. В нем должно быть указано, что письменное соглашение касается исключительно работы по совместительству. Также следует указать:
- часы работы по новой должности;
- перечень обязанностей;
- режим отдыха;
- порядок получения зарплаты;
- условия расторжения договора;
- срок действия документа;
- период предоставления отпуска.
Такой документ действует четко ограниченное время. По завершении указанного срока нужно будет заново проходить процедуру оформления. Срочные договора оформляются на период:
- сезонных работ;
- исполнение чужих обязанностей;
- устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
- работы за пределами страны.
Срочный договор можно заключать не только с совместителем, но также с сотрудниками, которые:
- выполняют сезонные работы;
- направляются на работу за границу;
- работает на маленьком предприятии численностью до 35 человек;
- является пенсионерами.
В ТК не прописано, как именно его прописать в договоре. Максимальный срок действия договора не может превышать 5 лет. В качестве ограничения в документе прописывается конечная дата или определенное событие, например, выход сотрудника или завершение сезонных работ. Допускается формулировка "До выхода на работу менеджера Петрова с административного отпуска" и т. д.
Дополнительное соглашение
Иногда совмещение оформляется допсоглашением. Оно не может существовать без основного договора. Совмещение предусматривает выполнение объема работы сверх нормы в рабочее время. Допсоглашение может потребоваться, если совместительство становится основной работой. Но в этом случае правильнее оформить сначала полное увольнение, а затем принятие на новую должность.
С юридической точки зрения, подписание трудового договора не закреплены за сотрудником новый статус. Чтобы изменения вступили в силу, нужно на внутреннее совместительство оформить приказ.
Приказ
Чтобы правильно оформить внутреннее совместительство, нужно издать приказ, в котором указать:
- паспортные данные директора;
- номер и дату приказа;
- данные сотрудника;
- наименование должности;
- отдел работы;
- срок действия договора;
- режим работы, часовую нормировку;
- ссылка на основной трудовой договор.
Документ должен быть подписан директором и сотрудником. У каждой из сторон сделки должен быть свой экземпляр. На процедуру оформления выделяется три рабочих дня.
Совместительство на одной должности
Бывают ситуации, когда должность остается вакантной длительный период времени, и в компании есть сотрудники, выполняющие эту работу с достаточным опытом. квалификацией и набором навыков. В таком случае следует поинтересоваться, как оформить внутреннее совместительство у одного работодателя по одной должности.
Если вторая должность является тождественной, то вопрос совместительства будет вызывать массу сложностей ввиду поправок в Трудовой кодекс. По закону под совместительством понимается выполнение сотрудником процесса, который отличающегося от занимаемой должности. То есть обе работы должны быть противоположным между собой. Поэтому работодатели оформляют эту операцию на свой страх и риск. Если предприятие попадет под проверку трудовой инспекцией, то подобные случаи будут детально проверяться. Если инспекция установит, что работодатель умышленно лишает сотрудника права на дополнительную оплату труда, то на организацию будут наложены штрафные санкции.
Чтобы обезопаситься от таких ситуаций, руководитель должен опираться на объективные основания при оформлении совместительства. Условия работы должны быть выгодными для сотрудника. Не менее важно правильно оформить документацию, чтобы дополнительные часы работы не пересекались с основной занятостью. Труд должен оплачиваться в размере минимум 1/2 оклада дополнительной должности, включая все надбавки и доплаты. За сотрудником должны сохраняться все социальные выплаты и отпускав, причем по обеим должностям.
Лимиты
Количество мест работы совместителей законодательно не ограничено. Продолжительность дня совместителя не может превышать четырех часов в день. Если сотрудник в какой-то день освобожден от основной работы, он заниматься дополнительной деятельностью полный день. Но за месяц продолжительность работы не должна превышать 1/2 нормы времени, установленной для данной категории сотрудников.
Лимиты можно не соблюдать, если по основной работе сотрудник:
- приостановил деятельность в связи с задержкой выплаты зарплаты;
- отстранен по состоянию здоровья максимум на четыре месяца;
- является директором, заместителем, главным бухгалтером и занимает другую управленческую должность.
Имеются также отдельные лимиты по должностям. В частности, не могут работать по совместительству:
- директор унитарного предприятия;
- руководитель охранного бюро;
- руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения.
Все остальные вышестоящие руководители могут работать по совместительству только по разрешению уполномоченного органа или собственника организации.
Если организация все-таки приняла работника, который попадает под исключения, нужно его уволить.
Прекращения действия договора
Разобравшись с тем, как оформить сотрудника по внутреннему совместительству, перейдем к вопросу прекращения действия договора. Увольнение совместителя оформляется в обычном порядке. Для прекращения трудовых взаимоотношений нужно, чтобы одна из сторон потребовала расторжения договора. Если соглашение заключалось на период проведения сезонных или временных работ, то с их завершением срок действия договора также заканчивается.
Если организация не планирует продолжать сотрудничество, то она обязана уведомить сотрудника минимум за 3 календарных дня до момента увольнения. Уведомление оформляется в письменном виде и вручается лично сотруднику. Если сотрудник отказывается подписать акт об увольнении, то нужно составить акт об отказе и дать его на подпись двум свидетелям. Это и будет служить доказательством получения уведомления. Далее печатается приказ, в котором в качестве основания указываются реквизиты уведомления о прекращении действия договора. Уже на основании этого документа вносятся записи в трудовую книжку и личную карточку сотрудника.
