Храм Геры в Олимпии, Греция: история, архитектор, фото

Среди двенадцати богов Олимпа, каждый из которых покровительствовал какой-либо определённой сфере жизни древних греков, забота о браке и материнстве выпала на долю Геры – жены, а по ряду источников, и сестры самого Зевса. Нельзя сказать, чтобы эта особа отличалась тихим и благодушным нравом. Напротив, мифы рисуют её ревнивой, властной, а порой и жестокой дамой. Храм Геры в Олимпии, чьи руины стали в наши дни своеобразной туристической Меккой, служит ей памятником.

Откуда в наш мир пришли Олимпиады?

Храм Геры в Олимпии, реконструкция которого проходила при участии специалистов ЮНЕСКО, расположен в том легендарном месте, откуда начали свой путь по земному шару Олимпийские игры. Об этом нетрудно догадаться из самого названия города. Также свидетельством этому является предание, которое гиды непременно рассказывают любознательным туристам.

Однажды бог времени Кронос – вздорный и злонравный старик - рассердился за что-то на своего малолетнего сына Зевса. Уберечь будущего громовержца от отцовского гнева вызвались три брата, приехавшие с Крита. Старшего из них, как потом выяснилось, звали Геракл. Нашкодившего юнца братья спрятали в священной роще Алтис, а сами, чтобы убить время, принялись состязаться в беге.

Победа досталась Гераклу, и он был награждён венком из дикой оливы. Впоследствии местность, в которой находилась священная роща, получила название Олимпия, а невинная забава братьев дала начало международному олимпийскому движению. В связи с этим храм Геры в Олимпии сделался одним из самых известных древних святилищ.

Храм, достойный богини

Храм Геры в Олимпии, история которого насчитывает почти три тысячелетия, является сегодня одной из самых ранних монументальных построек Древней Греции. Он находится на южном склоне холма, называемого Кронием, и отделён от него мощной стеной-террасой. Место для возведения святилища выбрали в северо-западной части той самой священной рощи Алтис, где Гераклом была одержана первая олимпийская победа.

Древнегреческий писатель и географ Павсаний относит возведение этого святилища к 1096 году до нашей эры, однако, как следует из его сочинения, речь в нём идёт об иной постройке, стоявшей на месте нынешних руин. Это был также храм Геры в Олимпии, описание которого рисует нам сооружение, отличавшееся строгостью и законченностью линий. Состояло оно из внутренней части, называемой целлой, а также пронаоса – небольшой пристройки впереди здания – своего рода вестибюля.

Святилище, превращённое в музей

Колонны, без которых не мыслили своего творчества древнегреческие зодчие, первоначально были изготовлены из ценных пород дерева, по преимуществу ливанского кедра, но затем заменены каменными. Вообще, за долгие века своего существования храм Геры в Олимпии многократно перестраивался, и сегодня путеводители сообщают по меньшей мере о шести известных его конструкциях.

Это продолжалось до тех пор, пока римляне не превратили его в обычный музей, куда свозились всевозможные исторические диковинки. Нельзя сказать, чтобы они были равнодушны к браку и материнству, но у них этой сферой жизни ведала иная богиня – Юнона, оттеснившая на второй план храм Геры в Олимпии. Ордер, в соответствии с которым он был построен, а это был яркий пример классического коринфского стиля, лишь придавал солидность римскому музею.

Состязания, посвящённые богине

Храм Геры в Олимпии был свидетелем весьма своеобразных ритуалов, совершаемых в честь почитаемой всеми богини. Павсаний, например, повествует о том, как раз в четыре года шестнадцать самых искусных ткачих Греции собирались в храме и ткали одеяния для Геры. Между ними шло состязание – нечто вроде современных конкурсов «Лучший по профессии». Но этим программа ритуала не ограничивалась.

Следующим этапом были проводимые на олимпийском стадионе соревнования по бегу, называвшиеся «гереи». В них участвовали только женщины. Участницы, разбитые по возрастным категориям, стартовали группами - начиная с совсем юных девиц и заканчивая дамами весьма почтенного возраста. Историк пишет, что и бабушки, и внучки бежали хоть и разные дистанции, но в одинаковых коротких туниках, не доходящих до колен, с распущенными волосами и обнажённой левой грудью.

Очевидно, это зрелище очень нравилось богине, потому что браки заключались регулярно, а плодовитости гречанок можно было лишь позавидовать. Победительницу забега ждал заветный приз – ей вручалась половина жертвенной коровы, а также предоставлялось право украсить храм Геры в Олимпии собственной статуэткой с соответствующей надписью. В наши дни среди руин храма для туристов проводятся театрализованные представления в память о тех давних состязаниях.

