Мовсес Хоренаци: биография, "История Армении"
Армянская историография является древнейшей в Закавказье. На момент, когда в 9-10-м веках первые грузинские летописцы стали писать свои труды, в византийских библиотеках уже хранились произведения Хазара Парпеци, Фавста Византийского, Корюна, Егише и Мовсеса Хоренаци. Последний получил прозвище Кертохаайр, что переводится как "отец историков". Сведения из его трудов проливают свет на древнейшую историю Армении и являются источником информации о сопредельных странах, существовавших в Передней Азии до 5-6 века нашей эры.
Мовсес Хоренаци: биография в молодости
Достоверные сведения о жизни летописца отсутствуют. Единственным источником информации о жизни Хоренаци является его труд «История Армении», в которой он иногда делает отступления и приводит некоторые факты о событиях, происходивших лично с ним.
Традиционно принято считать, что историк родился в деревне Хорен Сюникской области в 5 веке. Именно с ее названием связано прозвище летописца. Оно переводится как «Мовсес из Хорена». Согласно рассказу самого автора, он получил начальное образование в родном селе, где действовала школа, основанная создателем армянской письменности Месропом Маштоцем. Позднее его послали на учебу в Вагаршапат, где Мовсес Хоренаци изучал греческий, пехлевийский (среднеперсидский) и сирийский языки. Затем, в числе лучших учеников, он был направлен для продолжения образования в город Эдессу, которая на тот момент была одним из важнейших культурных центров всего региона. Успехи молодого школяра были настолько очевидны, что он получил рекомендации и отбыл учиться в Александрию — один из величайших городов Римской империи позднего периода, где подробно ознакомился с неоплатонической философией.
После возвращения на родину
Считается, что, вернувшись в Армению, Мовсес Хоренаци совместно с Маштоцем и другими его учениками перевел на армянский язык Библию, став одним из первых «Таргманич». Позже все эти священнослужители были причислены к лику святых.
Смерть
В 428 году Армения была захвачена и поделена между византийской империей и Персией. Перед самой своей смертью Мовсес Хоренаци написал: «Я плачу и горюю о тебе, страна Армения... Нет у тебя больше царя, нет священника, нет символа и даже учителя! Воцарился хаос и пошатнулось православие. Невежество наше посеяло псевдомудрость. Священники - высокомерные себялюбы с епитимьей на устах, лентяи, честолюбцы, которые ненавидят искусство и любят праздники и возлияния…».
«История Армении»
Этот главный труд всей жизни Мовсеса Хоренаци охватывает период с момента образования армянского народа до пятого века нашей эры. Его главная ценность заключается в том, что эта книга является первым полным изложением истории страны. В то же время в ней содержится изложение мифологии, произведений устного народного творчества, языческой религии, полууничтоженной на момент написания манускрипта, внутренней жизни государства и ее политическим и экономическим связям с миром. В ней имеются также различные данные по культуре и истории соседних стран.
Летопись состоит из трех частей:
- «Родословие Великой Армении», включающей летопись страны от ее мифологического возникновения до основания в 149-м году до нашей эры династии Аршакидов.
- «Изложение средней истории наших предков» (до смерти святого Григория Просветителя).
- Заключение (до 428 г. н. э, когда произошло падения династии Аршакидов, которому был свидетелем сам армянский историк).
Псевдо-Хоренаци
Существует и 4 часть, которая, по мнению большинства исследователей, написана неизвестным автором, доведшим изложение истории до времени правления императора Зенона, которое пришлось на период 474-491 годов. Первые 3 части также содержат анахронизмы, противоречащие сведениям, сообщаемым Лазарем Парпеци и Корюном. При этом последний в своих трудах подтверждает существование епископа по имени Мовсес.
До сих пор остается неизвестным, почему автор и анонимный редактор 4-й части «Истории Армении» воспользовался именем Мовсеса Хоренаци. Есть версия, что он намеревался прославить так династию Багратидов, которая с конца 7-го столетия была главенствующей в стране. В 885 году на престоле воцарился Ашот Первый. Скорее всего, задача Псевдо-Хоренаци состояла в том, чтобы создать почву для возвышения этой династии.
Творчество
Книга «История Армении» Мовсеса Хоренаци — это не единственное литературное произведение, написанное летописцем. Он также известен, как сочинитель церковных гимнов, поэт и грамматик. В числе его произведений можно отметить:
- «Риторику».
- «Географию» (автором этого сочинения некоторые исследователи склонны считать Ананию Ширакаци).
- «Речь о святой мученице деве Рипсимэ».
- «Поучение о Преображении Христа».
- «Комментарии к армянской грамматике» и пр.
Как было принято у первых армянских монахов-писателей, в его трудах, вне зависимости от их содержания, есть отступления, в которых он рассказывает бытовые подробности или описывает события, которые произошли с окружающими его людьми в момент работы. Литературоведы отмечают безусловный писательский и поэтический талант Хоренаци, который особенно ярко проявляется в его гимнах и проповедях.
Научные споры
То, что Мовсес Хоренаци был реально существующей личностью, на данный момент не оспариваются. Однако, многие западные историки не согласны с тем, что Хоренаци жил в 400 годах и настаивают на том, что он осуществлял свою деятельность гораздо позднее, в промежутке между 7-9 веками. Причиной является упоминание в «Истории Армении» ряда топонимов, относящихся к более позднему периоду. Однако армянские исследователи жизни летописца утверждают они, были вставлены позднее, монахами-переписчиками, которые заменяли устаревшие название населенных пунктов, рек и областей, на современные им.
Под сомнение ставится и обстоятельство, что Хоренаци является учеником Месропа Маштоца, так как, возможно, называл себя так в переносном смысле. В пользу последней версии говорит и то обстоятельство, что армяне и по сей день называют создателя своей письменности Великим Учителем.
Некоторые анахронизмы в тексте «Истории Армении» бросают тень и на утверждение, согласно которому заказчиком Хоренаци был царь Саак Багратуни. Возможно, его имя также было вписано исходя из политических соображений.
Армянский историк Хоренаци сыграл огромную роль в развитии культуры своего народа. Благодаря его монументальному труду, охватывающему период в несколько тысячелетий, до нас дошли многие мифы и легенды, а также была выстроена целостная картина событий и бедствий, которые в период его жизни пережил народ.
Армяне и по сей день с большим почтением относятся к Хоренаци, и каждый школьник знает о его вкладе в культуру своей страны.