Как оформить внутреннее совместительство в 1С 8.3
С 01.04.2015 в ООО на должность бухгалтера принимается Климова И. Н. для работы совместителем на 0,5 ставки. Размер полного оклада составляет 20 тыс. руб./мес. График работы - 5 будних дней по 4 часа. Рассмотрим, как в 1С оформить внутреннее совместительство.
Первым делом следует в справочнике "Физические лица" занести нового сотрудника. Для этого следует нажать на кнопку "Добавить" и пошагово внести данные: Ф. И. О., дату рождения, пол и установить флажок "Штатный сотрудник". Поле "Организация" заполняется автоматически, а "Табельный номер" после записи карточки ставится следующий по порядку. Здесь же указывается ИНН, паспортные данные, номер пенсионного свидетельства и прочие данные, например, группа инвалидности и т. д.
На второй вкладке "Место работы" заполняются все данные об условиях работы. Автоматически создается "Приказ о приеме на работу". Как оформить внутреннее совместительство? В поле "Вид занятости" следует указать "Внутреннее совместительство". Здесь же указывается подразделение работы, график (0,5 ставки), период испытательного срока. Правильное заполнение этих полей влияет на корректный расчет зарплаты в будущем.
Реквизиты трудового договора присваиваются автоматически. В случае оформления по срочному договору следует заполнить конечную дату.
На следующем этапе указывается информация о начислениях: их вид, размер, перечень надбавок. Если совместителю положен оклад, то нужно выбрать расчет "Оклад по часам" и задать полную ставку. При расчете зарплаты он будет пересчитываться исходя из количества рабочих часов.
Как оформить внутреннее совместительство? После заполнения всех данных нужно нажать на кнопку "Готово". Информация о сотруднике попадет в базу физических лиц. Автоматически сформируется приказ о приеме на работу. остается его распечатать и подписать.
Расчет зарплаты
Разобравшись с тем, как в 1С занести отразить внутреннее совместительство, определимся как осуществляется начисление зарплаты сотруднику? Допустим, за апрель 2015 года сотрудник проработал 87 часов из 175 положенных при полной занятости. Начисленная зарплата составит: 20000/175*87 = 9942,86 р.
Все начисления будут проводиться документом "Расчет зарплаты сотрудников".
Внутреннее совместительство: как оформить отпуск?
Право на отпуск у сотрудника появляется после шести месяцев непрерывной работы в организации. Раньше этого времени могут получить отпуск совместители при условии. что этот период совпадает с отпуском по основному месту работы. Это право совместителя, а не обязанность. То есть он может уйти в отпуск по основному месту работы и продолжать трудиться на подработке. И наоборот. Если количество дней отдыха по основному месту работы превышает положенный отпуск совместителя, то разница должна быть покрыта отпуском "за свой счет".
По стандартной схеме осуществляется расчет отпускных, если имеет место внутреннее совместительство. Как оформить отпуск?
На первом этапе рассчитывается время фактической работы. Из этого периода вычитаются праздничные и не рабочие дни. Далее определяется общая сумма полученной на руки зарплаты за вычетом налогов и прочих отчислений. Суммарный заработок делится на фактически отработанное время за предыдущий календарный год. Среднедневной оклад умножается на количество дней отпуска.
Пример
С 4 ноября 2015 года сотрудник фирмы, который был трудоустроен еще в 2012 году, оформился на другом предприятии совместителем. Со второго июня ему предоставляется ежегодный отпуск в 24 дня. На отчетную дату сумма его фактического заработка составила 78 тыс. р. по основному месту и 12 тыс. р. в качестве совместителя. Рассчитаем отпускные.
Расчетным периодом является сумма заработка с июнь 2015 года — май 2016 года. На отчетный год выпало 10 праздничных дней.
Отпускные по основному месту работы = (78000/(365-10))*24 = 219,72*24 = 5273,28 р.
При расчете отпускных совместителя будет учитываться полные месяцы работы. Поскольку сотрудник был трудоустроен в ноябре, то в отчетный период попадают декабрь 2015 года — май 2016 года. На этот период приходится 8 праздничных и нерабочих дней.
Отпускные совместителя = 12000/(182 – 8))*24 = 68,57*24 = 1645,68 р.
Преимущества совместительства
Наличие дополнительного времени и особенности составления договора на совместительство дают возможность сотруднику «переключаться» между трудовыми задачами, уделяя внимания приоритетному вопросу. Такой подход эффективно сказывается на личном развитии работника.
Если оформить работника по внутреннему совместительству, то можно будет заключать с работодателем любых трудовых соглашений, даже если они меняют вид занятости.
Если одна из занимаемых должностей будет ликвидирована, то сотрудник должен иметь возможность перезаключить с нанимателем договор, закрепив оставшуюся должность в качестве основной. То есть совмещение позволяет сотруднику получить некую финансовую и профессиональную стабильность.
Но выгоды от совместительства получает не только сотрудник, но его работодатель. В частности, он меньше платит налогов и экономит фонд оплаты труда.