Скульптурное украшение храма

Как свидетельствуют археологи, в центре храма размещалась скульптура самой Геры, восседавшей на троне. В своём изначальном виде она не дошла до наших дней, но по сохранившимся фрагментам можно предположить, что высота её достигала трёх метров. Рядом с троном помещалась высеченная в полный рост мужская фигура. Её принадлежность вызывает споры у исследователей. По ряду признаков, она могла быть изображением Зевса – мужа Геры, но некоторые учёные полагают, что это её сын Арес.

Если о художественных достоинствах данной композиции судить сложно ввиду того, что от неё сохранились лишь незначительные фрагменты, то другое изваяние, которое на протяжении веков хранил в своих стенах храм Геры в Олимпии, является признанным шедевром. Речь идёт о скульптуре Гермеса с младенцем Дионисом на руках работы Праксителя – выдающегося древнегреческого скульптора IV века до нашей эры. Важно отметить, что это произведение было выполнено в единственном экземпляре и не имеет ни копий, ни аналогов, как правило, изготовлявшихся древними мастерами.

Собрание работ мастеров древней Спарты

Храм Геры в Олимпии, архитектор которого, к великому нашему сожалению, остался неизвестным, в период расцвета Древней Греции представлял собой богатейшее собрание скульптур, выполненных из слоновой кости и золота. Об этом мы также узнаём из сочинений Павсания. Его наполняли изображения небожителей, населявших Олимп и являвшихся непременными героями мифологии.

Среди них можно было увидеть воинственную Афину в шлеме и с копьём в руке, Гора – божественного повелителя Солнца, неба и времён года, изображённого в виде человека с ястребиной головой, а также прекрасных нимф – Гасперид, хранительниц золотых яблок, и многих других, чьи имена были знакомы каждому жителю той эпохи. Большинство работ принадлежали мастерам воинственной Спарты, что опровергает бытующее мнение о неразвитости искусства среди её народа.

Храм Геры в Олимпии был местом, где хранился уникальный ларец, являющийся не только выдающимся произведением декоративно-прикладного искусства, но также и исторической реликвией. С ним связано предание, которое упоминает в своих сочинениях другой древнегреческий историк Геродот.

Легенда о хромой невесте

Она гласит, что среди жительниц Коринфа – весьма древнего греческого города - была некая девица по имени Лабда, приходившаяся дочерью местному царю Амфиону. Несмотря на столь высокое происхождение, она не могла найти приличного жениха, поскольку была не только злой и сварливой, но к тому же ещё и хромой, за что все над ней потешались.

Разумеется, она переживала, проводя дни и ночи в рыданиях. В результате, чтобы не томить девицу, её выдали замуж за простолюдина. И вот накануне свадьбы придворный оракул во всеуслышание предсказал, что от этого брака родится сын, который отмстит жителям города за слёзы матери.

Мстительный юноша

Оракул знал, что говорил, и в положенный срок на свет появился мальчик, получивший имя Кипсел. Горожане, вообще слепо верившие всяким предсказаниям, толпой явились во дворец убить новорожденного. И вот тут-то на сцене появляется этот самый ларец, сделанный из кедра, украшенный слоновой костью с золотой чеканкой.

Именно в него отчаявшаяся мать спрятала своего первенца, чем и спасла его жизнь. Надо ли говорить, что, достигнув зрелых лет, взойдя на престол и став первым коринфским тираном, Кипсел оправдал всеобщие ожидания, залив город потоками крови. Ларец, сослуживший жителям Коринфа столь дурную службу, затем поместили в храм Геры как напоминание о том, к чему может привести политическая недальновидность.

Руины – памятник былого величия

Время, землятресение, случившееся в IV веке, а главное, исторические катаклизмы, свидетелями которых стала древняя Эллада, сделали своё дело. Сегодня храм Геры в Олимпии, фото которого представлены в статье, являет собой почтенные руины, окружённые яркой южной растительностью. Взорам туристов открывается лишь фундамент с остатками некогда мощного ортостата – ряда вертикально положенных плит, окружавших цоколь здания, да несколько колонн.

Часть их сумела устоять и, возвышаясь среди развалин, служит напоминанием о прежнем величии. Остальные же покрывают землю своими обломками. Храм Геры в Олимпии (Греция) стал жертвой самого безжалостного из небожителей – бога времени Кроноса.

Комментарии