Акт инвентаризации источников выбросов. Приказ о проведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии

Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу – это комплекс мероприятий, которые выполняются природопользователями, включающий систематизацию данных о выбросах загрязняющих веществ, выявление их местонахождения, определение показателей выбросов. Детальнее о том, как проходит этот процесс и как заполняется акт инвентаризации источников выбросов, читайте далее.

Терминология

Стационарным источником выбросов являются любые источники выброса ЗВ, располагаемые на территории проверяемого предприятия. Они условно делятся на два типа:

  • организованные (выброс осуществляется через газоходы и трубы);
  • неорганизованные (выброс поступает в атмосферу в результате нарушения работы оборудования).

К последней категории также относят используемые транспортные средства, резервуарные парки, железно- и автодорожные эстакады.

Цели

Инвентаризация источников выбросов в атмосферу осуществляется с целью:

  • определения норм выбросов;
  • оценки технологических процессов на предмет их соответствия требованиям;
  • сопоставления величин выбросов требованиям нормативных актов;
  • формирования баз данных источников выделений веществ.

Сам процесс осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». По данному закону организации, имеющие источники загрязняющих веществ, обязаны: осуществлять контроль источников выбросов, обеспечивать проведение проверки и участвовать в разработке допустимых норм.

Задачи инвентаризации

  • Классификация источников загрязнений.
  • Определение количественного содержания загрязняющих веществ (ЗВ).
  • Оценка уровня влияния выбросов на природную среду.
  • Определение уровня эффективности очистки.
  • Выявление характеристик используемых предприятием ресурсов.

Инвентаризацию осуществляют все предприятия, работа которых связана с выбросом отходов. Во время проведения проверки следует учесть:

  • основные источники выбросов на производственной площадке;
  • объекты тяготения источников;
  • все загрязняющие вещества;
  • архивные данные предыдущих проверок.

Сроки

Организация, проводящая проверку, должна соблюдать действующие нормы. Если работы проводятся силами собственного подразделения, то оформлять лицензию на их проведение не нужно. Инвентаризация источников выбросов в атмосферу по новым, модернизированным источникам должна осуществляться раз в два года с даты выхода документации на оборудование. По действующим источникам выбросов 1 раз в:

  • 4 года - для объектов, отнесенных к 1-­й категории;
  • 5 года - для объектов, отнесенных ко 2-­й и 3-й категориям;
  • 6 лет - для объектов 4-й категории;
  • 10 лет - для объектов 5-­й категории.

Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ, а также объекты, оснащенные автоматизированной системой контроля, находящиеся на консервации, проверке не подвергаются.

Этапы

Проверка осуществляется в такой последовательности:

  • подготовка;
  • обследование;
  • получение и оформление результатов.

Рассмотрим каждый из этапов детальнее.

Документация

Перед тем как будет проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, организация должна:

  • осуществить наладку системы вентиляции и оформить на нее паспорт;
  • оборудовать места отбора по требованиям нормативных актов;
  • ­подготовить справку о методах управления технологическим оборудованием;
  • ­подготовить статистику о годовом производстве, количестве всех видов потребляемого сырья и вспомогательных веществ.

К справке прилагаются:

  • данные о химических реакциях;
  • диаграммы техпроцесса;
  • порядок запуска и вывода оборудования;
  • другая документация, необходимая для понимания всех аспектов работы.

Подготовка

На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:

- Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.

- Издать приказ о проведении инвентаризации, образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.

- Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.

- Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.

- Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.

По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.

Приказ о проведении инвентаризации: образец

ООО «АВС»

г. Москва 21.12.2016

Приказ

о проведении инвентаризации

Для осуществления проверки _________________________ назначается комиссия в составе:

Председатель: Ф.И.О. сотрудника Подпись

Члены комиссии: Ф.И.О. сотрудников Подписи

Проверке подлежит ___________________________.

К инвентаризации приступить 20.12.2016 и окончить 25.12.2016 г.

Материалы по инвентаризации сдать в Росприродназор до 28.12.2016 года.

Руководитель Иванов И.И.

Обследование

На этом этапе осуществляют:

  • Аэродинамические испытания ГОУ в соответствии с принятыми ГОСТами.
  • Сбор проб выбросов, их анализ на предмет содержания ЗВ. Для этой цели осуществляют минимум шесть контрольных проб в период проведения технологического процесса. При возникновении аварийных ситуаций, которые могут повлиять на состав выбросов, проводятся дополнительные пробы.
  • Определяют эффективность работы ГОУ путем фиксирования показаний в рабочих журналы.

Организации, которые используют оборудование, находящееся в разных районах города, составляют акт инвентаризации источников выбросов отдельно по каждому объекту. Количество выбросов определяется на основании информации о расходе топлива и времени работы источников ЗВ за предшествующий год.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ предусматривает оценку категории воздействия объектов на воздух. Этот процесс можно осуществить по результатам последней проверки:

  • для объектов, отнесенных к 4 и 5 группам со значением показателя опасности объекта менее 0,1, осуществляются уточненные расчеты ЗВ, устанавливается их количественный и качественный состав;
  • для объектов, отнесенных к 1-3 группам со значением показателя опасности объекта более 0,1, составляются за предшествующий год балансовые схемы энергетических потоков с указанием количества использованного сырья, электроэнергии, топлива, количества изготовленной продукции.

Также в процессе ­определяются координаты источников выделения веществ. На объекты наносятся номерные знаки, соответствующие картосхеме производственной площадки. Они присваиваются один раз и не меняются при последующих проверках.

Организованным источникам присваиваются номера 0001-5999, а неорганизованным – 6001-9999. Отдельно отбираются и исследуются источники выделения ЗВ, подсчет которых осуществляется инструментально-­расчетными методами, и ГОУ, на которых они образуются. В процессе проверки определяются геометрические параметры выбросов. Калькуляция проводится в условиях регламентной загрузки оборудования с учетом режимов работы и в нормальных условиях эксплуатации.

Оформление результатов

На завершающем этапе систематизируют результаты испытаний, оформляют итоги проверок оборудования, заполняют паспорта проверок и акт инвентаризации источников выбросов. Документы составляется в двух экземплярах. Дополнительно прикладывается пояснительная записка, содержащая расчёты выбросов. Копии документов направляются в управление Росприроднадзора. Комиссия либо подтверждает результаты проверки, либо направляет список замечаний, после ликвидации которых и выдается заключение.

Обработка результатов включает:

  • ­формирование таблицы с перечнем параметров, их характеристик;
  • систематизацию результатов проверки, калькуляцию массового выброса всех веществ;
  • определение влияния, которое оказывают стационарные источники выбросов в атмосферу, путем суммирования эффекта воздействия всех ЗВ;
  • ­подготовку новых карт­схем приземных концентраций групп суммации, на производственной площадке и в районе ее расположения.

Карт­схемы групп суммации составляются в масштабе 1:25000, производственной площадки - 1:500. При этом на них должны быть такие обозначения:

  • направления сторон света;
  • ­заданная система координат;
  • ­корпуса и здания, стоянки ТС, дороги;
  • ­границы площадки;
  • ­номера и ­границы источников выбросов;
  • границы жилой и санитарно-­защитной зон.

Внесение изменений

В период действия акта разработчики должны корректировать результаты проверки по отдельным источникам ЗВ, если:

  • ­произошли изменения технологии производства, качества применяемого топлива;
  • проведена реконструкция и ремонт оборудования;
  • появились дополнительные источники выделения ЗВ;
  • ­установлены неучтенные режимы работы;
  • ­изменение места нахождения оборудования повлекло за собой увеличение (на 10 % и более) качественных и количественных характеристик;
  • вступили в действие новые акты, регулирующие порядок определения выбросов.

Корректировка результатов осуществляется в течение шести месяцев с момента возникновения указанных обстоятельств.

Ответственность

За нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха виновные лица несут такую ответственность:

  • Сокрытие, искажение, несвоевременное предоставление полной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения, радиационной обстановке, состоянии земель, водных объектов влечет наложение штрафа в размере 500-1000 рублей (на граждан), 1-2 тыс. руб. (на должностных лиц), 10-20 тыс. руб. (на юридических лиц).
  • Незаконный выброс вредных веществ в атмосферу влечет наложение штрафа в размере 2-2.5 тыс. руб. (на граждан), 4-5 тыс. руб. (на ИП), 40-50 тыс. руб. или приостановление работы на 90 суток (на юридических лиц).
  • Нарушение условий осуществления выбросов влечет наложение штрафа в размере 1,5-2 тыс. руб. (на граждан), 3-4 тыс. руб. (на должностных лиц), 30-40 тыс. руб. (на юридических лиц).

Комментарии